Куда сто лет назад пропало пресловутое «золото Колчака» - давно известно. Известно и место, где оно сейчас находится. Но неугомонные поисковики в это не верят и продолжают поиски. Ищут его там, где проходили эшелоны с золотым запасом России – по всей Сибири и на дне Байкала, но и на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги. А легенды о том, что драгоценные слитки украли и спрятали, по-прежнему передаются из уст в уста.
Евгений Черняев, командир глубоководных кораблей «Пайсис» и «Мир-2», Герой России, приезжал в Иркутск и встречался с общественниками. Одной из тем обсуждения стало возобновление работы глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», реализация проекта возвращения «Миров» к работе на Байкале.
Иркутских ученых беспокоит намерение Министерства науки и высшего образования РФ законсервировать «#Миры», сделать из них музейные экспонаты.
Если это произойдет, восстановить их будет невозможно.
Таким образом, инициатива Евгения Черняева совместно с фондом «Байкал Интеграция» способна спасти «Миры» от консервации и одновременно вывести экологический мониторинг Байкала на качественно новый уровень.
Наш коллега Андрей Коршунов догнал Черняева уже в Свирске и пообщался с ним. Говорили о разном, ведь известный глубоководник видел глубины всех океанов мира, исследовал Байкал и Бермудские острова и провел бесчисленное количество уникальных подводных работ. А еще Черняев открыл новые виды животных и нашел сокровища.
Сегодня у меня лишь немногое из той встречи. Остальное – позже.
Итак, Евгений Черняев второй раз исследовал Байкал в сезоны 2008 – 2010 годов в качестве командира корабля «Мир-2». За три года подводники совершили здесь 178 погружений.
- #Байкал - уникальное озеро, поскольку представляет собой маленькую модель Мирового океана, - сказал нам Евгений Сергеевич. – Но если в океане один интересный объект может находиться от другого объекта на расстоянии десятков километров, то в Байкале все находится рядом.
Поражает, что каждый раз, когда совершаешь погружение, оказываешься в новых необычных условиях - с необычной геологией, флорой или фауной. Чуть-чуть сместился в сторону - и опять что-то интересное. Поэтому,
чтобы по-настоящему исследовать Байкал, требуются не годы, а десятилетия.
"Золото Колчака" или консервные банки
Одной из задач «Мирам» на Байкале ставилась проверка гипотезы о нахождении в озере так называемого «золота #Колчака».
По одной из версий, чехословаки в годы Гражданской войны, захватив эшелон с золотым запасом России, во время сделки с большевиками в Иркутске выговорили условие: часть этого золота они заберут с собой.
Далее, следуя по Кругобайкальской железной дороге, чехословацкий состав потерпел крушение, и два последних вагона упали с откоса в воду. Кто-то из местных историков-исследователей утверждал, что именно в них и были золотые слитки.
Один из сторонников теории историк из Бурятии Алексей Тиваненко принял участие в экспедиции «Миров» и совершил с ними шесть погружений в месте, где предположительно произошло крушение. По окончании экспедиции историк
заявил, что сокровища Колчака обнаружены!
С его слов, во время погружений были найдены пудовые металлические бруски, которые, к сожалению, не удалось захватить манипулятором и поднять на поверхность. Это, по мнению Тиваненко, и была часть захваченного чехословаками золотого запаса России.
В конечном итоге его версия не подтвердилась.
- Мы действительно нашли под водой остатки вагонов, рельсы, фермы моста, который был взорван, - передает увиденное Евгений Черняев. - Но у меня большой опыт исследования мест гибели кораблей, и я знаю, что когда на поверхности происходит внезапная катастрофа, то под водой оказывается много сопутствующих предметов, которые были на этом корабле. На Байкале же кроме фрагментов вагонов и железнодорожного полотна никаких других предметов той эпохи не было.
Следовательно, были взорваны пустые вагоны.
Например, для отвода глаз. Если у чехословаков и было с собой золото, то оно осталось не в Байкале.
Кроме того, я находил и знаю, как выглядит золото под водой. Поэтому могу с уверенностью сказать, что металлические бруски, которые мы нашли, не были золотыми. Золото под водой имеет зеленоватый цвет и не блестит. Тиваненко же ориентировался на блеск, поэтому
в каждой консервной банке ему мерещился клад.
Евгений Черняев немало поработал в местах гибели различных судов. Среди них крупнейший военный корабль, построенный во время Второй мировой войны, - немецкий линкор «Бисмарк».
Линкор должен был уничтожать все корабли противоборствующей стороны, что появлялись на водной глади в зоне его видимости. Но единственной жертвой «Бисмарка» оказался английский крейсер «Худ». В отместку англичане
объявили охоту на немецкий линкор и потопили его.
В течение нескольких лет «Миры» работали с международными группами на месте гибели «Титаника». Благодаря этим экспедициям знаменитыми режиссерами Лоу и Кэмероном сняты несколько всемирно известных фильмов о гибели лайнера.
- Однажды в тропиках мы работали по частному заказу и нашли на глубине пяти километров деревянную шхуну, затонувшую в начале XIX века, - рассказывает подводник. - Это был единственный случай, когда я нашел настоящий клад. Хотя до этого было много заказов на поиски и галеонов, и каравелл.
На шхуне мы обнаружили больше трех тысяч серебряных и несколько золотых монет конца XVIII века, а также золотую табакерку и много менее ценных предметов. Две серебряные монеты из того клада в качестве сувениров хранятся в моем личном музее.
Погибшие российские корабли
Особо Евгений #Черняев выделяет выполнение госзаданий на месте аварий советских и российских атомных подводных лодок.
- Самая известная из них – катастрофа на атомной подводной лодке «Курск» в 2000 году. На месте ее гибели нашей задачей было определить состояние перегородки между первым и вторым отсеками и установить причину гибели судна. Работы осложнялись тем, что мне
нужно было пробраться в первый отсек
и оттуда, действуя манипуляторами, исследовать перегородку. Также нам удалось поднять на поверхность несколько тел погибших моряков, - вспоминает Черняев.
Еще одну крайне важную работу команда проделала на месте гибели атомного подводного корабля «Комсомолец», затонувшего в 1989 году. Подводная лодка потерпела аварию в Норвежском море и опустилась на глубину 1700 метров. Нужно было принять меры, чтобы не допустить утечки радиации с судна.
Полную консервацию этой подводной лодки наши акванавты вели семь лет.
Это позволило государству сэкономить значительную сумму денег, избежав огромных компенсаций за радиационное загрязнение окружающей среды и расходы на сложную операцию по подъему и эвакуации судна. Результаты этой работы подтвердили инспекторы МАГАТЭ и представители норвежской стороны.
А куда же все-таки пропало "золото Колчака"? - спросите вы.
Если кратко, то из четырех колчаковских "золотых" эшелонов до Владивостока дошли три, один был захвачен и разграблен атаманом Семеновым. Часть золота переправили в Японию на покупку вооружения для Белой армии, но Колчак так ничего и не получил. Еще одну часть отправили на временное хранение в японские банки - эти деньги также Россия больше не увидела.
Но самый большой куш достался японскому десанту, который в ночь на 30 января 1920 года высадился с крейсера "Хидзэн" во Владивостоке и силой захватил 55 тонн русского золота. Именно на них и был впоследствии создан "секретный фонд" Квантунской армии.
В целом, Япония должна нам более шести миллиардов долларов США - именно столько сегодня стоит то русское золото, которое не вернули в Россию.
Именно такую цифру называл член общественного Совета по внешней и оборонной политике Марк Масарский.
Друзья, если вам понравилась эта наша история, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы: