Найти тему
Old school dude

Гений Джон Лорд. Раритетное интервью после выхода альбома "Deep Purple in Rock"

Легендарному клавишнику Deep Purple Джону Лорду в июне исполнилось бы 79 лет, проживи он на 8 лет дольше. И хотя за свой долгий творческий путь он отметился и как композитор симфонической музыки, а также предприимчивый новатор, экспериментально прививавший рок-музыку инъекциями классических и барочных форм посредством своего Хаммонд-органа и фортепиано в группах Whitesnake , Paice Ashton & Lord, The Artwoods и The Flower Pot Men, Hoochie Coochie Men, любой меломан отзовется о нем прежде всего как о маэстро клавиш и основателе Deep Purple.

Если же речь зайдет о музыкантах Deep Purple, то скорее будут возносить героев гитары Ричи Блэкмора, Джо Сатриани и Стива Морса, вокальные достоинства Иэна Гиллана, Дэвида Ковердейла, Глена Хьюза и Джо Линн Тернера; не забудут и про уникального виртуоза ударных Иэна Пейса, и скорее лишь в конце вспомнят про Джона Лорда. Люди же с хорошим музыкальным образованием напротив заметят, что все эти гитарные риффы и запилы, а также фальцетные подвиги – не более, чем понты на уровне абитуриента музучилища, а вот органичное вплетение Джоном Лордом в баховскую величественность и мощь агрессивной синкопированной блюзовой импровизации электрооргана – это гениально.

Джон Лорд – первый музыкант, который умудрился ввернуть клавишные пассажи в хард-роковые песни. И ведь именно Джоном было создано то, что в дальнейшем оформилось в классическое звучание, характерное для хард-рока 70-х – 80-х годов. Давайте повспоминаем о нем.

Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников
Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников

Получив в детстве с подачи родителей музыкальное фортепианное образование, он тем не менее в юношеские годы вовсе не собирался связывать свою дальнейшую жизнь с музыкой. После школы он стал солиситором – это помощники адвокатов, основная обязанность которых заключается в подготовке материалов для суда. Юриспруденция занимала Джона Лорда целых 2 года, но чаяния его простирались в другой сфере – его влекла и манила к себе театральная сцена, причем, до такой степени, что Джон даже учился в Лондонской Центральной школе сценической речи и драматического искусства, которую и закончил в 1964 году. А вот средства для своего существования в это время он добывал, играя джаз и блюзы в пабах. Знакомство с изысканиями американских джазово-блюзовых органистов Джимми Смита, Джимми МакГриффа, Джека Макдаффа и рок-н-ролльных пианистов вроде Джерри Ли Льюиса легли на благодатную почву увлечения Джона Лорда классической музыкой, в частности Чайковским, Элгаром и особенно Бахом, до такой степени, что еще в 1963 году он приобрёл свой первый электрический орган.

После получения диплома Джону удалось заполучить небольшие актерские роли, в том числе в британском телесериале "Чрезвычайная ситуация –Уорд 10", тем не менее он продолжал играть на пианино и органе в ночных клубах с разными командами. Первым его коллективом был джаз-бэнд Bill Ashton Combo, после Bluesicians Red Bludd, а потом The Art Wood Combo, переименованный в The Artwoods. В последней группе лидером был Арт Вуд, брат будущего гитариста The Rolling Stones Ронни Вуда, до этого певший у Алексиса Корнера.

А в музыке группа тяготела к разновидности ритм-энд-блюза, в котором именно орган был основным ритмическим ядром их звучания, примерно как в современных ей группах The Spencer Davis Group со Стивом Уинвудом и The Animals с Аланом Прайсом. Фронтмен Motörhead Лемми Килмистер вспоминал позже о том, что Джон стал его крестным отцом в роке: "Джон Лорд был в значительной степени ответственен за то, что я стал играть рок-н-ролл. Он был в группе The Artwoods много лет назад вместе с братом Ронни Вуда Артуром. Думаю, они были чем-то вроде джаз-блюзовой группы. Они играли в том месте, где я жил, в этом грязном маленьком бухле, и я общался с Джоном..."

Востребован в то время Джон Лорд был и как сессионный клавишник, так 1964 году он поучаствовал в записи "You Really Got Me" группы The Kinks, ставшим хитом №1 в Великобритании в том же году.

