Говорят, что спустя более семидесяти лет после фильма "Кадзе-но Матасабуро" (1940, режиссер Кодзи Сима), который Томита Исао посмотрел, когда учился в начальной школе, у него появилась возможность поработать над этим фильмом.
Так спустя много лет, великий маэстро создаёт сей опус, воплощённый в «классический» проект, премьера которого состоялась 23 ноября 2012 года в токийском Shibuya bunkamura Orchard Hall. В тираж он вышел на двух хайрезных носителях: SACD и Blu-ray, представляющие собой запись с концерта.
У меня в распоряжении супер-аудио компакт диск, однако, я буду приводить кое-какую информацию также и из синего диска.
В зависимости от физического носителя, этот альбом представляет собой не только звуковую дорожку с места проведения, но и видео-концерт (в случае с Blu-ray), в которую непосредственно включена компьютерная графика КАГАЯ (KAGAYA - сцены Южного креста и красного пламени Скорпиона и т.д.).
В бонусном видео из программы Blu-ray, Исао Томита рассказывает об Иватэ-яме, описывает свои впечатления от просмотра фильма "Матасабуро" в то время:
"В эпоху войны на меня произвели впечатление фильмы, которые не имели ничего общего с войной. И они говорят: "Что это?" Я не беспокоюсь о войне, я не боюсь репрессий и доносчиков из жандармерии, я просто забочусь о своей работе и доме. Когда я оглядываюсь назад на себя, заказавшего такую замечательную работу онлайн и спокойно наслаждающегося ею дома на своем компьютере, я думаю: "Я родился в хорошую эпоху".
После 10 лет разработки концепции, на которую Томиту с детства вдохновляло неизмеримое пространство слов, идея воплотилась в симфонию, исполняемую большим оркестром из 300 человек, включая хор. Кроме того, вокалоид "Хацуне Мику – Miku Hatsune", символ современной культуры, уже привлёк к себе внимание во многих аспектах, в том числе, как солистка и танцовщица.
Их сотрудничество, на мой взгляд, основано на желании гения электронной музыки оживить концертное выступление, по сути своей очень статичное. Я бы хотел назвать его ещё и камерным, если бы не большой концертный зал.
К тому же, великий мастер отложил в сторону свои могучие синтезаторы и встал на дирижёрскую площадку. Шоу обрело бы максимальный градус академичности, если бы не танцующая и поющая "анимешка", призванная стать хитом популярности своею «мимишностью и кавайностью».
Само изображение немного удалено от камеры, разрешение хорошее (образ Мику Хатсуне разработан таким образом, чтобы изображение всего тела соответствовало пропорции).
В качестве дополнения: кто такая видео-модель Хацунэ Мику (яп. 初音ミク)?
Вероятно, это модель SEGA, и модель под названием MMD из спектакля, показанного на NHK (вероятно, обычная версия одежды в стиле TDA). В любом случае – это аватар для реальной вокалистки, находящейся за кулисами шоу.
Сцены с появлением Мику в "Симфонии Ихатов" составляет примерно 1/4 всей истории, и даже когда Мику отражается на экране, камера часто переключается на других участников представления. Однако главным героем является сама музыка Томиты, а к Мику относятся как к члену актёрского состава, так что она лишь эпизод в симфонии.
Меня не особенно интересовала голограмма Мику, а в первую очередь музыка Исао Томиты, поэтому я купил четырёхканальный SACD.
Чего можно было бы ожидать от этого творения великого кудесника электронных инструментов? Электронную поэму, напетую синтезаторным голосом с хором и оркестром? Как раз, я надеялся на это.
Разбираясь впоследствии с вокалоидами, я наткнулся на целый мир этих компьютерных голосов на YouTube, которые, по-видимому, в основном используются непрофессиональными любителями, которые не хотят или не могут петь сами.
Но и там я обнаружил немало удивительного. Можно спорить о вкусе японцев, но меня всё же немного удивило то, что сам Томита-сан пристроил новую технологию в своё шоу и это стоило того, чтобы присмотреться и вслушаться в результат посредством компакт-диска.
Isao Tomita "Symphony Ihatov" SACD
SACD 4.0
1. Iwatemyaman Oeagle (Pastoral of Tsuneyamagahara)
2. Song of Kenbu / Star Meguri
3. High Order Restaurant
4. Saburo Kizamata
5. Galaxy Railway Night
6. Don't be fooled by the rain
7. Iwatemyaman Oeagle (Pastoral of Tsuneyamagahara)
Encore
8. Ribbon Knight (Encore)
9. Who is the Blue Earth (Encore)
Nippon Columbia Co., Ltd. / Denon (COGQ-62) © 2013
На том же видеоканале я посмотрел отрезки из данного шоу и мне почти понравилось то, что предложили вокальные вставки "поющего комара" по имени Мику (с интересом, как это технически возможно). А вот хор и оркестр, поставили в тупик.
