Люди издавна создавали картины. По данным Смитсоновского института, то, что считается самым древним произведением искусства из когда-либо обнаруженных, было найдено на стене пещеры в Индонезии. Это огромное изображение бабирусса - чего-то среднего между свиньей и оленем, а нарисован он был более 35 400 лет назад.
Исследователи смогли многое сказать по этому наброску, в том числе и то, что неизвестный художник задался целью нарисовать самку бабирусса, так как бивней не было.
Однако не всё искусство так прямолинейно и по мере того, как человечество развивало новые методы и техники для создания художественных шедевров, не было ничего необычного в том, что они привносили в упомянутые произведения какой-то скрытый смысл или оставляли послания.
Иногда критикам, историкам и ученым требуются столетия, чтобы, наконец, понять, что на самом деле художник пытался передать в своей работе.
"Портрет четы Арнольфини"
Ян ван Эйк написал "Портрет четы Арнольфини" в 15 веке, и на первый взгляд это совершенно обычное произведение, изображающее двух людей и собаку, которые стоят в спальне. Но есть некоторые странные детали, которые породили массу теорий.
Считается, что на картине изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанция Трента... Но есть проблема. Констанция умерла при родах в 1433 году, а дата на картине — 1434 год.
Но! Есть несколько подсказок, которые указывают на то, что это мемориальная картина, а женщина на самом деле мертва. В дополнение к мужчине, который держит женщину за руку, которая, напротив, как бы ускользает, рядом с её рукой видны фигурки горгулий - это довольно тревожное предзнаменование смерти. А у её ног стоит собака, существо, которое долгое время считалось проводником душ в загробную жизнь.
Ну а самое завораживающее - это зеркало на стене. Ближняя сторона к мужчине украшена сценами из жизни Христа, а другая сторона, что ближе к женщине, изображает его смерть и воскресение.
Также пару как бы разделяет люстра на потолке. При этом над головой мужчины всё ещё горит свеча - обозначая его жизнь. В то время как с другой стороны, над женщиной, свеча догорела и всё, что осталось - это капли воска. Как если бы её жизнь подошла к концу.
"Ночная терраса кафе"
Это далеко не самая популярная работа Винсента Ван Гога, но в 2015 году искусствовед и исследователь Джаред Бакстер заметил в ней нечто поразительное: за столиками в кафе сидело 13 человек, в том числе один из них - с длинными волосами и в белом...
Если это звучит смутно знакомо, это потому, что так и должно быть. Бакстер утверждает, что Ван Гог написал эту группу как дань уважения "Тайной вечере" Леонардо да Винчи.
Далее Бакстер говорит, что в то время, когда Ван Гог писал эту работу, он отправил письмо своему брату, в котором говорил о своей "огромной потребности в религии".
Многие согласились с такими выводами, а профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дебора Сильверман назвала это "сакральным реализмом, который имел для Ван Гога глубоко религиозное значение".
"Ужин в Эммаусе"
В 1601 году Караваджо получил заказ на "Ужин в Эммаусе". Сцена взята из Евангелия от Луки. На ней изображен Христос после Воскресения, где он преломляет хлеб с учениками, которые не узнают его до момента, запечатленного на картине.
Пусть прозвучит достаточно прямолинейно, но похоже, что есть одна крошечная деталь, которая делает картину более таинственной. О чем я? Обратите внимание, на корзину с фруктами, которая стоит на краю стола. Две из плетеных веток корзины сломаны. Просто немного реализма или что-то ещё?
Если приглядеться, то можно заметить, что веточки согнуты в виде христианского символа "ихтис" - рыбы, которую верующие когда-то использовали для обозначения имени Иисуса Христа. К слову, тень позади чаши тоже имеет форму рыбьего хвоста.
Похожие "почти завершенные" изображения использовали древние христиане, рисуя половину ихтиса на земле. В то время как для большинства это было непонятным полусимволом, только знающие люди (истинно верующие) понимали как нужно закончить рисунок. Предполагается, что Караваджо спрашивает зрителя, закончат ли они этот ихтис?
Интересно, что после написания этой картины жизнь Караваджо заметно осложнилась, а когда он через пять лет создал другую версию той же сцены, чаша и ихтис исчезли. Позднее он загадочно умер в 1610 году.
Сикстинская капелла
Трудно представить, сколько людей смотрело на потолок Сикстинской капеллы в течение 500 лет. Удивительно, но все эти люди упустили тот факт, что это были не просто изображения сцен из Библии, но и человеческая анатомия.
По данным журнала Scientific American, Микеланджело всерьез увлекался анатомией, а в 17 лет он даже препарировал тела. Он начал работу над Сикстинской капеллой в 1508 году, когда ему было 33 года.
