Автомобили последний год и так дорожали бешеными темпами. А тут еще известные события повлияли на рынок. Цены взлетели до небес, машины стали дефицитом и, естественно, поползли тревожные слухи. Дескать, сейчас, как в лихие девяностые, автомобили станут угонять чуть ли не на глазах изумленного владельца. Ведь подорожали не только новые и подержанные авто, но и запасные части. Угонят, разберут на детали и поминай, как звали.
Слухи такие вовсе не пустой звон. Криминал реагирует на ситуацию быстро и прекрасно находит ниши, в которых можно хорошо поживиться. Так что к защите своего любимого авто от возможного угона нужно отнестись более чем серьезно. Причем под угрозой могут оказаться не только автомобили, которые всегда пользовались популярностью у жуликов, но и машины массовые, значительно более дешевые. Посмотрите на их сегодняшние цены и все станет понятно. За нынешнюю цену «бюджетного» седанчика пару лет назад можно было купить солидный кроссовер!
Народ наш тоже не лыком шит – ситуацию быстро проанализировал и озаботился защитой своих драгоценных (почти в прямом смысле) автомобилей. Вот только сделать это многие хотят как-нибудь попроще и подешевле. Увы, безопасность – дело затратное.
Давайте рассмотрим современные противоугонные системы. Их можно условно разделить на два типа: механические и электронные. Первые блокируют органы управления (руль, педали, рычаг коробки передач). Вторые – поднимают тревогу и тоже блокируют важные системы автомобиля (зажигания, питания) не позволяя завести машину. Об экзотике типа волчьих капканов или бутылки с отравленным алкоголем рассуждать не станем. Достаточно эффективные, но очень дорогие спутниковые системы тоже оставим в стороне. Остаются механические блокираторы и электронные сигнализации. Что выбрать?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте взглянем на самих угонщиков. Мелкую шпану, которой приспичило «покататься» или подзаработать легких денег остановит любая, более-менее толковая противоугонка. Стекла, конечно, побьют, замки раскурочат, машину изуродуют, но вряд ли далеко уедут. А вот когда за дело берутся профессионалы, все становится намного сложнее. Эти ребята не бросаются на первый попавшийся автомобиль (если хозяин не оставил его открытым и с ключами в замке зажигания), и не идут на дело, вооружившись кирпичом для битья стекол. Сколько времени совершенствуются противоугонные системы, столько же развиваются и методы угона. И поверьте, современные криминальные «специалисты» отлично разбираются в противоугонной технике и имеют самое современное оснащение для борьбы с ней. Опытный угонщик сможет обойти или взломать большинство защитных систем. Вопрос только в том, сколько ему на это потребуется времени. Ведь каждая лишняя минута, проведенная в чужом автомобиле, увеличивает шанс попасть в нежные руки правоохранительных органов. А вору это надо?
Попробуем проиллюстрировать этот тезис. Вот ваш любимый автомобиль, в тяжелой борьбе с соседями припаркованный прямо под окнами, глубокой ночью подал сигнал тревоги. Что будете делать? Натягивать штаны и бежать на помощь машине? Ну встретит вас у подъезда пара недоброжелательных типов и попросит вернуться домой. А то еще и силу применят, для убедительности. Ах, простите, я забыл, что вы Рембо и всех злодеев поубиваете из охотничьего ружья или покалечите бейсбольной битой. Только сначала вспомните, что статья за тяжкие телесные повреждения посерьезней угонной будет. Другое дело наряд ППС или патруль Росгвардии. Эти дубинкой могут совершенно законно орудовать, а в случае чего и посерьезней средства имеют… Так что задерживаться на «рабочем месте» угонщику явно не резон.
Вернемся к вопросу, какими же средствами лучше всего защищать автомобиль? Как затруднить работу угонщика? Прежде всего, нужна комплексная защита. Желательно применять и механические, и электронные системы. Это безусловно затруднит работу злоумышленнику и потребует от него больше времени на угон. Но только при одном условии – должны использоваться эффективные системы, и они должны быть грамотно установлены.
Возьмём один из самых дешевых вариантов защиты – знаменитую «кочергу» руль – педаль. Цена разумная, установка простейшая…. И несанкционированное снятие тоже не составит труда. Можно даже не сражаться с металлом блокиратора – достаточно перекусить или разрезать руль. Отсюда вывод: наиболее эффективны механические средства скрытой установки, к которым сложно подобраться даже с самым хитрым инструментом.
Еще важнее качественный монтаж для электронных систем. Порой автомобилисты платят солидные деньги за умную сигнализацию, но доверяют ее установку халтурщикам. Блок в самом видном месте, сирена – под капотом, пара реле – рядом с аккумулятором, провода протянуты кое-как… Такая «защита» от профессионала не защитит и будет нейтрализована за несколько секунд. Лучше взять «сигналку» попроще и отдать ее на установку хорошему мастеру. Приходилось видеть салоны машин, которые подверглись безуспешной попытке угона. Профи так замаскировал систему и ее элементы, что жулики превратили салон в месиво, пытаясь угнать машину. И не смогли!
Стоп! А как же воры могли долго ковыряться в чужой машине? Это же для них опасно. Очень просто – в гараже. Неохраняемые гаражи скорее не защищают автомобиль, а приглашают угонщиков в гости. Влез, закрылся и работай себе с комфортом и в относительной безопасности. Так что лучше открытая стоянка, но под охраной, чем капитальный, но не охраняемый гараж в тихом и темном месте.
Конечно, дорогой автомобиль могут угнать и со стоянки. Существует достаточно более или менее гуманных способов нейтрализовать охрану – от подкупа до применения насилия. Но это уже другая статья уголовного кодекса и тема другого материала.