Позже, когда Джон Лорд станет уже известным музыкантом, он поможет своим узнаваемым органом записать Nazareth альбом "Rampant". Неполный список тех, кому он помог в записи своих работ включает Грэма Боннета, Джорджа Харрисона, Сэм Браун, Дэвида Гилмора, Кози Пауэла, Мэгги Белл и Элвина Ли.

В 1967 году Лорд немного помузицировал с группой Santa Barbara Machine Head, в составе которой на гитаре играл брат Арта Вуда – Ронни Вуд, а позже посотрудничал с The Flower Pot Men, где и познакомился с басистом Ником Симпером, будущим сооснователем Deep Purple. В том же 1967-м году бизнесмен Тони Эдвардс решает вложить деньги в современную музыку. Находясь под впечатлением игры Джона Лорда, он предлагает ему собрать группу. Лорд знакомится с Ричи Блэкмором и приглашает его, а также Ника Симпера поучаствовать в новом проекте. На роль барабанщика планируется Бобби Кларк, но вокалист Род Эванс, прошедший отбор в группу, приводит с собой из группы The Maze Иена Пейса.

Сначала коллектив называется Roundabout, но в марте 1968 года появляется название Deep Purple, и стартует история великой группы. Интересно, что параллельно Лорд, Блэкмор и Пейс помогли записать пару синглов проекту Боза Баррела, будущего участника King Crimson и Bad Company.

Джон Лорд и Ричи Блэкмор времен Deep Purple. Фото из открытых источников
Джон Лорд и Ричи Блэкмор времен Deep Purple. Фото из открытых источников

С первым составом Deep Purple даже после выпуска трех альбомов не удастся завоевать стойкую популярность, примечательно, что в Северной Америке их будут принимать даже лучше, чем в родной Великобритании. А вот второй состав после утяжеления саунда произведет революцию альбомом "Deep Purple in Rock", и после этого уже признание и почитание раскатисто кругами разойдутся во все стороны по свету.

Второй состав Deep Purple, считающийся каноническим для этой группы, выпустит четыре успешных студийных альбома, навсегда вписанных в историю рок-музыки. Будет еще один альбом – "Made in Japan", составленный из концертных записей 15-17 августа 1972 года в Осаке и Токио, считающийся одним из лучших концертных альбомов всех времен. Джон Лорд позже вспоминал о истории его создания:

"Deep Purple был тогда на пике мощи. Этот двойной альбом был воплощением всего, что мы могли в те дни. Его не планировалось выпускать за пределами Японии. Японцы спросили: "Вы запишете живой альбом?" Мы ответили: "Мы не пишем живых альбомов; мы в них не верим". В конце концов, мы согласились при условии, что права на запись остаются за нами, так как не хотели выпускать её за пределами Японии. Затраты на альбом составили всего $3,000. Звучал он так хорошо, что мы обратились к "Warner Bros.": "Как вам это?" Они ответили: "Нет, концертные альбомы не котируются". Потом всё-таки его выпустили, и за две недели альбом стал платиновым".

В период 1968-1973 годов Джон Лорд продолжал совершенствовать свой уникальный стиль. Как он сам по этому поводу выразился:

"Я начинал понимать, что значит слово "чувственность". Я всегда был холодным органистом. Технически компетентным, но без капли чувства. Я многому научился у нашего гитариста Ричи и кое-что почерпнул от барабанщика Иена... Вообще-то, Ричи на самом деле большой любитель классической музыки. Но на сцене он умеет хорошо скрывать эту сторону своей личности".
Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников
Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников

Параллельно ему в этом же направлении двигались его друг Рик Уэйкман и Кит Эмерсон, но в отличие о них Джон игнорировал синтезатор Муг, предпочитая ему звучание органа Хаммонд и электронного пианино RMI368, позволявших создать плотную и ритмичную основу для гитары Ричи Блэкмора. В 1972 году во время гастролей в Нью-Йорке Джон внезапно лишился своего любимого органа, и произошло это прямо посередине моста Джорджа Вашингтона.

Тур-менеджер группы забыл плотно закрыть заднюю дверь в фургоне, где перевозились инструменты, в какой-то момент она открылась, и Хаммонд, вывалившись прямо на мост, разлетелся на куски. Свой следующий электроорган группа приобрела в 1973 году у Кристин Макви из группы Fleetwood Mac, которой срочно потребовались деньги. После чего по просьбе Джона специалист по клавишам Майк Филлипс объединил орган Хаммонд C3 с электропианино RMI368, создав уникальный инструмент, который служил группе и после ухода из нее Джона Лорда.

