Найти в Дзене
Doctor_pro_sex

Психосексуальное развитие

Оглавление

Психосексуальное развитие - это процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.

Это сложный биосоциальный процесс, в котором природные и социальные факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга.

Любое нарушение последовательности или сроков периодов половой дифференцировки может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении и самосознании человека.

Этапы психосексуального развития:

Немного предыстории.

žПренатальный (внутриутробный) период - от момента зачатия до рождения. Происходит половая дифференцировка гонад, гениталий и структур мозга.

Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины.

Пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

Главное звено этого сложного процесса - формирование хромосомного или генетического пола.


Женская яйцеклетка несет в себе одну Х-хромосому.

Мужской сперматозоид может содержать в себе или одну Х-хромосому, или одну Y-хромосому.

Генетический пол определяется в момент оплодотворения (XX - самка, XY - самец) и определяет будущую генетическую программу дифференцировки организма по мужскому или по женскому пути.

На биологическом уровне все мальчики когда-то были девочками.


Первые несколько недель разницы между полами нет никакой. Даже внутренние половые органы представляют собой одну и ту же обобщенную структуру.

На втором и третьем месяце беременности, дифференцируются половые железы, гонады зародыша - формируется
ГОНАДНЫЙ пол.

Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем особый Ген SRY, характерный только для мужских клеток программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники, тогда как у женщин гонады автоматически развиваются в яичники.

Зародыш обретает определенный
ГОРМОНАЛЬНЫЙ пол: под влиянием половых гормонов начинается формирование внутренних и внешних половых органов, сексуальной анатомии.

-2

С четвертого месяца беременности, начинается чрезвычайно сложный и важный процесс половой дифференцировки нервных путей, определенных отделов головного мозга, управляющих различиями в поведении и эмоциональных реакциях мужчин и женщин.

На основании генитальной внешности новорожденного определяется его ГРАЖДАНСКИЙ пол (иначе он называется паспортным).

žI этап психосексуального развития.

Парапубертатный период (1 – 7 лет).

-3
Формирование полового самосознания:
1. Самосознание собственной половой принадлежности (до 2-3 лет)
2. Возникает любопытство, направленное на половые признаки (с 3-4 лет)

Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.

Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.

В три-четыре года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой.

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость своей половой принадлежности.

Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы. Дети достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола.

Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей, изучение своего тела и половых признаков, строение своих половых органов и органов противоположного пола - это нормально! Так должно быть.

Именно на этом этапе сексуальная аутоидентификация приобретает законченный и необратимый характер.

II этап психосексуального развития.

žПрепубертатный период (7 – 13 лет).

-4
На этом этапе происходит формирование стереотипа полоролевого поведения.

ž

Происходит выбор половой роли (мужской или женской), который соответствует психическим и физическим особенностям ребёнка и идеалам представления о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).

žРодители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания ребёнка и примером для подражания. Межличностные отношения и индивидуальные черты родителей воспринимаются ребёнком как модель мужественности и женственности, образец взаимоотношения полов.

žIII этапа психосексуального развития.

Начало III этапа - Пубертатный период (12 — 18 лет).

-5

Подросток стремится к самостоятельности, самоутверждению, независимости (эмансипации).

Основными проявлениями поведения являются подражание сверстникам и другим взрослым, которых подросток считает своим идеалом, стремление общаться преимущественно со сверстниками в компании.

Продолжается формирование представления о мужественности или женственности, которое тоже происходит под влиянием сверстников.

В период становления сексуальности начинает интенсивно функционировать эндокринная система, в первую очередь половые железы:

  • Развитие вторичных половых признаков
  • Появление менструации у девушек и эякуляции у юношей

Происходит формирование психосексуальной ориентации:

  • Психосексуальная ориентация определяет последующий выбор объекта сексуального влечения.
  • Складываются индивидуальные особенности (предпочтения) — половая принадлежность, поведение, внешний вид, телосложение объекта влечения.

Начинает формироваться либидо, появляется интереса к сексу и мастурбационная практика.

Этапы формирования либидо.

Первая стадия - ПОНЯТИЙНАЯ:

  • žпротекает когда у ребенка формируется сознание и отнесение себя к одному из полов, осознание факта раздельнополости;
  • žполовое влечение как таковое в этот период отсутствует.

Вторая стадия - РОМАНТИЧЕСКАЯ (ПЛОТАНИЧЕСКАЯ):

žхарактеризуется фантазиями, воображаемыми подвигами, которые совершаются в честь идеализируемого объекта первой влюбленности.

Третья стадия - ЭРОТИЧЕСКАЯ :

  • žпоявлением флирта;
  • žстремлением к нежности, ласковым словам и прикосновениям.

Четвертая стадия - СЕКСУЛЬНАЯ:

  • žстремление и достижение сексуального опыта;
  • žпроявления этой стадии превышают обычную физиологическую потребность.

Пятая стадия ЗРЕЛОЙ сексуальности характеризуется приобретением полного контроля над своим сексуальным поведением.

Завершение III этапа - Переходный период (16 — 26 лет).

-6

Характеризуется началом половой жизни, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбацией.

Данный период в сексуальном развитии следует непосредственно за пубертатным и является переходным между подростковой и зрелой сексуальностью.

Последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо.

Ключевая задача состоит в приобретении сексуального опыта, партнерских отношений.

Период зрелой сексуальности (26 — 55 лет)

-7

žХарактеризуется регулярной половой жизнью с постоянным партнёром.

Происходит вхождение в полосу условно-физиологического ритма (УФР) половой жизни.

Условно-физиологический ритм.

žУФР, принимаемый за условную физиологическую норму, ритм половой активности, при котором мужчина осуществляет в среднем 2-3 полноценных половых акта в неделю на протяжении длительного периода жизни.

žВ среднем мужчины переходят на такой ритм в 33-35-летнем возрасте и сохраняют его на протяжении 15-20 лет (так называемая полоса УФР).

Возраст вхождения в полосу УФР определяется только для мужчин, состоящих в браке.

žИнволюционный период (51 — ... лет).

-8

Характеризуется постепенным:

  • žснижением выработки и активности половых гормонов;
  • žснижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере;
  • žснижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий.

Заключение.

На каждом из этапов психосексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает какой-либо этап, это искажает течение последующих стадий, а в целом негативно влияет на сексуальность человека.

Если ранние этапы психосексуального развития отсутствуют или нарушаются, то возникают грубые нарушения (деформация сексуальности), которые затрагивают ядро личности.