Передача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем — вербальных и невербальных.
Вербальная коммуникация – осуществляется посредством речи и ее слушания. Речь является самым универсальным средством реализации общения. Она позволяет максимально понять смысл общения и воспринять информацию. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20 — 30% информации.
Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.
52 % информации мы получаем через «считывание» жестов, поз, мимики, а 38 % — через околоречевые сигналы (темп, тембр и пр.). Невербальная коммуникация включает в себя:
•взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения;
•рукопожатие, похлопывание, поцелуи;
•покраснение, побледнение;
•темп, тембр, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты;
Кроме перечисленного важное значение для общения имеют элементы внешнего вида: средства преобразования природного телосложения (одежда,
прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы и борода, ремни и шарфы), а также подчеркивание или сокрытие своих личностных особенностей (признаков пола, возраста, расы, вероисповедания)
Все эти характеристики, несомненно, играют большую вспомогательную роль в общении, могут ослаблять или усиливать речевое воздействие. При включенном наблюдении некоторые элементы имиджа и невербальные сигналы позволяют диагностировать намерения участников взаимодействия, считывать их эмоциональное, экспрессивное состояние, слушать их или отключаться.