Психосексуальное развитие - это процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.
⠀
Это сложный биосоциальный процесс, в котором природные и социальные факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга.
⠀
Любое нарушение последовательности или сроков периодов половой дифференцировки может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении и самосознании человека.
Этапы психосексуального развития:
Немного предыстории.
Пренатальный (внутриутробный) период - от момента зачатия до рождения. Происходит половая дифференцировка гонад, гениталий и структур мозга.
Пол (sex) – системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины.
Пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).
Главное звено этого сложного процесса - формирование хромосомного или генетического пола.
Женская яйцеклетка несет в себе одну Х-хромосому.
Мужской сперматозоид может содержать в себе или одну Х-хромосому, или одну Y-хромосому.
⠀
Генетический пол определяется в момент оплодотворения (XX - самка, XY - самец) и определяет будущую генетическую программу дифференцировки организма по мужскому или по женскому пути.
На биологическом уровне все мальчики когда-то были девочками.
Первые несколько недель разницы между полами нет никакой. Даже внутренние половые органы представляют собой одну и ту же обобщенную структуру.
⠀
На втором и третьем месяце беременности, дифференцируются половые железы, гонады зародыша - формируется ГОНАДНЫЙ пол.
Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем особый Ген SRY, характерный только для мужских клеток программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники, тогда как у женщин гонады автоматически развиваются в яичники.
⠀
Зародыш обретает определенный ГОРМОНАЛЬНЫЙ пол: под влиянием половых гормонов начинается формирование внутренних и внешних половых органов, сексуальной анатомии.
С четвертого месяца беременности, начинается чрезвычайно сложный и важный процесс половой дифференцировки нервных путей, определенных отделов головного мозга, управляющих различиями в поведении и эмоциональных реакциях мужчин и женщин.
На основании генитальной внешности новорожденного определяется его ГРАЖДАНСКИЙ пол (иначе он называется паспортным).
I этап психосексуального развития.
Парапубертатный период (1 – 7 лет).
Формирование полового самосознания:
1. Самосознание собственной половой принадлежности (до 2-3 лет)
2. Возникает любопытство, направленное на половые признаки (с 3-4 лет)
Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.
В три-четыре года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой.
В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость своей половой принадлежности.
Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы. Дети достигают ступени, которую можно охарактеризовать как константность пола.
⠀
Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей, изучение своего тела и половых признаков, строение своих половых органов и органов противоположного пола - это нормально! Так должно быть.
Именно на этом этапе сексуальная аутоидентификация приобретает законченный и необратимый характер.
II этап психосексуального развития.
Препубертатный период (7 – 13 лет).
На этом этапе происходит формирование стереотипа полоролевого поведения.
Происходит выбор половой роли (мужской или женской), который соответствует психическим и физическим особенностям ребёнка и идеалам представления о мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности).
Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания ребёнка и примером для подражания. Межличностные отношения и индивидуальные черты родителей воспринимаются ребёнком как модель мужественности и женственности, образец взаимоотношения полов.
III этапа психосексуального развития.
Начало III этапа - Пубертатный период (12 — 18 лет).
Подросток стремится к самостоятельности, самоутверждению, независимости (эмансипации).
Основными проявлениями поведения являются подражание сверстникам и другим взрослым, которых подросток считает своим идеалом, стремление общаться преимущественно со сверстниками в компании.
Продолжается формирование представления о мужественности или женственности, которое тоже происходит под влиянием сверстников.
В период становления сексуальности начинает интенсивно функционировать эндокринная система, в первую очередь половые железы:
- Развитие вторичных половых признаков
- Появление менструации у девушек и эякуляции у юношей
Происходит формирование психосексуальной ориентации:
- Психосексуальная ориентация определяет последующий выбор объекта сексуального влечения.
- Складываются индивидуальные особенности (предпочтения) — половая принадлежность, поведение, внешний вид, телосложение объекта влечения.
Начинает формироваться либидо, появляется интереса к сексу и мастурбационная практика.
Этапы формирования либидо.
Первая стадия - ПОНЯТИЙНАЯ:
- протекает когда у ребенка формируется сознание и отнесение себя к одному из полов, осознание факта раздельнополости;
- половое влечение как таковое в этот период отсутствует.
Вторая стадия - РОМАНТИЧЕСКАЯ (ПЛОТАНИЧЕСКАЯ):
характеризуется фантазиями, воображаемыми подвигами, которые совершаются в честь идеализируемого объекта первой влюбленности.
Третья стадия - ЭРОТИЧЕСКАЯ :
- появлением флирта;
- стремлением к нежности, ласковым словам и прикосновениям.
Четвертая стадия - СЕКСУЛЬНАЯ:
- стремление и достижение сексуального опыта;
- проявления этой стадии превышают обычную физиологическую потребность.
Пятая стадия ЗРЕЛОЙ сексуальности характеризуется приобретением полного контроля над своим сексуальным поведением.
Завершение III этапа - Переходный период (16 — 26 лет).
Характеризуется началом половой жизни, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбацией.
⠀
Данный период в сексуальном развитии следует непосредственно за пубертатным и является переходным между подростковой и зрелой сексуальностью.
⠀
Последняя стадия III этапа психосексуального развития и завершение формирования сексуального либидо.
Ключевая задача состоит в приобретении сексуального опыта, партнерских отношений.
Период зрелой сексуальности (26 — 55 лет)
Характеризуется регулярной половой жизнью с постоянным партнёром.
Происходит вхождение в полосу условно-физиологического ритма (УФР) половой жизни.
Условно-физиологический ритм.
УФР, принимаемый за условную физиологическую норму, ритм половой активности, при котором мужчина осуществляет в среднем 2-3 полноценных половых акта в неделю на протяжении длительного периода жизни.
В среднем мужчины переходят на такой ритм в 33-35-летнем возрасте и сохраняют его на протяжении 15-20 лет (так называемая полоса УФР).
Возраст вхождения в полосу УФР определяется только для мужчин, состоящих в браке.
Инволюционный период (51 — ... лет).
Характеризуется постепенным:
- снижением выработки и активности половых гормонов;
- снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере;
- снижение сексуального влечения до уровня эротической, а затем платонической стадий.
Заключение.
На каждом из этапов психосексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает какой-либо этап, это искажает течение последующих стадий, а в целом негативно влияет на сексуальность человека.
⠀
Если ранние этапы психосексуального развития отсутствуют или нарушаются, то возникают грубые нарушения (деформация сексуальности), которые затрагивают ядро личности.