В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
Сейчас запустить двигатель на грузовике в мороз нет проблем. Чего только нет: от ПЖД-30 и "Планаров" до "Вебасто", "Эбершпехер". Есть ещё и электрические от внешнего источника питания, короче способов море.
Лет шестнадцать мне тогда было. Зашёл я к бабушке и дедушке своим. Дед уже на заслуженном отдыхе. А накануне ему пенсию принесли. Смотрю дедуля слегка навеселе, позволял он себе изредка такое, бабушка спокойно к этому относилась.
Любил я когда дед Саша в таком слегка приподнятом настроении находился. Потому что дедушка становился более разговорчивый, и мог кое-что из своей прошлой жизни рассказать. И даже про то как воевал, но это крайне редко бывало и то не для моих ушей, чаще всего отцу моему рассказывал за столом.
И что-то у нас разговор про зиму зашёл, я ему рассказал, как сейчас просто грузовик запустить если ПЖД установлен.
-И где ты Гриня такие подогреватели видел?
-Ну деда я же часто в автобазе бываю. Их много, вон и на иномарках, и на наших грузовиках есть, а на военных КамАЗах так на всех, сам видел, как он работает: кнопку нажал, подождал, а потом «флажком» как будто двигатель заводишь щёлкнул, подождал и всё загудел котёл, как самолёт реактивный.
-И что хорошо греет?
-А то, масло тёплое, а «тосол» так аж 80 градусов, сам видел.
-У меня тоже подогреватель был на «Уральце».
-Да помню что-то ты рассказывал, но я так и не понял, с ним же мороки тоже хватало.
Смотрю на деда воспоминания нахлынули, он аж заулыбался, ну значит будет рассказ! И дед Саша начал:
Рабочий день у нас начинался раненько утром. Грузовики стояли под навесом, мороз за -20 и более бывал, ну ты сам знаешь. Шофёры с вёдрами бегают от бойлерной к машинам и обратно, двигатель горячей водой проливают.
А вот шофёры с «Уральцев нет. У нас стояли предпусковые подогреватели. С той же бойлерной берёшь всего 5 литров воды, открываешь крышку котла подогревателя и заправляешь его чем-нибудь горючим. Можно жидким топливом, углём или дровами. Да хоть чем главное, чтобы горело.
Я предпочитал дровами, специально мелкие полешки у меня были заготовлены. Дровишки начали гореть, крышку закрываешь и сразу электро-мотор нагнетателя воздуха включаешь. Пока разгорается воду в подогреватель заливаешь, горловину закрыл, теперь можно и папироску выкурить.
За это время проверочку небольшую машине устраиваешь, колёса, фары, фонари, масло, тормозная жидкость. Обычно если мороз не шибко лютый, то 20-30 минут хватало чтобы блок паром прогрелся, и масло от выхлопных газов.
Рукояткой заводной коленвал провернёшь, легко крутится, можно и заводить. Воду залил в систему, можно любую, головка и блок горячие что и не прикоснуться. Бензинчику подкачал насосом и почти гарантированно движок заведёшь. Конечно батарея может подвести, тогда кривой стартер точно выручит, мотор то горячий.
Дед Саша прикурил папироску, чему-то улыбнулся, видать вспоминая былое:
-А вот на ГАЗ-51 был вообще простейший подогреватель. Теплообменник справа под капотом стоял. В комплекте с инструментом прямо с завода шла паяльная ламп, с чуть удлинённой нагревательной головкой. Вставил её в теплообменник, воду залил и пошёл процесс, блок с головкой греются, и масло в поддоне тоже.
А вот если у тебя ничего такого заводского нет, то тут только паяльная лампа либо костерок, или сами начинали изобретать. Вворачивали в блок штуцер с краником на 30 мм. И делали бачок. В бачок наливали воду и грели его этой же паяльной лампой. Вода закипала. Превращалась в пар. И этот пар по шлангу через штуцер подавался в водяную рубашку. Грелись блок и головка.
