Каждый человек когда-то оказывается на новой работе и проходит адаптационный период. Зачастую мы сами себе усложняем адаптацию, а то и вовсе, не выдержав натиска новых коллег и руководста, начинаем искать другое место.
Попробуем разобраться, что это за ошибки и как их не допустить.
Для начала вспомним какие этапы адаптации мы проходим.
- Этап острой адаптации (длится примерно месяц, порой затягивается и до 2-х). Обычно в это время происходит сравнение с предыдущим местом работы, в зависимости от восприятия нового. Если слишком большое количество тревоги и переживаний, то появляется высокая вероятность ощущений и мыслей, что совершил ошибку, что раньше было проще, возможно хуже, но, по крайней мере, всё было знакомо и понятно. Или наоборот, чрезмерное очарование, когда кажется, что нашёл место своей мечты и вот теперь-то будет по-другому и прекрасно. Он заканчивается в тот момент, когда вы начинаете замечать реальность. Не всё так однобоко, или плохо, или хорошо, когда чувствуете, что уже уверенны и порученные задания удаются. Тревоги практически нет, рабочий день становится предсказуемым, а среди коллег появились те, кто действительно рад вас видеть и с которыми начали формироваться отношения.
- Второй этап начинается со второго месяца и примерно до 5-6 месяцев. Испытательный срок прошёл, требования могут стать выше, а человек немного расслабился, потому что с самым сложным для себя справился, с задачами ознакомлен, в компанию влился. Но на самом деле пройдён формальный этап, и теперь начальство может позволить при большей нагрузке начать критиковать выполненную работу. Из-за этого накапливается раздражение и злость, разочарование и обида. Это такой кризисный момент, и зависит от внутренних ресурсов человека, удержится он, или уволится, не справившись с напряжением и трудностями.
- Закрепление, начинается после полугода. Основные проблемы позади, человек нашёл своё место среди коллег, хорошо ознакомился с внутренними традициями и устоями и успешно выполняет свои обязанности.
Всегда нужно быть готовым к тому, что процесс адаптации может оказаться затяжным. Чтобы сохранить свою репутацию и позицию, сделать этот непростой период более комыортным для себя, рекомендуется соблюдать опрелеленные правила:
- нельзя нарушать установленные правила;
- недопустимо кого-то критиковать или обсуждать;
- нельзя сравнивать свое нынешнее место с предыдущей работой, в частности обсуждать рабочие моменты;
- не нужно ни с кем конфликтовать;
- нельзя переносить манеру поведения с одной работы на другую, особенно если специализации были абсолютно противоположными;
- не нужно выхваляться перед людьми своими способностями и интеллектуальными данными;
- нельзя прогибаться под давлением коллег и отказываться от своих принципов;
- не нужно зацикливаться на своих ошибках, относитесь к ним, как к опыту;
- не стоит быть излишне активным или пассивным;
- не нужно спешить делать выводы, лучше все взвешивать;
- Вы не должны забывать о своем благополучии и здоровье;
- не нужно к кому-то подлизываться, льстить;
- нельзя быть излишне самоуверенным;
- недопустимо комментировать решения и действия начальника.