Бывали времена, когда ушлые музыкальные критики стремились навесить ярлык определенной жанровой принадлежности на любой мало-мальски заметный рок-альбом. Но даже они порой бывали в замешательстве при определении стилистики, когда музыка, представленная на альбоме, выходила за границы одного какого-то определенного жанра. Тогда либо сочинялся новый термин, либо для определения использовались одновременно несколько разных категорий.
И было что-то вроде: "Альбом жанрово представлен в стилях хард-рок, оккультный рок, блюз-рок, хеви-метал, психоделический рок и прогрессивный рок". Или вот прочел интересный термин "умный рок", который вроде бы объяснял почему же конкретная музыка выходила за принятые на тот момент жанровые границы. Мол, широта взглядов и кругозор музыкантов были таковы, что их музыкальный интеллект выбивался из любой определенной канвы. Вот об одном из таких альбомов и пойдет речь.
Группа Blue Öyster Cult возникла после трансформации существующей с 1967-го Нью-Йоркской группы Soft White Underbelly сперва в Oaxaca, а затем в Stalk-Forrest Group и неудач последней при сотрудничестве со звукозаписывающим лейблом "Elektra Records". На этом этапе у менеджера группы и по совместительству рок- критика Сэнди Перлмана появилась идея сделать своеобразный "американский ответ" группе Black Sabbath.
Для этого в начале 70-х подобрался соответствующий качественный состав музыкантов: изобретательный гитарист Дональд Розер, по прозвищу Бак Дхарма, клавишник Аллен Ланье, владеющий и гитарой, вокалист с приличным диапазоном Эрик Блум, готовый к тому же подыграть на гитаре и клавишных и два брата Бушаров - басист Джо и ударник Альберт. Ко всему и Джо, и Альберт, и Бак неплохо пели, а Эрик, Бак и Аллен еще и сочинительствовали.
Требовалось только поменять немного стилистику и придумать новое название группы. Сэнди Перлман предложил название "Blue Öyster Cult" (Культ голубой устрицы), взятое им из своего стихотворения 60-х годов. В поэзии Перлмана "Культ Голубой Устрицы" был группой пришельцев, которые прибыли на Землю, чтобы тайно руководить ее историей. Как вспоминал позже Сэнди: "Изначально группа не была довольна названием, но остановилась на нем и начала работать, готовясь записать свой первый релиз".
В качестве материала для песен Перлман предложил свои стихи, а также тексты начинающего писателя Ричарда Мельцера фантастическо-фэнтезийной направленности. Надо заметить, что, хотя музыканты писали и собственную лирику, станет хорошей традицией в дальнейшем использовать стихи профессиональных литераторов, пишущих в этом жанре, таких, как Майк Муркок, Эрик Ван Ластбадер, Джим Кэрролл и Джон Ширли.
Услышав первые выступления обновленной команды, знакомец Перлмана продюсер и писатель Дэвид Лукас пригласил их в свою студию записать несколько композиций. Чуть позже был подписан контракт с лейблом "Columbia Records". Первый диск группы, названый просто и незатейливо "Blue Öyster Cult" получил теплые отзывы критиков и достиг в мае 1972-го № 172 в чарте "Billboard 200". Гордон Флетчер из "Rolling Stone" назвал дебютный альбом "Лучшим дебютным альбомов всех времен" и "Лучшим альбомом десятилетия", а саму группу "Лучшей Американской группой прямо сейчас". И это при живых и активно концертирующих Creedence Clearwater Revival, Grand Funk Railroad, Jefferson Airplane, Grateful Dead!
Стилистически в музыке альбома преобладал хард-рок и местами сатерн-рок, но и проглядывали блюз-роковые и психоделические корни музыки группы времен Soft White Underbelly и Stalk-Forrest Group. Тогда-то один из критиков и употребил применительно к музыке группы термин "умный рок", а саму группу пригласили на совместные гастроли такие музыканты, как The Byrds, Элис Купер и Mahavishnu Orchestra. И вот во время этих гастролей ребятами и был написан материал для второго альбома "Tyranny and Mutation".
Сам альбом был записан в Нью-Йоркской "Columbia Studios" в конце 1972-го, а вышел в феврале 1973-го и уже в мае достиг 122 места в чартах "Billboard 200". Критика снова стояла на голове:
В "Tyranny and Mutation" Blue Öyster Cult достигла, казалось бы, невозможного: они прояснили свой звук и углубили свою мистику... Путешествовать по их новому дому — это все равно что слушать, как Хичкок и Кубрик обмениваются историями о своих влажных снах... Это кричащий рок-н-ролл, наполненный метамфетамином, в котором царит атмосфера тайны и чувство нигилистического юмора, которое было запрятано глубоко в манжете.
