Найти в Дзене
Bellalavanda

"Эти ужасные костюмы!": когда стилизация в историческом кино оправдана. Или нет?

Может ли художник по костюмам обходиться с исторической модой, как с ненужной условностью?

Предлагаю сегодня поговорить о костюмах в историческом кино. Я обожаю исторические фильмы и сериалы, особое удовольствие мне доставляет любоваться костюмами.

сериал  "Аббатство Даунтон"
сериал "Аббатство Даунтон"

Как человек, некоторое время увлекавшийся исторической реконструкцией и всю жизнь увлеченный историей, в том числе и историей моды, костюмы в таком кино для меня представляют отдельный интерес и играют большую роль.

Они помогают не только отобразить характер героя и погрузиться в эпоху, но и раскрыть ее.

кадр из фильма "Влюбленный Шекспир"
кадр из фильма "Влюбленный Шекспир"

Насколько важно в историческом кино достоверное изображение костюма и насколько уместна стилизация. И когда стилизация бывает удачной, а когда нет?

Очень часто в исторических фильмах или сериалах костюм воспринимают как некую условность, а моду эпохи о которой идёт речь, как отправную точку. При этом дальше бывает совершенно разное.

Стилизация может быть близкой к "оригиналу" моды, но "причёсанной" для того, чтобы облегчить восприятие современного зрителя.

К примеру костюмы в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» удивительный пример очень хорошей стилизации и бережного отношения к исторической моде. Для лучшей картинки платья главной героини выполнены в нежных тонах и убрана практически вся пестрая отделка, которая в кадре отвлекала бы внимание. Благодаря такому решению в этом фильме невероятно стильные костюмы.

Тот же эффект в фильмах о королеве Елизавете Тюдор с Кейт Бланшет в главной роли. По сравнению с нарядами моды Тюдоров, наряды королевы в фильме лишены обильной отделки и выполнены из современных материалов без эффекта состаренности. Но общая картинка остается очень гармоничной.

кадр из фильма "Анжелика маркиза Ангелов"
кадр из фильма "Анжелика маркиза Ангелов"

В любимых многими, и мной в том числе, фильмах об Анжелике художники по костюмам создали стилизацию с историческими элементами, но крой и силуэт платьев соответствует модному в годы создания фильма стилю New look. Актрисы носят прически, близкие к тем, что были в моде, у них яркий макияж, какой, конечно, не носили во времена Людовика XIV. Это сочетание оказалось невероятно удачным. Сколько людей были уверены, что именно так и ходили дамы при дворе Короля-Солнце.

Очень популярный сериал «Тюдоры» пошёл по другому пути. Художники по костюмам очевидно тщательно изучали английскую и французскую моду 16 века, собрав пёстрое попури из нарядов, объединяющий сразу несколько направлений в моде того периода. И несмотря на все вольности и допущения, эта стилизация успешна, потому что нас не "выбивает" из картинки. Даже несмотря на модные завивки героинь, отсутствие нижних рубашек и соответствующих головных уборов, герои выглядят органично.

А вот создатели сериала "Царство" о Марии Стюарт выбрали странный путь и решили сочетать несочетаемое.. Мне вообще не нравится писать о нем, как об историческом кино, но раз они так себя позиционирует... Здесь в декорациях условного XVI века королева Шотландии и её фрейлины танцуют в дизайнерских нарядах века XXI и это совершенно не позволяет погрузиться в эпоху, оставляя совершенное ощущение фальшивки, а даже не фентезийности. Дизайнерское платье, пусть и длинное и даже с пышной юбкой, не может создать иллюзию историчности.

Но даже у таких решений есть успешные примеры. В сериал «Бриджертоны», где действие происходит в весьма условной Англии, концепция костюмов основана на сочетании современных модных тенденций и старинной моды. Здесь все «так плохо, что даже хорошо», потому что все в совершенной гармонии.

А теперь о великом кино, где не стали идти по принципу «мы сделаем похожую картинку, но чтобы зрителю было понятно, интересно, красиво, упростим», а наоборот, приложили массу усилий, чтобы создать костюмы максимально соответствующие историческим.

"Ромео и Джульетта", 1968 г.
"Ромео и Джульетта", 1968 г.

В первую очередь, приведу в пример фильм «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В этой потрясающей картине очень точно воссозданы и мужские и женские наряды. Многослойные одежды, фактуру тканей, прически, все это лишено театральности, но оттого не делает фильм тяжелее для восприятия.

"Ромео и Джульетта", 1968 г.
"Ромео и Джульетта", 1968 г.

Почему я привожу именно его как некий эталон - с костюмами эпохи Возрождения у художников всегда большой соблазн опустить вырез, подчеркнуть грудь, заузить талию, это все сделает силуэт более призывным и привлекательным. Но совершенно противоречит самой концепции моды того времени.

Для фильма «Титаник» была проведена огромная работа. Художники изучали моду начала XX века и практически воссоздали некоторые музейные экспонаты или наряды с существующих фотографий.

По сериалу «Гордость и предубеждение» 1995 года можно изучать моду периода наполеоновских войн. В нем прелестно еще и то, что типажи актеров подобраны в соответствии с историческим периодом, а не за модную внешность.

А что вы думаете о стилизации в кино? Где та грань, когда хочется сказать "не верю"?

Костюмы в фильмах и сериалах: учимся замечать, что в них скрыто
Bellalavanda29 мая 2020
Как скрывали беременность актрисы во время съемок культового сериала "Секс в большом городе"
Bellalavanda18 января 2021

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!

#кино #костюмы в кино #история #мода