Найти в Дзене
Иркмотор

Шесть раз акванавт Черняев спускался на дно Байкала за «золотом Колчака»

Оглавление

Куда сто лет назад пропало пресловутое «золото Колчака» - давно известно. Известно и место, где оно сейчас находится. Но неугомонные поисковики в это не верят и продолжают поиски. Ищут его там, где проходили эшелоны с золотым запасом России – по всей Сибири и на дне Байкала, но и на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги. А легенды о том, что драгоценные слитки украли и спрятали, по-прежнему передаются из уст в уста.

Евгений Черняев, командир глубоководных кораблей «Пайсис» и «Мир-2», Герой России, приезжал в Иркутск и встречался с общественниками. Одной из тем обсуждения стало возобновление работы глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», реализация проекта возвращения «Миров» к работе на Байкале.

Евгений Черняев, инженер, командир глубоководного подводного аппарата "Мир-2", Герой России (2008)
Евгений Черняев, инженер, командир глубоководного подводного аппарата "Мир-2", Герой России (2008)

Иркутских ученых беспокоит намерение Министерства науки и высшего образования РФ законсервировать «#Миры», сделать из них музейные экспонаты.

Если это произойдет, восстановить их будет невозможно.

Таким образом, инициатива Евгения Черняева совместно с фондом «Байкал Интеграция» способна спасти «Миры» от консервации и одновременно вывести экологический мониторинг Байкала на качественно новый уровень.

Наш коллега Андрей Коршунов догнал Черняева уже в Свирске и пообщался с ним. Говорили о разном, ведь известный глубоководник видел глубины всех океанов мира, исследовал Байкал и Бермудские острова и провел бесчисленное количество уникальных подводных работ. А еще Черняев открыл новые виды животных и нашел сокровища.

Сегодня у меня лишь немногое из той встречи. Остальное – позже.

Итак, Евгений Черняев второй раз исследовал Байкал в сезоны 2008 – 2010 годов в качестве командира корабля «Мир-2». За три года подводники совершили здесь 178 погружений.

Евгений Черняев в глубоководном батискафе. Фото Игоря Зарембо, ТАСС
Евгений Черняев в глубоководном батискафе. Фото Игоря Зарембо, ТАСС

- #Байкал - уникальное озеро, поскольку представляет собой маленькую модель Мирового океана, - сказал нам Евгений Сергеевич. – Но если в океане один интересный объект может находиться от другого объекта на расстоянии десятков километров, то в Байкале все находится рядом.

Поражает, что каждый раз, когда совершаешь погружение, оказываешься в новых необычных условиях - с необычной геологией, флорой или фауной. Чуть-чуть сместился в сторону - и опять что-то интересное. Поэтому,

чтобы по-настоящему исследовать Байкал, требуются не годы, а десятилетия.

Батискаф "Мир-1" внутри самолета Ан-124 "Руслан" во время перелета на Байкал
Батискаф "Мир-1" внутри самолета Ан-124 "Руслан" во время перелета на Байкал

"Золото Колчака" или консервные банки

Одной из задач «Мирам» на Байкале ставилась проверка гипотезы о нахождении в озере так называемого «золота #Колчака».

По одной из версий, чехословаки в годы Гражданской войны, захватив эшелон с золотым запасом России, во время сделки с большевиками в Иркутске выговорили условие: часть этого золота они заберут с собой.

Далее, следуя по Кругобайкальской железной дороге, чехословацкий состав потерпел крушение, и два последних вагона упали с откоса в воду. Кто-то из местных историков-исследователей утверждал, что именно в них и были золотые слитки.

Крушения поездов на КБЖД происходили по разным причинам, в том числе и вследствие природных явлений - сели, камнепады.  Только за период с 1930 по 1962 год  известны 15 таких крушений
Крушения поездов на КБЖД происходили по разным причинам, в том числе и вследствие природных явлений - сели, камнепады. Только за период с 1930 по 1962 год известны 15 таких крушений

Один из сторонников теории историк из Бурятии Алексей Тиваненко принял участие в экспедиции «Миров» и совершил с ними шесть погружений в месте, где предположительно произошло крушение. По окончании экспедиции историк

заявил, что сокровища Колчака обнаружены!

С его слов, во время погружений были найдены пудовые металлические бруски, которые, к сожалению, не удалось захватить манипулятором и поднять на поверхность. Это, по мнению Тиваненко, и была часть захваченного чехословаками золотого запаса России.

В конечном итоге его версия не подтвердилась.

"Мир" на дне Байкала. Фото из архива Евгения Черняева
"Мир" на дне Байкала. Фото из архива Евгения Черняева

- Мы действительно нашли под водой остатки вагонов, рельсы, фермы моста, который был взорван, - передает увиденное Евгений Черняев. - Но у меня большой опыт исследования мест гибели кораблей, и я знаю, что когда на поверхности происходит внезапная катастрофа, то под водой оказывается много сопутствующих предметов, которые были на этом корабле. На Байкале же кроме фрагментов вагонов и железнодорожного полотна никаких других предметов той эпохи не было.

Следовательно, были взорваны пустые вагоны.

Например, для отвода глаз. Если у чехословаков и было с собой золото, то оно осталось не в Байкале.

