Найти в Дзене
,

Сенсорная интеграция: как выстроить работу с ребенком с аутизмом

Оглавление

При работе с сенсорной интеграцией специалисты многое анализируют — например, легко ли малыш складывает пазлы или как быстро меняется его настроение. У детей с расстройствами аутистического спектра или РАС поведение и реакции могут постоянно изменяться. В итоге данных становится больше, а нагрузка на профессионала увеличивается.

Поможет снять нагрузку со специалиста системный подход. В статье эрготерапевт из Израиля рассказывает о своей системе в работе. Она подскажет, как внедрить сенсорную интеграцию в жизнь ребенка, с чего начать, как донести учителям и родителям важность работы.

Света Ревич — эрготерапевт из Израиля, 20 лет работает с особенными детьми. Она — BOT, M.A. по эрготерапии и супервайзер специалистов эрготерапии Хайфского Университета, координатор программ реабилитации ребенка и практикующий специалист.

Диагностика: важна вся информация, которую можем собрать

Света Ревич делит работу на три этапа: диагностика, определение целей с задачами и терапия. С каждым ребенком Света работает индивидуально, но последовательность ее работы всегда одинакова.

Сенсорная интеграция — способность организма работать с информацией от тела и внешнего мира. Это помогает мозгу формировать и контролировать поведение, эмоции и реакции тела
Сенсорная интеграция — способность организма работать с информацией от тела и внешнего мира. Это помогает мозгу формировать и контролировать поведение, эмоции и реакции тела

1. Просит родителей заполнить вопросники

Из них она получает первичную информацию о детях. Сопротивляются ли они переменам, испытывают ли дискомфорт от звуков, могут ли легко заблудиться и другое.

Светлана дополнительно узнает сильные и слабые стороны детей, во что они любят играть и чего избегают. Это поможет подготовить кабинет и спланировать терапию. Например, если малыш любит рисовать пальцами, она поставит мольберт и краски — так ребенок почувствует себя увереннее, ведь рисунки у него получаются.

2. Предлагает родителям записать два–три видео из дома

Видеоролик покажет, как ребенок ведет себя в знакомой обстановке. В кабинете врача поведение может измениться: любимые занятия неинтересны, появляются повторяющиеся действия. Такие признаки помогают Свете в работе — например, подскажут о сенсорной перегрузке или намекнут на незамеченный ранее раздражитель.

3. Узнает историю малыша: где был раньше, с кем работал

Если до первой встречи собрать и изучить анамнез, это сэкономит время на дальнейшую работу. Скорее всего, специалисты уже пробовали определенные методики, и они не подошли — попробуем другие. Бывает так, что незначительные детали подсказывают решения в терапии.

4. Изучает информацию и подготавливает кабинет к встрече

Кабинет должен заинтересовать ребенка. Когда малыш находит то, что у него получается — это придает ему уверенности и способствует терапии.

Света учитывает особенность детей. Допустим, при диагностике она узнала, что ребенок часто скрипит зубами. Возможная причина — проблема с проприоцептивными ощущениями в челюстных суставах. Тогда на встрече Света угостит малыша хрустящей едой и жевательной конфетой — это вкусно, приятно и помогает не скрипеть зубами.

Света: «Мы работаем вместе с родителями. Здесь очень важна работа в команде. И родители — это часть команды»
Света: «Мы работаем вместе с родителями. Здесь очень важна работа в команде. И родители — это часть команды»

Работа в команде и терапия–игра: помогаем ребенку вместе

В терапии родители, воспитатели и другие специалисты должны действовать вместе. Тогда ребенок будет находиться в дружелюбной среде и дома, и за его пределами. А чтобы он легче выполнял упражнения в кабинете специалиста, Света рекомендует терапию–игру.

Все взрослые — участники терапии и работают в одном направлении.

Светлана собирает цели родителей и других специалистов, которые работают с ребенком. Она смотрит, как их цели встраиваются в контекст целей по сенсорной интеграции. Взрослые должны действовать одинаково и понимать, что происходит с ребенком и как с ним взаимодействовать.

Представим, у малыша повышенная чувствительность и бывают сенсорные перегрузки. Это может произойти дома, в садике или школе, у бабушки в гостях или в кабинете эрготерапевта. Если везде обустроить зоны отдыха, устраивать антистресс перерывы и напоминать о них — ребенку будет спокойно. Команда из взрослых в разных обстоятельствах будет действовать одинаково — это поможет справиться с учебой, игрой или новыми знакомствами.

Другой пример. При письме у малыша слабый нажим. Он плохо ощущает сенсорные стимулы, низкая проприоцептивная чувствительность. В этом случае можно поработать с пластилином — так ребенок получит недостающие сенсорные ощущения. Но мало заниматься в кабинете, нужно работать дома и в школе. Маленькому организму постоянно нужны проприоцептивных ощущения — это нужно объяснять взрослым вокруг малыша.

Терапия — это игра для ребенка и постоянная диагностика для специалиста

После первого знакомства и общения с командой взрослых, Света Ревич выстраивает программу терапии. Основная особенность терапии — принцип игры.

 Света показывает на примере, как работает с детьми. И объясняет, что дети любят играть — эта заложено природой. Игра — главная функциональная деятельность ребенка. Через нее он изучает мир, тренирует навыки, учится общаться с другими людьми. Поэтому когда дети приходят на занятия к Свете, они приходят играть
Света показывает на примере, как работает с детьми. И объясняет, что дети любят играть — эта заложено природой. Игра — главная функциональная деятельность ребенка. Через нее он изучает мир, тренирует навыки, учится общаться с другими людьми. Поэтому когда дети приходят на занятия к Свете, они приходят играть

В терапии ребенок должен чувствовать себя свободно и уверенно. Поэтому в игре важно проявлять сильные стороны малыша. Это поможет справиться с тем, что не получается в данный момент. Предпочтения ребенка Света Ревич берет из вопросника, видео, анамнеза и общения с командой взрослых. В процессе терапии она наблюдает за детьми. Так она мониторит изменения в реакциях на раздражители и корректирует работу.

Пример из опыта Светы Ревич. У ребенка не получается распределить карточки по категориям — это слабая сторона. Чтобы занятие стало интересным, она превращает его в игру. Малышу нужно кинуть кубик с цифрами. Взять столько карточек, сколько покажет кубик. Затем проползти по туннелю и разложить карточки по категориям: металл, пластик, стекло и т.д. Затем вернуться по мостику обратно и повторить всё заново.

В игре необходимо учитывать особенности детей. Если малыш боится подниматься на мостик или ползать внутри трубы, Света находит другие активности — например, лабиринт или ванная из шариков.

Кратко о системном подходе Светы Ревич

Когда специалист работает с сенсорной интеграцией и с детьми с РАС, требуется хорошее внимание. Чтобы не упустить важные детали, подходите к работе системно:

  1. Спрашивайте обо всем, что известно о ребенке.
  2. Собираете команду взрослых и объясняете им важность совместной работы.
  3. Помогите малышу чувствовать тебя уверенно через терапию–игру.

Подробнее о системном подходе Света рассказывает на бесплатном вебинаре. Тема: «Как диагностировать и корректировать сенсорные нарушения у детей с РАС, СДВГ и др».

На вебинаре поговорим:

  1. Об особенностях процессов СИ у детей с СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  2. О различиях терапии СИ при диагнозе СДВГ, РАС, НОСИ
  3. Дарим скрининг–тест по аутизму CAST

Дополнительно Света Ревич отвечает на вопросы зрителей.

Записывайтесь на вебинар, чтобы получить бесплатный скрининг–тест по аутизму CAST