И действительно, этим своим вторым номерным альбомом группа по-настоящему показала всем, на что она способна. Музыкальный материал стал более качественным, вокальные партии более уверенными, а группа в целом намного более амбициозной в аранжировках и в написании песен. Клавишные партии Аллена Ланье и бас Джо Бушара особенно выиграли от этих метаморфоз, а гитара Бака Дхармы щедрой россыпью бриллиантов украсила все музыкальное полотно. Продюсеры Сэнди Перлман и Мюррей Кругман добавили в акустику записи высокого частотного диапазона. Лирическое содержание также начало обретать форму, которая будет определять будущие работы Blue Öyster Cult: мрачные, загадочные и где-то мрачные и смертельно серьезные.
Сам альбом тематически разделен на две стороны — Черную (первую) более энергичную и быструю с темной лирикой Перлмана и Красную (вторую) меланхоличную с более экспериментальными и сексуальными треками.
И первая же песня альбома прямо так и называется "The Red & the Black" (Красная и Черная). Лавина звуковой истерии двумя аккордами обрушивается на вас с первого же такта, а затем она на полной скорости устремляется вперед, накручивая пульсирующие гитарные риффы байкерского буги. Хотя эта песня по сути — ремейк "I'm On the Lamb but I Ain't No Sheep" из первой пластинки группы.
Только на этот раз это лирика повествует о Королевской канадской конной полиции, которая носит красно-черную форму. Но та первая версия не идет ни в какое сравнение с полной энергией новой. Теперь группа разразилась быстрым и яростным темпом, придавая старой мелодии совершенно новое звучание и привлекательность. Это великолепный и жесткий хард-рок максимальной интенсивности.
Канадская конная малютка,
Полиция, которая работает.
Красный и черный - вот их цветовая гамма,
В конце концов, она получить своего мужчину…
Вторая песня "O.D.'d on Life Itself"(Передозировка по самой жизни) начинается свамп-роковым риффом. Что-то очень знакомое.., ба, да это же было у The Hollies в "Long Cool Woman (In A Black Dress)".
Но, черт возьми, как же у Blue Öyster Cult это вкусно и кайфово звучит под холодные вспышки синтезаторного огня и фантастическую работу ритм-секции! После урагана первой песни здесь скорее средний темп, и это самый радостный трек, а изысканная гитарная работа Бака только подчеркивает это чувство.
Как же мне удалось убедить и одурачить тебя,
Чтобы увести отсюда и поставить твою жизнь на кон?
Стоишь спиной к оружию, свистят свинцовые пули,
Панорама разворачивается, и эта жизнь принадлежит мне.
Переизбыток жизни, фатальная доза бытия…
Третий трек "Hot Rails to Hell" (Горячие рельсы в ад) напомнит о том, что группа замысливалась как "американский ответ" группе Black Sabbath, тем более что у вокалиста Джо Бушара голос тембрально похож на голос Оззи. Только вот отличное вокальное многоголосие —а в песне задействованы все певцы группы — и сложная структура композиции с диковинными завываниями гитар —ведь у группы не один, не два, а целых три (!) гитариста — с маниакальной интенсивностью выдают звук другой плотности.
Еду в подземке, купаясь в поту,
Громыхание снизу и сверху,
Эй, коп, ты не в курсе –
Запахло жареным, ясно?
Знойный летний денек перетек в ночь.
Экспресс 1277 на небеса
Ускоряется, грохоча как динамит,
Экспресс 1277 на небеса
Несется со скрежетом стали воздушного боя.
Песня выходила синглом вместе с "7 Screaming Diz-Busters" на другой стороне.
Крещендо прокалывающих уши высоких тембровых частот вкатывают в четвертый трек "7 Screaming Diz-Busters" (Семь вопящих головорезов) — украшение Черной стороны альбома. Это такой эпический джем со спиральными клавишными мелодиями и заводными гитарными соло, буквально доминирующими в песне везде, где только можно. Загипнотизировано внимая гитарным экзерсисам Бака Дхармы, понимаешь почему Джимми Пейдж называл его в числе своих любимых гитаристов.
Невероятно как гитара полностью управляет драматизмом композиции, добавляя когда надо мрачности или экспрессии, а также, как ни странно, задает темп. Любители и знатоки спид-метала узрят в партиях Бака предтечи этого жанра. Впечатляет и вокал Эрика Блума, а исполнение ритм-секции надо признать просто выдающимся. Лирика же мрачна и мистична:
Со смехом боли они хватались за головы,
Они учились у парней, которые избегают
Бросить взгляд в зеркало –
Семеро вопящих головорезов
Таящихся за розовым кустом,
Жестокость у них в крови,
А в глубине их глаз холод.
Во все те кошмарные ночи,
Когда прах становится предметом торга,
А утренняя звезда – источником света.
Надо отметить, что после сногсшибающей умопомрачительной первой Черной стороны, вторая Красная сторона — это тот набор песен, где творческое начало группы проявилось действительно блистательнее всего. И пусть она демонстрирует более интровертные подходы, но они не менее захватывающие и интригующие. Начинается все треком "Baby Ice Dog"(Крошка ледяная собака) с музыкой Эрика Блума и Альберта Бушара на стихи Патти Смит, которая в то время была подругой клавишника группы Аллена Ланье. Будущая "крёстная мама панк-рока" тогда еще не преступила к музыкальной карьере, но стихи уже писала.