В 1990 году врач по имени Фрэнк Мешбергер обратил внимание, что образ Бога, протянувшегося, чтобы прикоснуться к Адаму, изображён в форме поперечного сечения человеческого мозга.
Мешбергер предположил, что это был способ Микеланджело предположить, что это Бог дал человечеству разум, но с тех пор эксперты по нейроанатомии из Университета Джона Хопкинса нашли множество других анатомических ссылок.
По их мнению бог прямо над алтарем представляет собой довольно точное изображение другого человеческого мозга и зрительного нерва. Также были замечены очертания человеческой почки и спинного мозга.
Что все это значит? Было высказано предположение, что Мешбергер все перепутал, на самом деле Микеланджело предполагал, что Бог и Церковь - были творением человеческого мозга.
Ещё, согласно исследованию, проведенному гидом из Ватикана Роем Долинером и раввином Бенджамином Блехом, на потолке капеллы есть гораздо больше, чем просто христианские образы.
Эта идея возникла, когда он заметил, что две буквы на потолке - алеф и аин, они были отсылкой к Христу на иврите. Они стали видны только после того, как реставрация очистила скопившуюся многовековую пыль и грязь. Находка положила начало масштабному расследованию, которое выявило нечто большее.
Обратите внимание на изображение Давида и Голиафа (рисунок слева). Они расположены так, что образуют букву "гимель", которая символизирует силу. В другом месте можно увидеть Юдифью (рисунок справа): она держит голову Олоферна обозначая форму другой буквы "хет", которая ассоциируется с "любящей добротой".
Также есть несколько других скрытых сообщений. Пророк Захария нарисован по подобию папы Юлия II и похоже, что Микеланджело не был его фанатом - позади него стоит ангел, делающий настолько непристойный жест, что он упоминается даже в "Аде" Данте.
Он также добавил рядом обнаженных мужчин, заключенных в очень тесные объятия. Это было дерзкое изображение для середины 16-го века.
Итак, в чем был смысл всего этого? Предполагается, что Микеланджело хотел, чтобы потолок был напоминанием не только о том, что Иисус был евреем, но и о том, что всем было бы хорошо помнить, что иудаизм и христианство идут рука об руку и все созданы по образу Божьему.
"Вакх и Ариадна"
Легко поставить величайших художников на пьедестал, боготворить их и забыть, что, в конце концов, они были такими же людьми как и мы с вами. И, как и большинство людей 21-го века, они, вероятно, думали, что шутки про "пуки" очень забавны. Похоже, Тициан, нарисовавший встречу Вакха и Ариадны, был тем ещё юмористом.
На картине изображен момент, когда Вакх впервые видит Ариадну, которую Тесей только что оставил на острове Наксос. Бог парит в воздухе, и это часто преподносится как идеальное выражение того, как может выглядеть любовь с первого взгляда, когда кажется, что время остановилось и хочется взмыть в небо.
Но посмотрите ниже. Там вы увидите, казалось бы, маленький незаметный цветок, оказавшийся здесь совершенно случайно. Но он оставляет намек на то, что Вакх взмыл в воздух после... пука.
Всё дело в том, что этот цветок колючего каперса Capparis spinosa. И в прошлом он широко использовался как самое популярное лекарство от повышенного газообразования. При этом не случайно, что он изображен рядом с сатиром.
Эти полулюди-полукозлы были не только последователями Вакха, в народном фольклере они славились своим озорством и умением очень звучно пукать. А теперь взгляните на выражение лица Ариадны, которая поднимает руку, словно отмахиваясь от запаха.
"Звёздная ночь"
Это ещё одно произведение Винсента Ван Гога, которое висит на стене тысяч людей по всему миру. Завихрения в работе Ван Гога, которая, кстати, была написана в 1889 году, на самом деле являются знаковыми.
Такие завитки были довольно распространены среди художников-импрессионистов. Они использовались для обозначения движения. Но только спустя много десятилетия кто-то заметил, что Ван Гог нарисовал на своей картине нечто большее. Это произошло, когда телескоп "Хаббл" сделал снимок, который очень похож на "Звездную ночь".
На фотографии видны облака пыли, которые кружатся вокруг сверхгигантской звезды, находящейся на расстоянии 650 световых лет от Солнца. И это очень похоже на то, что Ван Гог проиллюстрировал в "Звездной ночи".
Когда группа физиков из Национального университета Мексики сравнила оцифрованные версии работ Ван Гога с изображениями, сделанными NASA, то обнаружили, что они поразительно точно изображают эту туманность.
"Аллегория с Венерой и Амуром"
Эта картина Аньоло Бронзино полна обнаженных людей, занимающихся откровенным развлечениями, сверху на всё это смотрит какой-то странный мужчина с устрашающей гримасой на лице. Создается впечатление, что он, мягко говоря, осуждает такое поведение.