Кроме того, я находил и знаю, как выглядит золото под водой. Поэтому могу с уверенностью сказать, что металлические бруски, которые мы нашли, не были золотыми. Золото под водой имеет зеленоватый цвет и не блестит. Тиваненко же ориентировался на блеск, поэтому

в каждой консервной банке ему мерещился клад.

Линкор "Бисмарк" с пушками самого большого во время Второй мировой войны калибра был потоплен англичанами, объявившими на него охоту в отместку за свой крейсер. Фото с батискафа "Мир"
Линкор "Бисмарк" с пушками самого большого во время Второй мировой войны калибра был потоплен англичанами, объявившими на него охоту в отместку за свой крейсер. Фото с батискафа "Мир"

Евгений Черняев немало поработал в местах гибели различных судов. Среди них крупнейший военный корабль, построенный во время Второй мировой войны, - немецкий линкор «Бисмарк».

Линкор должен был уничтожать все корабли противоборствующей стороны, что появлялись на водной глади в зоне его видимости. Но единственной жертвой «Бисмарка» оказался английский крейсер «Худ». В отместку англичане

объявили охоту на немецкий линкор и потопили его.

В течение нескольких лет «Миры» работали с международными группами на месте гибели «Титаника». Благодаря этим экспедициям знаменитыми режиссерами Лоу и Кэмероном сняты несколько всемирно известных фильмов о гибели лайнера.

- Однажды в тропиках мы работали по частному заказу и нашли на глубине пяти километров деревянную шхуну, затонувшую в начале XIX века, - рассказывает подводник. - Это был единственный случай, когда я нашел настоящий клад. Хотя до этого было много заказов на поиски и галеонов, и каравелл.

На шхуне мы обнаружили больше трех тысяч серебряных и несколько золотых монет конца XVIII века, а также золотую табакерку и много менее ценных предметов. Две серебряные монеты из того клада в качестве сувениров хранятся в моем личном музее.

Погибшие российские корабли

Особо Евгений #Черняев выделяет выполнение госзаданий на месте аварий советских и российских атомных подводных лодок.

Рубка погибшего атомного подводного крейсера "Курск", освещенная лучом "Мира-2"
Рубка погибшего атомного подводного крейсера "Курск", освещенная лучом "Мира-2"

- Самая известная из них – катастрофа на атомной подводной лодке «Курск» в 2000 году. На месте ее гибели нашей задачей было определить состояние перегородки между первым и вторым отсеками и установить причину гибели судна. Работы осложнялись тем, что мне

нужно было пробраться в первый отсек

и оттуда, действуя манипуляторами, исследовать перегородку. Также нам удалось поднять на поверхность несколько тел погибших моряков, - вспоминает Черняев.

Еще одну крайне важную работу команда проделала на месте гибели атомного подводного корабля «Комсомолец», затонувшего в 1989 году. Подводная лодка потерпела аварию в Норвежском море и опустилась на глубину 1700 метров. Нужно было принять меры, чтобы не допустить утечки радиации с судна.

Полную консервацию этой подводной лодки наши акванавты вели семь лет.

Это позволило государству сэкономить значительную сумму денег, избежав огромных компенсаций за радиационное загрязнение окружающей среды и расходы на сложную операцию по подъему и эвакуации судна. Результаты этой работы подтвердили инспекторы МАГАТЭ и представители норвежской стороны.

"Миры" на дне Байкала на разной глубине действительно обнаружили остатки вагонов, рельсы и т.п. Но к разочарованию верящих в легенды о колчаковском золоте под водой, следует заметить: находки обнаружены на расстоянии в полтора километра от берега. То есть вагоны с насыпи ну никак не смогли бы так далеко уехать по дну...
"Миры" на дне Байкала на разной глубине действительно обнаружили остатки вагонов, рельсы и т.п. Но к разочарованию верящих в легенды о колчаковском золоте под водой, следует заметить: находки обнаружены на расстоянии в полтора километра от берега. То есть вагоны с насыпи ну никак не смогли бы так далеко уехать по дну...

А куда же все-таки пропало "золото Колчака"? - спросите вы.

Если кратко, то из четырех колчаковских "золотых" эшелонов до Владивостока дошли три, один был захвачен и разграблен атаманом Семеновым. Часть золота переправили в Японию на покупку вооружения для Белой армии, но Колчак так ничего и не получил. Еще одну часть отправили на временное хранение в японские банки - эти деньги также Россия больше не увидела.

Но самый большой куш достался японскому десанту, который в ночь на 30 января 1920 года высадился с крейсера "Хидзэн" во Владивостоке и силой захватил 55 тонн русского золота. Именно на них и был впоследствии создан "секретный фонд" Квантунской армии.

Август 1918 года. Японские войска на улице Светланской во Владивостоке. Фото из архива РГ
Август 1918 года. Японские войска на улице Светланской во Владивостоке. Фото из архива РГ

В целом, Япония должна нам более шести миллиардов долларов США - именно столько сегодня стоит то русское золото, которое не вернули в Россию.

Именно такую цифру называл член общественного Совета по внешней и оборонной политике Марк Масарский.

Друзья, если вам понравилась эта наша история, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации

А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы:

-12