Прежде чем сравнить архитектуру романского стиля в разных регионах Европы нужно рассказать об их отличиях. Но даже перед этим мне бы хотелось внести определенную ясность в этом вопросе. Конечно, для Европы того периода характерна раздробленность и архитектура в XI – XII вв. отличается обилием и разнообразием локальных школ, которые, если можно так выразиться, соревнуются между собой. Но не стоит думать, что эти школы были совершенно разные и не имели общих черт. Ведь если это было так, их бы не стали относить к одному стилю. Именно в это время впервые возникает общеевропейский стиль, который подчинил себе местные традиции. Чем же обусловлено единство европейской культуры? Определялось оно наличием более широких контактов между отдельными областями и странами. Это конечно связано с постепенным развитием городов (а значит и оживлением торговли) , но все же важнейшую роль тут играет церковь (особенно активизировавшееся паломничество). География памятников романской архитектуры в целом соответствует тому пространству, для которого Рауль Глабер подыскал слово «мир» это был мир католической церкви от Сев. Испании до Рейланда, от шотландско-английской границы до Центральной Италии.
Теперь приступим к рассмотрению отличительных черт романской архитектуры.
Франция.
Архитектура Центральной и Западной Франции отличалась мощью и простотой. В ней ярко выражены черты храма романского стиля, в котором прастор нерасчлененных сводов сдерживался главным образом массой камня. Пример: Нотр Дам ла Гранд в Пуатье ( XI – XII вв.)Это зальный невысокий малоосвященный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцелендрическими сводами и общей двухскатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак – свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуцилиндрическими арками, уходящими в толщу стены. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется ковром по поверхности стены и смягчает суровость сооружения.
На юге Франции в Тулузе имеется церковь Сен-Сернен. Она принадлежит к церквям так называемого «паломнического» типа (которые находились на дорогах к центрам паломничества известной из которых является Сант-Яго-де-Кампостела (Сантьяго де Кампостела)). По форме она напоминает выразительный и лаконичный латинский крест, «центром тяжести» которого служит западная часть церкви. Трансепт и протяжной центральный неф необходим был для ее паломнической функции.(чтоб вмещать в себе большое количество людей). Внешний вид церкви также отличается выразительностью форм и обилием архитектурных деятелей. Разноуровневая крыша как бы вычленяет центральный неф и трансепт относительно общей массы боковых нефов, главной аспиды, внутренней галереи и выступающих капелл в виде малых аспид. Дополнением к этому служат контрфорсы, усиливающие простенки между окнами, позволяя им выдерживать оказываемое сводами давление. Сами окна и выходы-порталы также выделены соответствующим декоративным обрамлением.
Решение проблемы сводчатого перекрытия главного нефа, найденное строителями церкви Сен-Сернен, было не оканчательным Бургундские архитекторы предложили более изящный вариант. Здесь распространяется тип базиликального храма с высокими и широкими средним нефом, обширным хором и развитым венцом капелл. Высокий с трехъярусным членением стен центральный неф перекрыт сводом с легкими стрельчатыми очертаниями. Образцом можно считать пятинефную монастырскую церковь ордена бенедиктинцев в Клюни (1088-1120 гг.) она послужила образцом для многих построек Европы (ей близки храмы Бургундии: в Парэ в Мониаль, Везеле и Отёне).
Для храмов Прованса – древнегреческой колонии и римской провинции – характерны связь с античной архитектурой и богатство скульптурного декора и фасадах, напоминающие римские триумфальные арки (Сен Трофим в Арле, XII в.).
Исходя из примеров различных территорий Франции можно сделать вывод о том, что несмотря на общие приемы планировки церковных зданий, французская архитектура XI-XII вв. очень разнообразна и внутри государства.
Германия.
Особое место в строительстве больших соборов в Германии занимают могущественные имперские города на Рейне. Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. Можно даже говорить о том, что Эти города подчиненные имперской власти, стремились превзойти друг друга грандиозностью своих храмов. Выделяются возведенные в XI – XII ст. соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе, которые принадлежат к числу самых величественных и монументальных храмов романского стиля.