Джон Лорд с симфоническим оркестром. Фото из открытых источников
Джон Лорд с симфоническим оркестром. Фото из открытых источников

Нельзя обойти вниманием и работы Джона Лорда, призванные объединить рок с классической музыкой. Ранним примером этого является песня "Anthem" из альбома "The Book of Taliesyn", но более ярким примером является песня "April" с одноименного третьего альбома группы 1969 года. Песня записана в трех частях: 1. Только Лорд и Блэкмор на клавишах и акустической гитаре соответственно; 2. оркестровая аранжировка в комплекте со струнами; и 3. полная рок-группа с вокалом.

Венцом же эпохи Лорда в Deep Purple стала запись альбома "Concerto for Group and Orchestra" в Альберт-Холле в 1969 году. Этот альбом был одной из самых ранних попыток в истории рок-музыки соединить две разные музыкальные идиомы, и эта работа повысила репутацию Джона среди коллег-музыкантов, но вызвала напряженность в группе. Ричи Блэкмор, желавший быть во всем лидером, позже жутко завидовал, что идея совместить рок-музыку и классику пришла не к нему.

После выхода "Concerto" Джон зарекся в дальнейшем привлекать всю группу Deep Purple к своим сольным экспериментам, а сами Purple обрели себя именно в хард-роке. Однако и здесь Джон Лорд раскрылся как талантливый композитор и импровизатор, умело сочетая свою музыку, основанную на классических мотивах, с пассажами, зачастую тоже не менее традиционными. Но свои симфонические устремлениях он не оставил, написав в 1970 году прогрессив-роковую "Gemini Suite", вдохновленную участниками Deep Purple. В записи из группы приняли участие только Джон Гловер и Иэн Пейс, плюс Альберт Ли, Ивонн Эллиман и Тонни Эштон, не последние люди в рок-мире, да еще симфонический оркестр под управлением Малкольма Арнольда.

А самой сильной работой Джона Лорда называют "Sarabande" – третий альбом в сольной дискографии. Он состоит из восьми пьес, для каждой из которых характерны богатая оркестровая часть и мощное рок-звучание.

В конце 1970 года через несколько месяцев после выхода альбома "Deep Purple in Rock" и после гастролей по США Джон Лорд даст интервью, с Фиолетовой страстью отражающее его надежды и разочарования в тот этап своей жизни:

Джон Лорд. Фото из открытых источников
Джон Лорд. Фото из открытых источников

Как Deep Purple получили своё название?

Мы сделали то, что каждая группа должна сделать, когда только начинает. Мы притирались друг к другу, и мы составили список всех названий, которыми хотели назвать группу. Мы узнали, что многие имена, которые нам нравились, забрали другие группы. Ричи думал о Deep Purple. В сороковых годах была такая песня, и это была любимая песня бабушки Ричи.

Совсем недавно, Джон, Deep Purple стали известны как что-то противоречивое, особенно в отношении классической музыки. Как вы думаете, куда движется нынешнее музыкальное направление Deep Purple? Собирается ли консолидировать этот брак стилей?

Нет, я чувствую, что мы сейчас отдаляемся от этого, потому что он никогда не был предназначен для руководства группой; это был просто эксперимент. Как вы знаете, в начале мы экспериментировали с классическими темами и с классическими аккордовыми структурами в музыке, но все это стало немного бездушным... запланированным, вы знаете? Мы хотели получить немного больше свободы в музыке, поэтому мы обычно не используем какую-либо форму классической музыки, за исключением, возможно, в наших соло. Я люблю классическую музыку; Мне нравится, как это работает... все эти последовательности аккордов, поэтому я часто использую такой эффект в своих соло. Сейчас группа пытается развиться в то, что у нас получается лучше всего – то, что мы называем рок-н-роллом. Концерт изначально задумывался как эксперимент. То, что случилось, это вызвало ужасный шум... что было очень приятно, конечно...и это действительно наше начало как группы.

Таким образом, вы видите свое направление в попытке консолидировать свою рок-базу?

Да. И пытаться уйти оттуда, а не заниматься другими вещами без какой-либо основы вообще.

Классическое предприятие было экспериментом. Предвидите ли вы какие-либо другие эксперименты, в которые еще попадут, вероятно, Deep Purple?

Да. На прошлой неделе с Би-Би-Си было кое-что, что мы сделали с гораздо меньшей гласностью. Нас попросили об этом Би-Би-Си год назад.