Стихи странные, жесткие, нервные. Если кто-то рассчитывал, что вторая сторона принесет передышку от безумия, то он ошибся. Текст песни рассказывает историю монгольского мужчины, который убил свою возлюбленную после того, как она ушла от него. Это холодная, расчетливая "Песнь мучительного горя и мести":
От ее уловок меня бросало в дрожь.
И вот я обнаружил, что эта крошка,
Эта малышка – стервозная ледышка.
Она утверждала, что мы
Поженимся в Монголии,
Лилии растут привольно,
И в горах она запудрила мне мозги,
Ее цель стала слишком очевидной,
Это был сущий грех.
Когда лед провалился,
Я словно оцепенел
И не смог помочь…
Замечу, что "Baby Ice Dog"— это, возможно, самый недооцененный трек альбома. Музыкальное полотно просто великолепно, и в раскраску его узоров внесен полноценный вклад всеми музыкантами, начиная с синкопированных фрагментов, в которых пианино Аллена Ланье было так же важно, как и гитарный пульс Бака Дхармы, и заканчивая ударными ритмическими двусмысленностями и органными линиями в сочетании с полными блюзового изящества басами.
Шестой трек "Wings Wetted Down" (Намокшие крылья) — классическая хард-роковая баллада, написанная и спетая братьями Бушар. Даже, может, чуть более мелодичная, чем обычная классическая, со своей тягучей медленной атмосферой и хорошо контролируемыми темпами. В ней группа прекрасно представляет каждый из своих задействованных инструментов. И вот эту песню как раз легко представить в репертуаре Black Sabbath, даже вокал Джо, как я ранее писал, напоминает Оззи. И все это прекрасно сочетается с полной мрачной романтики лирикой:
Бегство черного всадника, что взмывает над храмами,
Преследуемый под дождем стаей птиц,
Они не замечают туч – гладким крыльям все равно.
Зверь подает знак сквозь туманные видения, полные боли,
Промокшие крылья, задевающие землю,
В конце концов, все может измениться.
Седьмой трек "Teen Archer" (Юная Лучница) написал и спел Бак Дхарма при участии Эрика Блума на лирику начинающего писателя Ричарда Мельтцера. Это страстная повесть о подростковых сексуальных оргиях, в некотором роде где-то почти кама-сутра:
Она получила меньше, чем мы с тобой,
Она получила меньше, чем я,
Она получила меньше, чем мы с тобой,
Она получила меньше, чем я,
И ей начинает надоедать...
Надо отметить ритм-секцию, которая блестяще управляет темпом и настроением композиции. А эйсид-роковый орган Ланье и излишне резкая порой гитара Бака наполняют атмосферу жутким трагизмом.
Завершает альбом "Mistress Of The Salmon Salt (Quicklime Girl)" (Хозяйка лососевой соли (Негашеная Девушка)) на мощно зазубренной ноте. Между тем это самая мелодичная песня альбома с запоминающимся рефреном Quicklime Girl (Негашеная девушка), пропеваемым хором, гармонизирующим основную мелодическую линию. Она каким-то образом возвращает более жесткую сторону группы, особенно в запоминающемся начальном гитарном риффе.
Группа использует каждый из своих инструментов, чтобы представить свою идею таинственной музыки, хотя она полностью подкреплена хорошо выполненной работой ударных, жесткими гитарами и грохочущим басом. Как всегда великолепен орган Ланье. Лирика Перлмана полна мистики:
В районе Садов,
Где созревает невероятный, богатый урожай,
За кустами таится девушка, что наделяет
Растения такой силой и великолепием.
Ее называют
Девчонка-негашенка – за ее спиной,
Девчонка-негашенка – вдогонку ей,
Девчонка-негашенка.
Она – мастер изобретательности,
Девчонка-негашенка…
Она хозяйка соли лосося...
Необычность музыки альбома должна была проанонсировать обложка в черно-белых тонах. Она была разработана Биллом Гавликом в стилистике, вдохновленной необычными картинами Маурица Эшера. Пирамиду венчает логотип крюк-перекрестие, который присутствует на всех обложках альбомов группы. В греческой мифологии символ крюка и креста — это символ Кроноса, царя Титанов и отца Зевса, а также это и алхимический символ свинца, одного из самых тяжелых металлов.
Сэнди Перлман рассматривал его в сочетании с тяжелым и искаженным гитарным звучанием группы и решил, что описание "хэви-метал" будет удачно применено к музыке Blue Öyster Cult. В сочетании с его сходством с некоторыми религиозными символами это придавали ему оттенок декаданса и таинственности.
Стоит отметить, что в 1974 году в дополнение к обычной 2-канальной стерео версии альбом был также выпущен в 4-канальной квадрафонической версии на LP-пластинке и 8-дорожечной кассете. Выпуск квадрафонического лонг-плея был закодирован в системе SQ matrix. В целом это было достойное обрамление отличного альбома группы, которую не оценивали по достоинству в нашей стране. А жаль...
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи схожей тематики:
Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band
На третий день творения Electric Light Orchestra
Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр
Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера
Самый величайший из классических рок-альбомов
Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"