Найти тему
Иеромонах Прокопий

Гордость или смирение?

В популярном сознании смирение воспринимается как что-то низкое, раболепное, бесперспективное, что делает человека слюнтяем, тряпкой под ногами других, вообще никчемным человеком. Но, если посмотреть, в реальности всё не так.

Огромное количество тренингов, психологических курсов направлено на то, чтобы “затюканных” людей, которые сгибаются под кипами отчетов, как-то взбодрить в жизни. Специальные тренеры говорят им, что они боги, которые не осознали свою божественность. Человека накачивают гордыней. Огромное количество терапевтических методик обходит стороной реальную проблему человека. “Ты супер, ты классный, ты можешь. Давай, вперед, жми!”

Бывает, у человека жизнь дает серьезную течь, он на грани депрессии, может даже самоубийства... Не разобравшись в жизни, он совершает поступки против совести, внутри него начинается глубокий конфликт. Вместо какой-то реальной помощи ему говорят: “Ты супер!” Человеку на несколько дней хватает этой подпитки гордости, потом, так как реальная проблема никуда не уходит, она все сильнее и сильнее сгибает человека.

Как правило, в годы молодости эти последствия не так заметны. Человек, даже вставший уже на неправильные пути, еще имеет ресурсы юности, друзей, с которыми он может провести время, способности к познанию. Но чем дальше, тем больше он погружается в пучину гордыни.

Часто после 40 лет начинаются глубочайшие проблемы, тупик, из которого самостоятельно выйти практически невозможно, если не обратиться к Евангельской логике.

Для гордости характерна не критичность к собственным мыслям, человек останавливается в развитии. Гордые люди перестают обогащаться, потому что думают, что знают всё и достигли всего. Они перестают замечать свои ошибки и, как следствие, делают их всё больше и больше. Те, кто в молодости были хорошими профессионалами, как только укрепятся в мысли о собственной исключительности, со временем начинают совершать глупейшие ошибки, свойственные только новичкам. У гордого человека начинает прорастать шаблонное мышление. Все, что не вписывается в его логику, он просто перестает замечать. Отсюда вырастают серьезные конфликты с людьми, семьей, на предприятии. Они теряют бизнес, компаньонов.

Они беззащитны перед разрушительными импульсами, которые возникают внутри. Поэтому гордые люди часто становятся игроманами и сторонниками прочих зависимостей: человек, который считает свою голову гениальной, автоматически считает правильным все, что в этой голове родится и все, что туда попадет. Поэтому если гордый человек встаёт на гибельный путь, объяснить ему это практически невозможно. Идет к гибели и не слышит никаких предупреждений. Он начинает яростно защищать те ложные убеждения, которые ведут его к гибели. Ему не хватает критичности мышления, чтобы пересмотреть свою точку зрения...

С другой стороны, смиренный - с точки зрения светского общества, вроде бы, человек бесперспективный. Но он видит свои несовершенства и может их исправлять. Человеку, который видит свою ограниченность, есть куда расти, куда стремиться. Смиренный человек постоянно способен учиться. Он понимает, что вокруг него есть огромное количество людей, которые знают темы, его интересующие, лучше, чем он. Благодаря гибкому мышлению он способен воспринимать информацию, обогащаться опытом, знаниями. Обычно смиренные люди не страдают старческим маразмом, их мозг не костенеет, не покрывается коркой.

В каком-то смысле смирение является основой вечного блаженства. Разрыв между Богом и человеком велик. И человек, начавший здесь, на земле, стремиться к Богу, продолжает стремление и после перехода в вечность. Человек, стремясь к Богу, постоянно к Богу приближается и насыщается красотой, познанием, блаженством. Он хочет постичь еще больше, хочет познать Бога. Но так как Бог безконечно велик, то этот полёт никогда не закончится, он будет длиться вечно. И в этом основание христианского блаженства - человек будет вечно обогащаться, вечно ему будет куда расти.

В реальности очень трудно понять как выглядит смирение, потому что пока мы не видели человека, в котором оно воплотилось, мы находимся во власти ошибочного стереотипного мнения, что то, что мы думаем о себе самих, это и есть реальность. Но реальность показывает: если мы думаем, что мы сильны и велики, мы можем совершать ошибки. В жизни надо хоть раз увидеть человека, в котором это смирение воплотилось. Жизнь того, кто стяжал добродетель смирения - яркая, насыщенная, интересная. Вникая в его жизнь, в его образ, мы понимаем, как смирение выглядит в реальности.

* * *

Фрагмент проповеди в Неделю о мытаре и фарисее

Слушать полную версию

#смирение #гордыня #добродетели #путь к богу #самообман #саморефлексия

#христианство

#соловки #соловецкий монастырь