Это была "Gemini Suite"?

Да. Это были действительно "тараканы в моей голове" – эта штука с классическими оркестрами – и часть группы была достаточно любезна, чтобы побаловать меня.

Вас сравнивали как органиста с Китом Эмерсоном по понятным причинам, как вы соотносите свою игру с его?

У Кита очень, очень превосходная техника. Я имею в виду, почти невероятно отличная, и поэтому я его большой поклонник. Я сознательно стараюсь не копировать Кита... дело в том, что мы оба пришли к одной и той же идее и примерно в одно и то же время. Я помню, мы когда-то давали концерт в Ницце. Я слышал о них, но никогда их не видел. К его удивлению – и к моему – мы обнаружили, что мы оба делаем схожие вещи. Я не говорю, что я лучший органист, чем Кит, потому что я – нет. По крайней мере, не технически. В этом он – превосходный игрок. Что я чувствую, так это то, что у меня больше чувств – больше души, если хотите – в моей импровизации.

Я помню, как вы когда-то цитировали слова о том, что вы будете меньше использовать динамик Лесли в своей игре. Вы по-прежнему чувствуете то же самое по отношению к Лесли?

Да, думаю, я делаю. Я обнаружил, что использую его, а не играю в него... вы знаете, включаете и выключаете вращение, чтобы получить эффекты и тому подобное... Очень интересно удерживать одну ноту и включать – очень интересно – но это не игра; Я обнаружил, что это не вписывается в идиому Рока.

Какое оборудование вы используете сейчас?

Четыре шкафа Marshall Horn и 200-ваттный усилитель с моим Хаммонд C3; прямые связи с органом. То, что я собираюсь сделать, это создать еще один 200-ваттный усилитель... орган выдает около 280 ватт в источнике... в основном, однако, у меня есть звук, который я хочу. И у меня есть звук, который хорошо сочетается с остальной частью группы.

Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников
Джон Лорд времен Deep Purple. Фото из открытых источников

Вы меняли какое-либо оборудование в группе?

Нет, у нас все еще Marshall. Я получаю электрическое пианино Fender для использования на сцене. Я не буду применять это немедленно – постепенно включу – но я чувствую потребность в другом звуке в группе. Возможно, что со временем мы сможем попробовать разные инструменты в группе для одного или двух номеров, но сейчас трудно сказать. На данный момент мы пытаемся сохранить то, что мы узнали. Потому что мы узнали потрясающее качество с "Deep Purple in Rock". На создание этого альбома ушло шесть месяцев: мы думаем, что он действительно окупился. Я могу честно сказать, что это первый альбом, которым мы на 100% довольны; это дало нам чертовски много доверия. За это долгое время мы узнали много нового о себе, своей музыке и нашем чувстве направления. Я полагаю, что сейчас это наша основа для всего нашего звука и всего нашего способа работы.

Слушай, вот альбом "Concerto for Group and Orchestra" не стал коммерчески успешным, хотя лично ты вложил в него всего себя…

Да, было дело. Но он не выстрелил, это правда.

А следующая пластинка "In Rock" сразу стала успешной и сделала Deep Purple звездами. Не обидно было, что серьезную работу публика не приняла, а просто рок-номера, хоть и классно исполненные и с выдумкой аранжированные, обрели такую популярность?

Сейчас легко рассуждать на эту тему. Хотя это немного ставит в тупик. Впрочем, для меня никогда не существовало разницы между двумя этим работами, кроме как в стилях. Для меня все это одно – музыка. Я живу с уверенностью, что если делать все от сердца, прилагать усилия и верить в то, что делаешь, то можно научиться соединять удивительные вещи. У меня всегда было два ярко выраженных пристрастия – любовь к оркестровой музыке и любовь к року. Мне лишь необходимо было удачно сложить эти две вещи и получить конечный результат. Это то, чем я занимаюсь и по сей день. Я вспоминаю, как мы сочиняли и записывали "In Rock". Он остается для меня самым любимым в творчестве Deep Purple. Не потому, что звучит лучше, чем какие-либо другие работы группы. Нам удалось найти свое творческое "Я" в рок-музыке. Сравнивая эти два альбома, не могу ни сказать, что один явился результатом другого.

Некоторые критики писали, что после провала "Concerto for Group and Orchestra" вы специально резко сменили стиль.