Наиболее целое впечатление производит построенный за сравнительно небольшой срок и не подвергавшийся существенным переделкам собор в Вормсе. Это длинное, похожее на крепость здание с толстыми стенами и узкими окнами. Массивные приземистые граненого фасада церкви, четыре высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами стоят по ее углам. К западному фасаду примыкают граненая абсида, противоположная, восточная часть храма заканчивается другой абсидой с прямоугольным выступом. Строгие геометрические форма, четко очерченные объемы придают зданию суровость. Повсюду доминирует гладкая поверхность стены, лишь скупо украшенная декоративными аркадами и проходящими под карнизами архитектурными поясами. В XII в. прежние деревянные перекрытия ццентральных нефов были заменены крестовыми сводами. Чтобы привести их в соответствеие с крестовыми сводами боковых нефов и обечпечить устойчивость конструкции, рейнские архитекторы применяли так называемую «связанную систему», сущность которой заключается в том, что на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Такая конструкция представляла значительный прогресс, так как крестовые своды позволяют облегчить стены.
По типу прирейнских городских соборов были построены и некоторые монастырские храмы (церковь монастыря Марии на озере Лааах, XI-XII вв.).
Схоный характер имеет и архитектура кельнских церквей, отличающихся лишь особым устройством хора: кроме восточной аспиды, завершающей центральный неф, здесь пристраивали еще две аспиды на концах трансепты. Зато западный фасад, как правило, не имеет аспиды (церковь Апостолов в Кельне).
В конце XII – начале XIII ст. в немецкой архитектуре получает распространение так называемый переходный стиль, для которого характерно сочетание романкой основы с отдельными элементами готики. Но я не буду заострять ваше внимание на этом, так как решила уже не просматривать постройки XIII в.
Италия.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это определялось раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской – тех стран, с которыми их связывали длительное общение. Связь с местной античной традицией определила своеобразие передовых школ – Тосканы и Ломбардии.
Тоскана.
Если обратиться к одному из наиболее хорошо сохранившихся образцов тосканской романики, комплексу собой в Пизе и сопоставить его например, с церковью Сен-Сернен в Тулузе и с церковью Сан-Апполлинаре в Равенне, у вас не останется сомнений относительно того, на какую она все же больше похожа. Так как тосканцы продолжили использовать формы византийского искусства.
Величественный ансамбль, в который входит пятинефный Пизанский собой (1063 – 1118 гг.), баптистерий (1153 г.- XIV в.) и наклонная башня – кампанила (1174 г.) (она была построена вертикальной, но вскоре начала наклоняться из-за слабого фундамента). Ансамбль выше своей раннехристианской предшественницы и благодаря появившемуся большому трансепту приобрел в плане форму латинского креста, а также имеет купол, поднятый на высоком барабане над средокрестием. Но тут можно наблюдать характерные для ранних базилик черты, такие как ряды плоских аркад и отдельно стоящая колокольня. Единственным намеренно сохраненным в тосканской архитектуре является облицовка наружных стен церкви разноцветными мраморными квадратами (Баптистерий, Сан-Джованни. 1060 – 1150 гг. Флоренция).
Ломбардия.
Приближается к другим европейским странам романская архитектура в Ломбардии. Эта область в северной части страны, издавна находилась в тесном контакте европейскими странами. Через нее проходили пути направлявшихся в Рим паломников.
Ломбардские строения не отличаются не смелостью конструкций, ни грандиозностью размеров, однако стоит сказать, что здесь впервые в Европе, были применены некоторые нововведения (например: перекрытие центрального нефа крестовыми сводами, чередование опор). Но дальнейшее развитие конструктивных новшеств протекает в северных странах быстрее, чем в Италии. Зато ломбардские храмы выделяются изяществом своего декора. Самым распространенным его типом являются разного рода арки и колонны, по формам и пропорциям нередко напоминающие античные. Фасад церкви мог быть прорезан открытыми аркадами или украшен чуть углубленными в поверхность стены глубокие галереи с мелкими арками. Особенно акцентируется обычно портал. В XII в. в ломбардских церквах над порталами стали делать навесы, поддерживаемые двумя колоннами, опирающимися на фигуры животных. Вокруг портала централизуется и скульптура. Как и в облицовке, как и в рельефах широко используется мрамор (Сант Амброджо в Милане и Сан Микеле в Павии).
