Каковы причины произвести апгрейд?
Причин желания сделать апгрейд байку может быть множество, начиная от примера, который увидел в проезжающем мимо байке, до желания уменьшить вес собственного агрегата. Насчет веса, для меня этот вопрос до сих пор остается загадкой. На что именно влияет уменьшение веса, я не знаю. Возможно среди читателей найдутся более компетентные люди, которые объяснят на что влияет уменьшение веса байка? К тому же, странно бороться за уменьшение веса байка, без учета собственного веса а также веса таскаемого с собой снаряжения.
Что относительно причин кастомизации, то они по сути не так важны, как говорится «Хозяин-Барин!». Есть свободное время и деньги, хочешь придать некоторый оттенок индивидуальности своему байку, почему нет? Не буду углубляться в вопросы, что это такое, болезнь или нет? Могу лишь расценивать данное явление как проявление особой любви к своему байку, что вполне естественно.
В вопросах кастомизации, нет ничего невозможного. Велосипед как конструктор, может разбираться и собираться как угодно. Весь вопрос в совместимости деталей с рамой и между собой. Запаситесь терпением, деньгами и временем, так как придется ждать заказов с интернет-сайтов, спец.магазинов и т. д.
Самым простым примером кастомизации является приобретение отдельной рамы, и финальная сборка вела с тем уровнем запчастей, которые хочешь установить именно ты, а не тех, что устанавливает производитель, руководствуясь другими соображениями. По личному опыту могу сказать (собрал уже три вела под себя), любой апгрейд обойдется вам дороже чем приобретение вела в заводской комплектации. Причина тут проста, производители закупают запчасти огромными объемами, и за счет скидок, уменьшают стоимость вела. Исключение составляют запчасти, приобретенные по низкой цене. Такое бывает довольно часто, так как приобретая порой не первый свой вел, некоторые покупатели тут же меняют тормоза или навеску, а снятое попросту продают за пол-цены. А так, вам придется покупать все либо в магазинах, либо в сети, либо через вело-барахолки и все в таком духе. В магазинах (за пределами МКАД), выбор для кастомизации не очень широкий. Часто подобный товар бывает в разнобой по цветам и по маркам. Для своего последнего вела пришлось покупать запчасти всю зиму, подбирая разные в разных местах. Кстати зимний период самый благоприятный, включая скидки и наличия времени все подготовить как надо. Итогом такой сборки будет личное удовлетворение от готового результата. Быстрее от таких перемен ваш вел ездить не будет, хотя все может быть. Теперь попробую отдельно написать о возможностях апгрейда каждой запчасти в отдельности. Речь пойдет об обычном типе вела — хардтейл. Двух-подвесы в расчет не беру, так как они обладаю особой спецификой, хотя также подвергаются апгрейду как и другие велосипеды.
Рама.
Все начинается именно с неё. Апгрейд рамы заключается в изменении внешнего вида. Бывает что рамы царапаются, и необходимо привести её в хорошее косметическое состояние. Бывает просто желание, придать ей вид эксклюзива. Самый дешевый вариант это тупо покрасить раму с баллончика. Эффект временный и глупый по многим причинам. Другое дело, это обработать царапины, загрунтовать, вскрыть лаком и наклеить фирменные наклейки. В сети полно инструкций о том как правильно это сделать. Самым замороченным и дорогим способом, является аэрография рамы. Нужно найти спеца, который выполнит целый ряд работ, включая пескоструйку, подготовку к покраске, грунтовку, нанесение основного цвета и собственно самой аэрографиии. Продать потом такую раму нереально, но для тех кто так заморочился, это вряд ли нужно. Объем работ тут небольшой, отсюда высокая цена и нежелание большинства спецов связываться с велосипедом.
Более бюджетным вариантом являются наклейки на раму. Благодаря торговле в сети, выбор наклеек огромен. Качество и уровень везде разный. Однако в последнее в время в нашей стране появились компании специализирующиеся на выпуске наклеек под любые запчасти, включая эксклюзивный дизайн. Преимуществом данного метода является его универсальность. Надоел один дизайн, клеишь другой. При наличии опыта работы в векторной графике, можно самому сварганить и дизайн и макеты. Вопрос лишь в выборе материала и компании которая это все распечатает. Рекламным агентствам также нет необходимости и желания связываться с частными заказами не имеющими должного объема для заработка. Проще заказать у тех кто уже имеет опыт в данной сфере и свои связи для финальной печати.
Для обычной сборки, рамы выбирают по росту, по материалу исполнения, по марке производителя, по размеру рулевого стакана под желаемую вилку (вилка может идти с прямым или конусным штоком), как не странно по цвету, по типу (хардтейл или 2-х подвес), по креплению задних дропаутов (зависит от размера выбранной заранее оси задней втулки), по креплению заднего тормоза, по размеру будущих колес (26-27,5-29 дюймов).
Колеса.
Когда с выбором рамы определились, собираем колеса под размер допускаемый самой рамой. На раму под 26 колеса, 29-е просто не встанут. Заводская сборка колес, в большинстве случаев предполагает бюджетный вариант решения вопроса, обязательно на чем-то будут экономить. Например, модельный ряд Trail от Cannondale 2015-2016 года, комплектовался откровенно слабыми ободами от Алекс-Римс. Перед глазами был пример, когда новый вел с ценником за 70 рублей, доставали из коробки на сборку и обнаруживали кривые обода, которые затем приходилось править на станке. В последствии было обнаружено что данные обода, быстро вело, в течении месяца, и лучшим способом решения данного вопроса была их полная замена.