А с вёдрами бегать проливать замучаешься, да и не один ты, всегда очередь у бойлерной, а на линию ехать всем надо. Кому по месту работать, а кому и в рейсы идти.
Ну ещё зимой естественно утепляли капот, облицовку, боковины. У нас в гараже была машинка швейная «Зингер». Вот на этой машинке сами и шили утеплители из всего что подходило. Главное выкройку правильно сделать. Так и ездили. А как иначе? Сам о себе не позаботишься никто не позаботится, времена-то трудные в стране были.
-Ну деда, это же каждый день зимой такое было. Утром пока выедешь уже устанешь. Ну и выдумщики же вы были в то время.
-Да разве это усталость, вот работа она намного труднее была. Жизнь и дороги, а вернее их состояние заставляли и не то ещё изобретать. Вот те же самовытаскиватели.
А делали так, кстати в умных книжках и подсказки были. Три гайки с задних колёс отворачиваешь, устанавливаешь фланец изготовленного самовытаскивателя на ступицу, и тремя колёсными гайками прикручиваешь. Крепишь 2 троса одинаковой длинны, чекиришь их за дерево или другой какой-нибудь «якорь».
И пошёл на перовой передачи потихоньку выбираться из снега или грязи. Но надо очень аккуратно это делать, если один трос порвётся, то можно запросто коробку сателлитов в редукторе порвать.
А ещё из старых покрышек что-то типа «браслетов» резали, надевали их на колёса, неплохо они по снегу помогали идти.
-А цепи у вас были?
-Были конечно, но они тоже не всемогущи, на них можно было запросто зарыться чуть ли не по самый кузов. Цепи хороши в гололёд. На цепях как на фрезах машина под собой роет. У меня «браслеты» всё время жили в ящике под кузовом.
Дед снова достал пачку папирос, я кроме как у него их уже и не видел, все сигареты уже курили.
-Деда, а машины у вас какие были в то время?
-До 1960-го года старые были и даже иностранцы присутствовали.
-Иномарки что ли?
-Ну можно и так сказать, те что ещё во время войны по ленд-лизу приходили. Были Шевроле 7107, полноприводные. Знаменитые «Студебекеры» были, но уже латанные перелатанные. Некоторые без ведущего переднего моста были, а моторы и коробки у них уже стояли от ЗиСа, родные-то уже изъездили, да запчастей где на них взять.
-Так вот эти «Студабекеры» всякие у нас были: бортовые и седельные тягачи, а один был очень длинный не знаю для чего такой, на нём самодельный кузов бортовой смастерили. Передний мост был от ЗиСа не ведущий, после шофёр на него сам вкатил ведущий «передок», не знаю правда от какой машины.
А вот с 1960-го года новенькие грузовики пошли в основном ГАЗ-51 которые ещё с брезентовой крышей были, но и таким грузовикам мужики рады были. Зис-150, но тех поменьше было, ну и «Уральцы» 355М.
«Уральцы» по началу тоже в седельные тягачи переделывали в кустарных условиях. Прицепы самодельные были, резали старые ЗиСы и "Полуторки" и из них уже и полуприцепы и прицепы мастерили. Но с поступлением новых машин, в начале 60-х, запретили самодельные прицепы. Только заводские можно было таскать.
А без прицепа считай выработка упала, ну соответственно и зарплата. Я на свой прицеп диски с резиной такие же, как и на «Уральце» поставил, борта аккуратные, короче красивый у меня автопоезд получился.
Лично я по знакомству свой прицеп так сказать узаконил в милиции. Конечно пришлось и магарыч поставить, но оно того стоило. Сделал я на таком автопоезде всего-то два рейса.
-А почему так?
-Так «Уралец» же в горисполкоме числился…
-Саша, Гриня иди в дом обедать, да потом крыльцом и дверью займитесь. –позвала нас бабушка.
-Ладно Гриш, после ещё расскажу, как мы в то время шоферили…
***
.Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Рассказ художественный, но основан на реальных событиях.
Коллажи созданы автором канала.