Характернейшим образцом ломбардского зодчества является церковь Сан Дзено в Вероне (XI – XII вв.) – широкая трехнефная базилика с деревянным перекрестием и стоящей отдельно стройной колокольней. Церковь имеет плоский фасад ступенчатой формы со щипцовым завершением. По сторонам портала располагаются рельефы с изображением сцен из Библии и Евангелия, выше проходит пояс арок, а еще выше, в центре фасада, помещено большое круглое окно (позже его будут называть розой) Такой тип оформления фасада мы встречаем во многих ломбардских храмах.
Испания.
Романское искусство Испании многим обязано французскому. Сближению художественной культуры обеих стран способствовало и распространение паломничеств в Сант Яго де Компостела.
Архитектура Испании несет на себе отпечаток своего времени – эпохи беспрестанных, ожесточенных религиозных и феодальных войн. Почти все строения располагаются на горах и возвышенностях и обносятся неприступными стенами, замки и крепости возводятся на вершинах обрывистых скал.
Романские храмы разнообразны по форме. В районах, близких к Средиземному морю (в Каталонии), долго держалась пройтейшая форма трехнефной базилики с тремя аспидами, деревянными перекрытиями и отдельно стоящей квадратной башней. Очень скудный декор, ограниченный лишь поясами маленьких арок или зубчиков вдоль карнизов. Редко расставленные узкие, напоминающие бойницы окна придают храма суровость (церкови Сан Клементе и Санта Мариа в Тауле).
В XII в. в зодчестве распространяются сводчатые конструкции, типы зданий сближаются с французскими.
Пример: САнт Яго де Компостела (1075 – 1128 гг.).Здесь к широкому выступу трансепта примыкает группа постепенно нарастающих по высоте объемов – венец капелл, галерея обхода, главная апсида, над которой высится башня средокрестия. Романский характер сохранил и интерьер храма с темным центральным нефом, перекрытым полуцилиндрическим сводом на подпружных арках. Наряду с базиликальными храмами, в Испании встречаются и центрические постройки (двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии ).
С течением времени романские постройки несколько смягчаются благодаря введению декоративного убранства заимствованного у арабов.
Англия.
Большинство английских романских храмов было перестроено в период готики, лишь очень немногие из них еще сохраняют романский облик. К числу принадлежит большой собор в Дерхеме (1093 – 1133 гг.), один из самых больших событие давало большие возможности впоследствии привело к созданию устремленных ввысь готических соборов. Основой такого крестового свода служили ребра-нервюры, составляющие его каркас. Промежутки между ними заполняла кладка из камней минимальной толщены, что позволяло уменьшить как вес свода, так и боковой распор стен.
Вот мы и рассмотрели различия регионального романского стиля в Европе. Как можно заметить по различным примерам они отличались не только среди государств Европы, но и внутри своих земель. Этому способствовали разные аспекты как политические, так и экономические (которые естественно повлияли на культуру). Действительно при рассмотрении различных регионов понимаешь какие они разные и при этом сколько всего их объединяет вот это и есть первый общеевропейский стиль, который не уничтожил традиции, которые сложились исторически у каждого региона, а удачно пристроил их в себе и это прекрасно. Еще я хочу обратить внимание, что основные отличия связаны с тем чтобы облегчить нагрузку на стены. Строители, архитекторы искали новые конструкционные решения для своих церквей и делали это очень удачно. И мне кажется что именно контакты между регионами обусловили достаточно быстрое решение этого вопроса, что и позволило в дальнейшем перейти к готическому стилю.