Конечно колеса меняют не ради цвета ободов, а ради повышения прочности данного велосипедного узла. Однако и в данном сегменте, есть место для кастомизации. Сборка колеса начинается с поиска втулок, передней и задней а также ободов. Количество дырок для спиц на заднем и переднем ободе должно совпадать с количеством отверстий крепления на втулках (обычно это 36 или 32).
Выбор втулок огромен. Если хотите более надежную конструкцию, то предпочтителен выбор втулок на пром.подшипниках. Опять таки, вопрос выбора пром.подшипников сам по себе спорный, так как многие мастера утверждают что при агрессивном катании такие втулки начинают выходить из строя раньше чем насыпные. К слову Шимано вообще не делает втулок на «промах», включая серии ZEE и XTR.
Переднюю втулку необходимо выбирать с учетом размера оси под вилку. Самый распространенный стандарт это 9 мм под эксцентрик. Более продвинутые это 12 мм, 15 и 20мм. Соответственно и вилку нужно подбирать под такую ось. Чем больше диаметр оси тем надежней крепление. Также втулки отличаются друг от друга типом крепления (либо 6 болтовой, либо технология Центр-Лок) под дисковый ротор, или отсутствием такового (если речь идет об ободных тормозах).
Заднюю втулку подбираем по количеству спиц, размеру оси под задние дропауты, креплению ротора и длине барабана под задние звезды (кассета).
Как не странно, но существует целый ряд производителей, которые выпускают втулки не только высокого качества, но и в различной цветовой гамме, что способствует общей кастомизации под цвет рамы. Легендарными производителями в этой категории выступают втулки Хоуп, Дартмур и многие другие.
Как только с втулками определились, выбираем обода. По качеству и надежности, обода можно выбрать опираясь на опыт механиков, мониторя вело-форумы, исходя из репутации зарекомендовавших себя марок. Обод подбирается исходя из размера требуемых колес, количества спиц а также по типу покрышки (камерная/бескамерная) и допустимой ширине. Выбор здесь такой же огромный как во втулках, и также присутствуют обода разных цветов. Яркими производителями в данной категории выступают DT, Крайзи Байкс, Дартмур, NS, Спанк Оззи и прочие. Обода под безкамерки, предполагают наличие спец-покрышек, устанавливаемых на обод без использования камеры, с залитым внутрь герметиком и установленным спец.велонипелем. В случае прокола, герметик заполняет дырку, накачиваются колеса и едем дальше. Но лично мне проще заменить камеру в пути.
Осталось подобрать спицы и нипели под спицы. Спицы белого и черных цветов подобрать проще. Цветные встречаются очень редко (если речь идет о качестве) в отличии от цвета нипелей. Лидерами в производстве спиц являются такие фирмы как ДТ или Сапим. На качестве спиц не следует экономить. С размером можно определится благодаря спец.программам расчета спиц в сети. Вводите требуемые параметры и получите необходимый размер. Сам процесс сборки лучше доверить мастерам имеющим соответствующий опыт. Собирать самому, только на собственный страх и риск. Сама стоимость сборки намного меньше общей стоимости запчастей для сборки колеса.
В идеале, можно подобрать обода, втулки, спицевые нипели и ротора под цвет рамы.
Выбор покрышек зависит от размера колес, типа, типа протектора, материала корда (сталь/кевлар), типа защиты от проколов, ширины и просто внешнего вида. С цветом покрышек лучше не заморачиваться, их очень редко продают цветными. Лучше обратить на качество производства и стиль езды. Для асфальта подойдут сликовые, для бездорожья - агрессивные шипастые скаты, для того и другого — полу-слики. Серии покрышек имеют свое предназначение, просто не поленитесь пролистать каталоги.
Когда колесо собрано, осталось подобрать тормозной ротор, если у вас предполагается наличие дисковых тормозов.
Учитывая разнообразие производителей роторов, выбор тормозных дисков огромен. Ротор выбираем по размеру (160-180-200 мм), типу крепления (6 болтов/центр лок) и внешнему виду. Роторы могут быть как цельно-фрезерованными, так и составными (плавающий на пауке и пр.). Стоимость хорошего ротора начинается от 1500 рублей и выше. Они более надежны, меньше гнутся, более эффективно тормозят и круто выглядят. Вот уж действительно, где есть свобода в апгрейде. Хочешь кастомизации, поставь крутой ротор. Многие фирмы выпускают роторы на пауках различных цветов. На обычные хардтейлы не рекомендуется ставить роторы более 180 мм. Также не стоит забывать и о том что некоторые производители имеют свои стандарты роторов (например 183 и 203 мм), которые можно установить на байк только с помощью специальных адаптеров (адаптеры тоже можно подобрать по цвету).
Наконец в продаже имеются болты крепления для роторов, различных цветов, что тоже в какой-то степени способствует апгрейду. Не забываем и о наклейках на обода колес. Можно заказать наклейки из светоотражающей пленки, где контуры будут вырезаны под вас и ваш дизайн. Это не только хорошо смотрится, но и служит хорошим подспорьем при езде в ночное время суток.
Продолжением следует…
и не забудь подписаться