Все больше и больше россиян знают о том, как организовано обращение с отходами за границей, про раздельный сбор отходов и пункты приема вторсырья. Особенно людей завораживают вендинговые автоматы по приему тары за деньги, например, фандоматы. И с завидной регулярностью они спрашивают экспертов: «Ну почему у нас нельзя также?».
Давайте разберемся, что мешает.
Когда в Европе государство обязало товаропроизводителей нести ответственность за утилизацию всей своей тары и упаковки, возникла необходимость собирать от населения эти банки и бутылки в максимальном объеме. И в процессе сбора выяснилось, что возить эти отходы от жилищ, где были установлены контейнеры, история дорогостоящая. Тогда вспомнили про залоговую стоимость тары (ЗСТ), которая, кстати, давным-давно практиковалась в СССР. Чтобы простимулировать покупателя вернуть пустую бутылку, при ее продаже накладывается залоговая стоимость. А вернуть залог можно, только придя в магазин и сдав емкость в специальный автомат, выдающий взамен чек. Этот чек отоваривается в том же магазине или меняется у кассира на наличные деньги.
Следует понимать, что залоговая стоимость не имеет никакого отношения к стоимости вторсырья, из которого сделана бутылка. Само вторсырье должно быть недорогим, иначе «первичка» будет более привлекательной, а вот размер залога следует сделать достаточно большим, чтобы среднестатистическому гражданину хотелось тару сдать в автомат, а не в ближайший контейнер.
Откуда берутся деньги на систему ЗСТ?
Поскольку ЗСТ — это инструмент расширенной ответственности, то депозит на функционирование такой системы выделяется из средств РОП оператором, который по договору с производителями выполняет для них расширенную ответственность. При такой схеме полученные за возврат бутылки деньги не являются заработком гражданина и поэтому не подлежат налогообложению.
Вернемся в Россию.
Поскольку у нас товаропроизводитель, как мы уже рассказывали, несет весьма скромную расширенную ответственность, да еще и может «откупиться» путем выплаты в бюджет экосбора – у него нет нужды развивать повсеместный раздельный сбор или стимулировать население сдавать пустую тару в какие-то пункты или автоматы. Но даже если бы сегодня возникла такая нужда – в РФ существует масса препятствий для этого.
1) СанПины серьезно ограничивают возможности установки контейнеров или вендинговых аппаратов в зоне, где продаются продукты питания, потому что для законодательства пустая бутылка — это отход. И доказать, что эта бутылка чистая и не опасна для колбасы и сыра, пока невозможно.
2) Действующие СанПины также строги и к организации пунктов приема вторсырья. Это и ограничения по приближенности к другим зданиям, и требования к внутреннему обустройству пункта, что сокращает возможности по дислокации и повышает стоимость таких проектов.
3) Любые даже самые маленькие суммы, выплаченные за бутылку или банку, расцениваются как доход гражданина и, значит, даже не имея обязанности с этой суммы заплатить налог при определенном пороге налогообложения, гражданин на эти «три копейки» должен будет в конце года заполнить декларацию в налоговый орган. НДФЛ отменен пока только для макулатуры, за счет чего значительно облегчилось развитие возмездного приема именно отходов бумаги.
Таким образом, сегодня не существует ни экономической, ни налоговой, ни законодательной (по СанПинам) предпосылок для появления в РФ эффективной системы ЗСТ. Распространяющиеся в некоторых регионах единичные вендинговые автоматы по сбору тары можно расценивать скорее как пиар-компании и пилотные проекты, плюсы и минусы которых, несомненно, будут проанализированы и учтены в будущем. Но будущее это наступит не раньше, чем будет введена 100% расширенная ответственность производителя.
Проект "Отходы не мусор" развивается благодаря поддержке читателей.
ПОДДЕРЖАТЬ мою работу и функционирование блога финансово можно прямо на виртуальную карту Сбербанка 4274320057541511 с пометкой #ОТХОДЫНЕМУСОР
Лайки, комментарии и дискуссия тоже очень помогают продвижению.