Мы привыкли говорить о внутренних практиках, как о "медитации". Хотя, это не совсем верно. Медитация - это слово из европейской культуры и к йоге не имеет отношения в своем изначальном смысле.
Забавно читать какого-нибудь супер христианина о вреде медитации, когда понимаешь, что именно христиане и ввели в обиход этот термин))).
В контексте про йогу, правильно употреблять слово "дхъяна" (три верхние ступени йоги по Патанжали - дхарана, дхъяна и самадхи)
Что такое ступени дхъяны?
На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
- На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
- На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
- На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии реализуемо постижение праджни с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяны)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности (см. Магия и буддизм).
- Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
- Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
- Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
- Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
- Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».
Пелевин об этих состояниях:
ЧЕТЫРЕ ДЖХАНЫ
- Далее, монахи, с угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума. Он позволяет радости и довольству, что возникли посредством собранности ума, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана радостью и довольством, что возникли посредством собранности ума. Подобно тому как озеро, чьи воды били бы ключами на дне, не имея притока извне ни в виде ручьёв, ни в виде дождя, постепенно бы наполнялось прохладной водой и она бы пропитывала, накрывала, наполняла, пронизывала озеро так, что во всём озере не осталось бы ни одной части, которая бы не была пронизана прохладной водой, ― точно так же монах позволяет радости и довольству, что возникли посредством собранности ума, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана радостью и довольством, что возникли посредством собранности ума.
- Далее, монахи, с угасанием также и радости монах пребывает в покое, осознанным, полностью бодрствующим, всё ещё чувствуя телесное довольство. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: "Он спокоен, осознан, пребывает в довольстве". Он позволяет довольству, свободному от радости, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана довольством, свободным от радости. Подобно тому как в озере с голубыми, или с красными, или с белыми лотосами некоторые лотосы, которые родились и выросли в воде, расцветают, будучи погружёнными в воду, так и не взойдя над поверхностью воды, а прохладные воды промачивают, пропитывают, заполняют, распространяются от их кончиков до их корней, ― точно так же монах позволяет довольству, свободному от радости, пропитать, накрыть, наполнить, пронизать это тело так, что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана довольством, свободным от радости.
- Далее, с оставлением удовольствия и боли и с предыдущим угасанием радости и сожаления монах входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью, достигнутой благодаря спокойствию. Он сидит, пропитывая это тело чистым, ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым и ярким умом. Подобно сидящему человеку, укрытому с ног до головы белой тканью так, что не было бы ни одной части его тела, не укрытой белой тканью, ― точно так же монах сидит, пропитывая это тело чистым, ярким умом, так что во всём его теле нет ни единой части, которая не была бы пропитана чистым, ярким умом...