В Сети не утихают споры об эффективности психотерапии. Кто-то её боготворит, кто-то поливает грязью, возмущаясь необходимости платить деньги за «сотрясание воздуха». Кто-то утверждает, что жизнь круто изменилась благодаря психотерапии, кто-то рассказывает о впустую потраченных кругленьких суммах. Правы, как ни странно, обе стороны.
Несмотря на всю мою любовь к психологии, я не могу сказать, что психологическое знание - панацея от всех проблем. Психотерапия - это отличный инструмент, который при правильном использовании способен дать человеку очень важную вещь - осознанность. И, как следствие, осознанный контроль над собственной жизнью. Что, в свою очередь, помогает улучшить её качество. Однако, бывают ситуации, в которых этот инструмент просто не будет работать или будет работать совершенно не эффективно.
Это:
- Когда клиент рассчитывает на быстрый и легкий результат. Тут хочется отдельно поблагодарить маркетологов, которые ради привлечения клиентов уверенно сообщают: «Вы легко и быстро осуществите все свои мечты и решите все свои проблемы, как только пройдёте наш недельный психологический курс». Как следствие, у аудитории формируется впечатление, что работа с психологом - это что-то такое легкое, приятное, увлекательное и не требующее особых усилий. И непременно с офигенным результатом. Естественно, с реальностью это имеет мало общего. Работа с психологом зачастую требует и времени, и далеко не всегда легко даётся клиенту. Ну банально потому, что невозможно исправить за пару-тройку сеансов все те убеждения и поведенческие паттерны, которые он до этого любовно собирал всю жизнь.
- Когда клиент пришел не по своей воле: его привели за ручку мама/папа/муж/жена/собака или все вместе взятые. Желание изменений и готовность к ним должны исходить только от самого клиента. В противном случае, это будет пустая трата времени, денег, а на выходе мы получим группу недовольных людей, которые потом будут всем рассказывать, что психология - это фигня и бесполезная болтология.
- Когда клиент не хочет меняться. Даже если вслух он говорит об обратном. Если домашка при этом не делается, диагностические тесты игнорируются и в целом клиент относится к сессиям, как к урокам геометрии в седьмом классе («Боже, дай сил отсидеть!»), то шансов на положительный эффект терапии, увы, практически нет.
- Когда клиент хочет изменить других людей. Запросы вида «Как мне сделать так, чтобы муж/жена/мать/отец стали такими-то и делали то-то» далеко не редкость, более того - это суровая реальность. Проблема в том, что единственный, на кого человек может повлиять и в ком может что-то изменить - это он сам. Вы не можете сделать так, чтобы муж перестал вас оскорблять, а начальник заваливать сверхурочной работой, но вы можете выбирать как вам на это реагировать. Правда почему-то такой вариант устраивает далеко не всех обращающихся за психологической помощью.
- Когда клиент ждёт от психолога готовый рецепт решения проблем. Честно, мне бы тоже очень хотелось обладать таким рецептом. Если бы у меня он был, я была бы очень богата) Но увы - каждая проблема каждого клиента индивидуальна и готовых рецептов тут нет (я молчу уже про то, что вообще-то этический кодекс запрещает давать клиентам готовые решения и советы). Как следствие - разочарование в терапии и прерывание оной.
- Когда клиент скрывает важную информацию и не откровенен с психологом. В процессе работы психолог выстраивает представление о ситуации клиента, ориентируясь на его рассказ. А затем на базе этой информации формируются терапевтические гипотезы. Если клиент скрыл какую-то важную информацию, то гипотеза будет ошибочной, что в лучшем случае просто увеличит длительность терапии, а в худшем - сделает терапию неэффективной. Ибо нельзя решить проблему, не зная в чём она заключается.
- Когда клиент не верит в психологию. Казалось бы, зачем в таком случае он идёт к психологу? Ну например, из желания лишний раз доказать себе, а возможно и другим, что «нифига эти ваши психотерапии не работают». Причём, как правило, это доказательство он получает - ведь психологи не работают с клиентами, которые настроены категорически против. А значит «Вот видишь! Ты не смог со мной работать, значит нет от вас, шарлатанов, никакой пользы!»
- Когда клиент не вовлечён в процесс. Ходить к психологу стало модно, поэтому всё больше и больше людей спешат присоединиться к этому, как к модной тенденции, не вникая в сам процесс. Поход к психологу становится чем-то вроде похода на маникюр или в парикмахерскую. Естественно, поверхностное отношение к терапии никак не может способствовать её эффективности. Чтобы получить положительный результат, нужно включиться в эту работу, вникнуть и порой делать над собой усилия.
- Когда у клиента имеются серьезные психические расстройства. В этом случае психолог обязан отправить клиента на обследование к психиатру. Расстройства типа шизофрении, галлюцинаций или бредовых состояний зачастую требуют также медикаментозной составляющей терапии. Психотерапия в таких случаях может использоваться, но только в комплексе с лечением, назначенным профессиональным психиатром.
- Когда клиенту не подходит методика работы и/или конкретный специалист. Такое тоже бывает. Все мы разные, с разными проблемами и запросами. И, соответственно, для разных людей и в зависимости от их запросов будут эффективны разные методики. Например, я сама совершенно не воспринимаю гештальт-терапию. И вот вроде популярное направление, но совершенно не моё. А КПТ наоборот заходит на ура. И тут главное подобрать своё. В современной психотерапии такое количество разных подходов, что каждый может выбрать что-то по вкусу.