Найти тему
Иркмотор

Вертолет доставали с большой глубины, используя только смекалку. Спецтехники тогда не было

Оглавление

Эта поисковая операция вошла в историю Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России как одна из сложнейших. Водолазы работали на пределе, а на случай экстренной эвакуации в готовности находился Ми-8. Тогда ведь рядом не было ни барокамеры, ни глубоководных роботов, как сейчас.

В тот день, 13 июля 2005 года, вертолет Ми-2 иркутского РОСТО выполнял задание авиалесоохраны – осматривал прибрежную территорию на предмет возникновения лесных пожаров. Летел над Байкалом недалеко от мыса Рытого…

Его падение с берега наблюдали туристы: вот он летит и вдруг камнем пошел вниз, удар об воду...

В качестве причин крушения Ми-2 на Байкале рассматривались различные версии, в том числе техническая неисправность воздушного судна, а также ошибка пилота
В качестве причин крушения Ми-2 на Байкале рассматривались различные версии, в том числе техническая неисправность воздушного судна, а также ошибка пилота

О падении вертолета туристы сообщили госинспектору Байкало-Ленского заповедника, базирующемуся на мысе Анхолой. Тот, в свою очередь, передал сообщение в администрацию заповедника, а оттуда уже сигнал поступил в МЧС.

Вскоре в район падения вертолета на катере для проведения поисково-спасательных работ отправились две группы водолазов Байкальского поисково-спасательного отряда (БПСО). Первые спуски – для адаптации к глубине, а глубины в том месте немалые.

Затем водолазы начали погружаться на дно к вертолету.

Выяснилось, что машина лежит на глубине 43,6 метра на боку, сильно деформированная.

При ударе о воду воздушное судно сильно деформировалось
При ударе о воду воздушное судно сильно деформировалось

Только на второй день спасателям удалось извлечь из кабины тело командира экипажа и отправить его вертолетом МЧС в Иркутск. Тело второго пилота оказалось зажато покореженными конструкциями. Водолазы попытались освободить его, но тщетно…

Необходим был так называемый гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ). Но на такой глубине использовать его нельзя. К тому же комиссия по расследованию авиакатастроф просила поднять и саму машину со дна Байкала.

А ведь подъемных понтонов больших объемов в то время у спасателей БПСО не было.

- Погружались тогда Алексей Садовский, Саша Андреев, Виталий Тихонов и я, - вспоминает Семен Белокуров, спасатель международного класса, начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

Валерий Черных, который руководил всей аварийно-спасательной операцией по подъему вертолета, включая все сложные технические части. На этом фото - зимние учения спасателей на Байкале. Фото Алексея Савина
Валерий Черных, который руководил всей аварийно-спасательной операцией по подъему вертолета, включая все сложные технические части. На этом фото - зимние учения спасателей на Байкале. Фото Алексея Савина

Посоветовавшись, разработали порядок подъема вертолета при помощи, можно сказать, подручных средств и обычной смекалки.

Аэропорт выделил для работы несколько тормозных парашютов и надувных домкратов, на которых перекатывают самолеты. Пришлось импровизировать на ходу: собирать из домкратов и парашютов водолазные понтоны. В парашют мы вручную вшили домкрат, таким образом получили подъемную емкость длиной три и диаметром 1,5 метра. Сделали три таких понтона.

Возникло две проблемы. Первая – утопить такой «понтон» оказалось проблематично. Его нельзя заполнить водой. Вторая – отсутствие специальных клапанов для сброса избыточного давления при подъеме.

Ну а дальше начался сам процесс подъема вертолета

Его зацепили металлическим тросом. А к тросу один за другим с интервалом в восемь метров гирляндой прикрепили все три понтона. Погружали их на небольшую глубину, поскольку если бы зацепили за сам вертолет, то в отсутствие клапанов они могли бы не выдержать давления на дне.

Вот так надувая самодельные понтоны по очереди один за другим, вертолет подтянули к поверхности воды
Вот так надувая самодельные понтоны по очереди один за другим, вертолет подтянули к поверхности воды

Через кабель-шланг наполнили воздухом верхний понтон. Он надулся, всплыл на поверхность, подтянув за собой со дна вертолет. Затем надули второй, тот поднял вертолет еще выше. Далее – третий понтон.

Тем временем водолаз перецеплял верхний понтон вниз. Затем – другие по очереди. Получилась своеобразная карусель. Таким образом вертолет подняли до глубины пять метров.

А затем моторной лодкой, не отцепляя понтон, подтянули его к берегу и положили на грунт.

Погрузились с гидравлическим инструментом, деблокировали и подняли тело пилота. Далее трактором вытащили вертолет на берег.

Работа была тяжелая. Все время проведения работ мы жили на катере, над местом аварии. На одного человека приходилось два погружения в день. Остальное время лежали - восстанавливались.

Барокамеры поблизости не было, но в готовности находился вертолет Ми-8 – на случай возможной экстренной эвакуации аварийного водолаза.

Семен Белокуров, непосредственный участник той операции. Ныне - спасатель международного класса, начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.
Семен Белокуров, непосредственный участник той операции. Ныне - спасатель международного класса, начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

Старались экономить силы. На большой глубине дышать тяжело,

нужно прилагать усилия для вдоха, расход воздуха совсем другой. Дышать необходимо верхней частью легких, сдерживать себя, чтобы как можно дольше воздуха хватило для выполнения работы.

При подъеме много времени уходило на «отсидку». Сначала на глубине 12 метров, потом на девяти и на трех метрах. Выходишь с глубины – на спусковом конце провешены баллоны. Подходишь, переключаешься на него и спокойно дышишь. Идешь вверх. Подходишь к следующему баллону. Таким образом постепенно поднимаешься...

  • В публикации использованы материалы БПСО

#происшествия #спасатели #байкал

Такая у нас сегодня история - про людей, риск для которых - это работа. Понравилось? - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации.

А еще вас могут заинтересовать эти публикации нашего канала (жми на заголовки):

-8
-9