Расходы на здравоохранение уменьшат в надежде на постепенное затухание пандемии.
Расходы государства на здравоохранение в 2022 году уменьшатся как в абсолютных значениях, так и по доле в ВВП и общем бюджете. Критикам это дало повод говорить о неком регрессе, однако своя логика в действиях финансистов есть. Медики, а вслед за ними и вся страна очень надеются, что уже в следующем году Россия наконец достигнет коллективного иммунитета от COVID-19, а значит, не будет и необходимости тушить пожар пандемии деньгами, как это было в 2020 и 2021 годах.
В октябре 2021 года Госдума опубликовала проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг.», который в общих чертах обозначил основные траектории расходов государства на ближайшие три года. Что касается здравоохранения, то его бюджет ожидаемо упал с 1,36 трлн руб. в 2021 году (согласно бюджетной росписи на 1 сентября) до 1,25 трлн руб. в 2022-м. Снизился «вес» расходов на здравоохранение — с 5,8% в 2021 году до 5,3% в 2022-м от общего объема бюджета. Это не дотягивает и до 1% ВВП, что существенно ниже того, что тратят на здравоохранение не только развитые страны Запада, Россия по доле расходов по этой статье не входит даже в первую сотню рейтинга Всемирной организации здравоохранения.
Вынужденная мера. На госпрограмму «Развитие здравоохранения» в 2022 году планируется потратить 991,7 млрд руб. Это на 14% меньше по сравнению с 2021 годом. По данным бюджетной росписи на 1 сентября, объем программы составил 1,15 трлн руб. Больше всего снизятся расходы на федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (входит в нацпроект «Здравоохранение») — на 64%, с 3,3 млрд до 1,2 млрд руб. На 33%, с 8,1 млрд до 5,5 млрд руб., сократятся расходы на проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», на 21%, с 16,6 млрд до 13,1 млрд руб., — на проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Вырастут затраты на проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (+26%, с 19,9 млрд до 25,1 млрд руб.), а также на проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» (+18%, с 12,3 млрд до 14,6 млрд руб.). Расходы на проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» останутся примерно на уровне 2021 года — 182,8 млрд руб.
В нацпроекте с 2022 года появится проект «Модернизация первичного звена здравоохранения», на который потратят 90 млрд руб. В расходы федерального бюджета на следующий год включены затраты на углубленную диспансеризацию в размере 8 млрд руб. и проект «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» в размере 9,2 млрд руб. Также из казны планируется выделить 26 млн руб. на внедрение новой классификации болезней — МКБ-11.
Снижение расходов на здравоохранение — вынужденная мера, государство рассчитывает, что меньше ресурсов будет забирать борьба с пандемией COVID-19, отмечают отраслевые эксперты. Так, по прогнозам Минздрава РФ, коллективного иммунитета в 80%, при котором пандемия пойдет на спад (при активных темпах вакцинации), Россия может достичь в первой трети 2022 года. Логично, что львиная доля расходов на борьбу с распространением опасной инфекции попросту окажется невостребованной. При этом, как отметил теперь уже бывший председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ профессор Дмитрий Морозов, в долгосрочной перспективе медикам необходимо бороться и отстаивать наращивание бюджета на здравоохранение. Морозов напомнил, что президент РФ Владимир Путин поставил задачу достичь уровня расходов на здравоохранение до 5% к ВВП. «Наша обязанность — последовательно отстаивать рост бюджета здравоохранения, все мы — общество, депутаты, сенаторы — шаг за шагом должны прилагать усилия, чтобы бюджет здравоохранения стал бюджетом развития. Важно подавать информацию не в миллиардах рублей, а в спасенных жизнях, показывать, куда и на что тратятся деньги. По лекарственному обеспечению маяк, который определяет наше движение вперед, — это переход к лекарственному страхованию и финансированию лечения конкретной болезни. Необходимо последовательно увеличивать заработные платы медицинских работников. Сейчас делаем важный шаг к отраслевым системам оплаты труда. Следующий шаг — увеличить сам фонд оплаты труда, чтобы зарплата врача отличалась от зарплат других сотрудников так же, как отличаются зарплаты военных или полицейских», — сказал профессор Морозов.
Столичный размах. Примечательно, что в то время как федеральные расходы на здравоохранение сокращаются, регионы-лидеры традиционного рейтинга аналитического центра холдинга «ЕвроМедиа», напротив, наращивают финансирование данного направления. Ярким примером является Москва — ориентир и эталон во многих вопросах бюджетной политики.
Бюджет Москвы в целом еще больше усилит свою социальную направленность, а здравоохранение вообще становится главной статьей расходов столицы. Бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) на 2022 год составит 359,5 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2021-м. С учетом расходов на реализацию городской программы «Столичное здравоохранение», финансируемой напрямую из городского бюджета, общий объем бюджетных средств на обеспечение медицинской помощи жителям Москвы в 2022 году составит 826,4 млрд рублей. «Ключевыми приоритетами московского здравоохранения в будущем году станет сохранение высокого уровня доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе наращивание объемов высокотехнологичной медицинской помощи, закупки нового медоборудования, реализация запланированных проектов по капитальному ремонту и строительству объектов здравоохранения, а также реализация мер по борьбе с пандемией COVID-19», — отмечает заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Хавкина. Она отмечает, что в 2020-2021 годах Москва столкнулась с необходимостью перестройки всей системы оказания медицинской помощи, проведения масштабных противоэпидемических мероприятий, необходимостью введения ограничительных мер. «Несмотря на это, столица продолжает инвестировать в медицину, реализовывая стратегические проекты в области развития новых технологий, строительства и ремонта медицинских объектов, профилактики заболеваний. Запланированное увеличение расходов на здравоохранение позволит нам продолжить реализацию всех ключевых программ и обеспечить сохранение высокого уровня доступности и качества оказания медицинской помощи в столице», — говорит Елена Хавкина. У соседей Москвы по рейтингу масштаб, конечно, поскромнее, но вектор в целом такой же — те же Московская область и Санкт-Петербург тоже нарастили расходы по данной статье — на 9 и 18% (за три года) соответственно.