Не верьте им, особенно, если они англичане, они часто пишут, что, мол, мы записали "In Rock" и даже назвали свой альбом так потому, что устали от симфонического звучания, что нам хотелось стать настоящей рок-группой. А до этого кем мы были, симфоническим оркестром? Все это неправда.

Как вы чувствуете, Штаты повлияли на вас?

Мы очень стараемся, чтобы это не повлияло на нас. Мы не хотели возвращаться из Америки на расстоянии, скажем "Ух ты", и начать играть длинные интровертные номера эго-поездок. Мы очень экстраверты, правда. Нам нравится возбуждать аудиторию, связываться с ней. Проблема в том, что из-за этого акцента на "Попасть в музыку, чувак", вы, как правило, получаете несколько невероятно скучных групп, которые там получают отличную критику, и все же мы находим их довольно скучными... компетентными, да довольно красиво, но довольно скучно.

Вы не чувствуете этого по отношению к британским группам?

Нет, не знаю. Я чувствую, что британские группы, по крайней мере, предпринимают усилия, которые больше связаны с проектированием, с тем, чтобы поставить себя на место.

Какие британские группы вы уважаете?

Например, East of Eden действительно приложили усилия, Matthew`s Southern Comfort также. Они под американским влиянием, хорошо, но это сделано с чрезвычайно английской точки зрения. Я не думаю, что The Bonzo Dog мог бы эволюционировать в Америке, как и The Nice, из-за их музыкальной дисциплины. Это одна вещь, которую имеют британские группы, своего рода дисциплина. Иногда это может стать немного бездушным, но в целом я думаю, что это предпочтительнее американской альтернативы.

Ты веришь в музыкальную дисциплину?

Да. Вы берете великих авторов симфоний, таких как Бетховен... они писали в невероятно строгих рамках... вы знаете, у него должен быть первый предмет, второй предмет, доминирующий ключ... и у него должна быть экспозиция, основанная на теме – это только первое движение! Но посмотрите, что они произвели... невероятную музыку, поместив себя в ограниченную формулу, а затем расширяясь оттуда. Это часто действует как рамки на художника. Кусок холста, немного масла и кисть – его рамки, и он работает в этих пределах и выходит за их рамки. Работа против ограничений – для меня – часто производит больше, чем избавление от всех границ. Фри-джаз для меня абсолютно ничего не значит. Потому что нет границ.

Какова основная музыкальная философия Deep Purple?

Мы верим в эксперимент и эмоции в рамках, которые мы установили в данный конкретный момент времени. Это изменится... мы продолжим, очевидно. Мы станем старше, получим разные влияния; мы не достигли точки, когда мы совершенно счастливы и довольны естественным развитием. Мы пытались развиваться неестественно раньше. Мы бы сразу поняли всевозможные идеи... как ребенок в саду, полном цветов: он хочет их всех сразу. Когда Иэн Гиллан и Роджер Гловер присоединились, внутри группы произошло нечто очень приятное.

Главным смутьяном в Deep Purple всегда считался Ричи Блэкмор. Да и Иэн Гиллан натура очень эмоциональная... Научите: как мирить людей?

Что я обычно говорил?! Да то, что по сути и думал: "Ричи - ты прекрасный гитарист, наверное, лучший в нашей рок-музыке!" А Иэну: "Иэн – прекрасный певец, у тебя такой вокал и напор, что ты всех конкурентов заткнешь за пояс!" Они это слушали и, полагаю, соглашались. После чего забывали о своих противоречиях. По крайней мере на время! Я вообще считаю, что людей полезнее хвалить, чем ругать. Тогда они поневоле, возможно, станут лучше, чем были...

Какие у тебя планы на записи?

Мы запускаем новый альбом, который, как мы надеемся, выйдет сразу после Рождества.

На "De Lane Lea" ?

Да. И Мартин Берч делает большую часть разработки. Нам нравится это место – похоже, у него все это есть.

Есть ли планы на туры в ближайшее время?

Начиная с Нового года, мы проводим нечто вроде концертного тура по всей стране, но сначала мы совершим гастроли по Германии, Франции, Скандинавии и Англии в период между сегодняшним днем ​​и Рождеством.

Джон Лорд. Фото из открытых источников
Джон Лорд. Фото из открытых источников

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

К 50-летию альбома "Deep Purple in Rock". Воспоминания музыкантов группы

История группы Black Sabbath, рассказанная самими музыкантами

Тирания и мутации. Умный рок

Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1