Согласно исследованию, опубликованному в Журнале Королевского медицинского общества, работа Анголо Бронзино 16-го века может изображать не только развлечения херувимов, нимф и богини любви, но и служит предупреждением о том, что может произойти, если себя не ограничивать.
Этот бородатый мужчина, смотрящий на них сверху, считается Отцом Времени, который наблюдает за всем происходящим. Что касается других, то предполагается, что они на самом деле изображены с признаками сифилиса - неизлечимой болезнью того времени.
У одного херувима видны шип розы в ступне, что символизирует повреждение нервов и неспособность чувствовать боль в конечностях.
Другая фигура, когда-то считавшаяся "ревностью" - демонстрирует все другие признаки этой болезни: обратите внимание на её выпадающие волосы, отсутствуют ногтей, глаза красные и что-то странное с деснами. Ещё там есть девушка в зеленом. Она очень красива и пытается соблазнить всех медовыми сотами, но при этом у неё тело монстра. Отличная аллегория, не правда ли?
"Молодая пара, которой грозит смерть" или "Прогулка"
Гравюры Альбрехта Дюрера безошибочно узнаваемы и именно они помогли превратить эстамп в признанную форму искусства. Эта картина Дюрера была написана в 1498 году и на первый взгляд это совершенно обычное изображение пары, смотрящей только друг на друга и преследуемой жутким скелетом, держащим песочные часы. Но это далеко не всё.
Историки говорят, что платье, которое надето на женщине, является неприемлемым из-за невероятно строгих законов относительно одежды того времени в Нюрнберге. Мы знаем, что действие происходит в этом городе, так как на вырезе платья есть закодированная отсылка к этому городу.
Любопытно, верно? Однако есть ещё одна вещь. Эти законы об одежде диктовали, что люди могут носить в зависимости от их социального и семейного положения и, согласно Далласскому художественному музею, гигантское страусиное перо, воткнутое в мужскую кепку, предназначалось для холостяков. Но теперь взгляните на шляпу, которую носит его дама. Эти шляпки носили замужние женщины, поэтому на кажущейся невинной гравюре на самом деле изображена супружеская измена.
"Мона Лиза"
Эта картина Леонардо да Винчи настолько известна, что не трудно предположить, что её видели все, кто только мог. В то время как основное внимание уделяется загадочной улыбке, которая, как сообщается, довела по крайней мере одного человека до самоубийства, другие обращали внимание на её руки и стул.
Согласно некоторым исследователям, именно руки и то, на чем сидит женщина, придает всему произведению новый смысл.
Мона Лиза сидит в кресле, которое называют "pozzetto", что переводится как "колодец". Как утверждают некоторые - это уже не портрет, а пейзаж, где женщина его центральная часть. Якобы река позади неё не просто течет мимо, она как будто впадает в "колодец". Ещё один факт, добавляющий версии правдоподобности - платье цвета водорослей.
Оказывается, представление о женщине у колодца или сам колодец - это глубоко духовная вещь для тех времен. Она связывает женщин с силами, поддерживающими планету и со всем, что на ней находится. Особенно с водой. Идея гласит, что вода может утолить как физическую, так и духовную жажду и, поместив Мону Лизу в колодец, Леонардо превратил её в "живую воду".
"Человек на руспутье" или "Человек, управляющий вселенной"
История этого произведения искусства началась с того, что Нельсон Рокфеллер нанял Диего Риверу, чтобы тот спроектировал и создал фреску для Рокфеллеровского центра.
Диего согласился и написал серию из трех фресок. "Человека на распутье" одобрили, но как только Ривера начал работать над комментарием о различиях между социализмом и капитализмом, все газеты набросились на него.
В основном выдвигались обвинения в том, что Рокфеллеры хотят разместить на своём здание какую-то серьезную коммунистическую пропаганду. Ведь Ривера нашел на фреске место даже для Ленина, Троцкого, Маркса и Энгельса.
Это было в 1932 году. Несмотря на все разговоры, два года спустя Ривера наконец-таки нарисовал "Человека, управляющего Вселенной", которая подчеркивала различия между коммунизмом и капитализмом. На его произведении поразительно много мелких деталей и интересных вещей.
Поэтому поначалу было легко пропустить несколько "мелочей", которые поставили крест на этой работе Риверы, так как позднее она была уничтожена. На фреске изображен Джон Д. Рокфеллер (мужчина в очках)... хотя, возможно, не так, как хотелось бы его семье.
Мало того, что он выпивает в ночном клубе с загадочной женщиной, так Ривьера добавил в его руку бокал, подозрительно походящий на чашку Петри. Но и это ещё не всё, над его головой можно увидеть бактерий вида "бледная трепонема", которые являются возбудителями... сифилиса. Поэтому не удивительно, что он приказал уничтожить эту фреску.