Ибо это не ожидаемое электронное переосмысление нео-«классических» композиций, а скорее, хор пронзительных японских детей, визжащих над громоподобным оркестром, играющим что-то похожее на тему спагетти-вестерна. Или, может быть, тур семьи певцов фон Трапп по Маньчжурии примерно в 1934 году. Поистине богомерзкий и смущающий. Временами это больше похоже на головоломку, которую нужно разгадать, чем на устойчивую композицию в квадрафоническом звучании.
Преодолел и вот, что получилось.
1. Баланс. Нет.
2. Статика. Фронт – всё, тылы – эхо.
3. Динамика. Нет.
Вывод
Вероятно, микрофоны стояли в самом концертном зале, и мы получили обыкновенную «живую», прямую, непосредственно из партера звукозапись: издали, с эхом, реверберациями и ощущением нашего присутствия, как будто сами там сидели.
Можно лишь удивляться, почему конечный микс получил статус 4.0 (и DTS-HD 5.0 на диске BD), как он избежал вето от маэстро Томиты, поскольку там фактически 2.0.
Средний балл = 4
Резюме
Моя реакция на саму работу остается неоднозначной. Я всё ещё восхищаюсь тем фактом, что в свои 80 Исао Томита попробовал что-то совершенно новое, используя спроектированную цифровую виртуальную поп-певицу в нео-классически ориентированных композициях на основе западной и японской музыки. Тем не менее, я не уверен, что вся работа согласуется с фантастической историей, современным воплощением и, тем более, звуковым миксом.
В некрологе Томиты в "Нью-Йорк таймс" рассказывалось о том, как в возрасте 10 лет он внезапно познакомился со всем спектром стилей западной популярной музыки, где до этого по радио во время войны звучала только японская военная музыка. Слышать все эти разные звуки, техники, жанры и стили, внезапно обрушивающиеся на тебя один за другим, должно быть, было потрясающим опытом для молодого музыканта.
Я часто думал об этой истории, когда слушал "Симфонию Ихатов", думая: "Эта часть звучит очень похоже на русских композиторов, эта часть звучит очень по-немецки, очень под влиянием Курта Вайля, следующая часть звучит как что-то из партитуры голливудского фильма 1950-х годов" и т.д. Все эти звуки, стили и жанры были как бы склеены воедино, и я до сих пор не совсем понял, как все они вписываются в единое гармоничное целое - если это действительно так.
Как редкий создатель мелодий, Исао Томита, который продвигал музыкальный мир Японии после войны, и как "создатель электронной музыки", Tomita продолжает оказывать влияние на артистов по всему миру.
Надеюсь, что неоднозначность "Symphony Ihatov" — это эстафетная палочка для следующего поколения, в которой находятся идеи для перевоплощения её лучших сторон.
Другие многоканальные диски Isao Tomita и подобных исполнителей:
Isao Tomita "Planet Zero" SACD 4.0: Quadra-тная Планета Ноль
Isao Tomita "The Tale Of Genji, Symphonic Fantasy" SACD 5.1: Аудио-книга
Isao Tomita "Planets (Ultimate Edition)" SACD
Isao Tomita "Firebird" SACD 4.0: Quadra-тная Жар-птица
Isao Tomita "Clair de Lune - Ultimate Edition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Дебюсси
Isao Tomita "The Planets 2003" DVD-Audio 4.1: Прометей против Зевса
Isao Tomita "Daphnis et Chloé" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Равеля
Isao Tomita "Pictures At An Exhibition – Ultimate Eition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Мусоргского
Dozan Fujiwara & Isao Tomita "Kyo" SACD 5.1: Флейта и синтезатор
Σ = 4
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Kitaro "Sacred Journey Of Ku-Kai" SACD 5.1: Путешествие мастера Ку-Кая
M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии
Hugo Montenegro "Hugo In Wonder-Land" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Стиви Уандера
Kazuma Jinnouchi "Halo 5: Guardians" Blu-ray 5.1: Геймерская музыка?
Nature's Colors with the World's Greatest Music - Blu-Ray 5.1: Популярная классика на природе
Deep Purple "Concerto for Group and Orchestra" SACD, DVD-A 5.1: Разочарование
HD Scape Sampler "Advancing the Art of HD" Blu-ray 5.1: Мини-каталог HD видео и звука
Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0: Старомодная архаика
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!