Найти в Дзене
Марина Шергина

Психология в эпоху цифровой педагогики.

Психология в эпоху цифровой педагогики.

Психология в эпоху цифровой педагогики.

Цифровизация. Психические процессы. Возрастные особенности. Социализация.
Цифровизация. Психические процессы. Возрастные особенности. Социализация.

 

Ключевые слова: цифровизация, возрастные особенности, ведущая деятельность, психические процессы, социализация.

 

​Компьютер, мобильный телефон, различные цифровые устройства, интернет и социальные сети, IT-средства за последние два десятилетия в существенной мере изменили окружающую действительность. Они стали важнейшими средствами деятельности и довольно значимым средством коммуникации для современных людей. О них вполне допустимо рассуждать в терминах Л. С. Выготского как о новых культурно-исторических орудиях, которые опосредуют деятельность и все общение современного человечества. При этом речь идет не о локальных сферах жизни; сам феномен цифровизации имеет явно выраженный системный характер. 

​Не подлежит сомнению тот факт, что вместе с привычной предметной средой и традиционной средой реальных социальных отношений, взаимодействуя и непосредственным образом вплетаясь в нее, развивается и параллельная цифровая реальность, вне которой в настоящее время трудно представить ни функционирование современной экономики, ни коммуникации, ни досуг, ни войну, ни какие-либо политические отношения. Кроме того, постепенно само пространство цифровой реальности только лишь увеличивается, становясь все более важным аспектом жизнедеятельности современного общества.

​Будучи цифровой, сама эта реальность не менее реальна, чем привычная материально-вещественная реальность. Так, можно привести пример, когда 2012 г. институт Гэллапа организовал социологическое исследование 4 000 американцев на репрезентативной выборке, в процессе которого обнаружилось, что до 65% американцев готовы принять решение об эмиграции из страны, если по каким-то причинам будут наложены ограничения на использование интернета [1]. 

​Данный пример свидетельствует о том, что в современном мировом пространстве доступ к цифровой среде, социальный статус в ней становятся важной ценностью. И по прошествии времени такая значимость (и объективная, и субъективная) только лишь возрастает. Социализация детей и подростков в настоящее время осуществляется не только в материально-вещественном мире и привычной среде общественных взаимодействий и сотрудничества, но и в цифровой среде. Анализируя проблематику психологии в эпоху цифровой педагогики, можно взять в качестве примера классическую для отечественной психологии и педагогики модель ведущих видов деятельности. 

​Так, возможно проанализировать цифровизацию ведущих видов деятельности с опорой на возрастные периоды (по классификации Д.Б. Эльконина). Так, в периоде раннего детства, где ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, формой цифровизации может уже выступать манипулирование различными устройствами.

​В дошкольном детстве, где ведущей деятельностью является игра, большое внимание уделяется компьютерным играм, а также извлечение игрового контента из интернета.

​В младшем школьном возрасте ведущей является уже учебная деятельность, и здесь формой цифровизации может являться извлечение информации из интернета, а также ее цифровое представление; освоение мобильных устройств. В аспекте педагогического средства уже может выступать применение различных цифровых технологий в образовании.

​В подростковом возрасте ведущей деятельностью представляется общение, возможная форма цифровизации – это интернет и различные социальные сети.

​Старший школьный возраст, где важное место занимает учебно-профессиональная деятельность, в плане цифровизации может наблюдаться освоение мира профессиональной и экономической деятельности при помощи интернета и социальных сетей.

​Таким образом, можно заключить вывод о том, что на каждом возрастном этапе можно наблюдать лишь усиление аспектов цифровизации в жизнедеятельности современного ребенка и подростка.

​Освоение цифровой реальности как важного средства деятельности и коммуникаций становится для современного ребенка одним из основных аспектов его социализации. Но если критерии цифровой реальности становятся для современного ребенка значительными средствами деятельности и общения, это должно находить, по культурно-исторической теории деятельности, свое непосредственное отражение через определенные процессы интериоризации в развитии основных психических функций, а кроме этого, в личностной структуре, в морально-нравственных правилах и поведенческих нормах [4, с. 201]. 

​Сам феномен цифрового поколения занимает определенное место в современных исследованиях, и данный концепт может быть эвристически полезным для понимания законов развития личности современного ребенка и, что закономерно, для развития психолого-педагогической и педагогической практики, в том числе в сфере технологий обучения и воспитания. 

​Необходимо отметить, что современные психолого-педагогические исследования проблематики цифрового пространства в общем аспекте анализа можно разделить на три основные категории: 

​1) нормативные;

​2) позитивные;

​3) рефлективные. 

​К первой категории можно отнести исследования, которые проводят оценку тенденции цифровизации процессов социализации детей и подростков в таких категориях как "хорошо-плохо", "полезно-вредно" и т.п. при этом в данном случае можно наблюдать две ведущие позиции ученых по отношению к процессам цифровизации - антагонистов и протагонистов.

​Антагонисты полностью сосредоточены на отрицательных последствиях процессов цифровизации. В особенности здесь выделяется категория исследований феномена компьютерной аддикции современных детей и подростков. Данная группа концентрирует внимание на таких отрицательных факторах цифровизации как понижение интереса к обучению представителей цифрового поколения, нарушение системности мыслительных процессов (так называемое клиповое мышление).

​Протагонисты, напротив, обращают внимание на положительное влияние цифровизации для развития детей и подростков: более продвинутый уровень цифровой грамотности и общей адаптированности к современной окружающей действительности, более обширные возможности для получения различной информации, реальные возможности творчества и самовыражения, нивелирование географических, межрасовых и межэтнических барьеров в общении. Здесь следует отметить исследования, которые сконцентрированы на поиске некоторых объективных зависимостей в развитии современных детей и подростков в связи с феноменом цифровизации процессов деятельности и общения подрастающих поколений [1].

​Здесь возможно выделить несколько направлений таких исследований. В частности, исследования цифровой грамотности (digitalliteracy). Само опредлени "цифровой грамотности" включает в себя представления о различии в степени освоения цифровых технологий различными людьми либо группами людей, в том числе поколениями. 

​В общем плане исследования цифровой грамотности сконцентрированы на следующих аспектах: 

​1) методологии измерения и оценки цифровой грамотности;

​2) определении степени реальных расхождений в уровне цифровой грамотности между поколениями; 

​3) влиянии на уровень цифровой грамотности других факторов, кроме поколенческого (пола и социального статуса, уровня доступа к цифровым технологиям и т.п.); 

​4) влиянии уровня цифровой грамотности на успешность в различных видах деятельности, академическую успеваемость, характер коммуникаций и т.д. 

​Основные вопросы в рамках проблематики цифровой грамотности сконцентрированы в настоящее время на проблеме связи между уровнем цифровой грамотности и принадлежностью к так называемому цифровому поколению. При этом ряд исследователей показывают, что уровень цифровой грамотности в существенной мере дифференцирован внутри цифрового поколения и довольно сильно зависит от других факторов (нпаример, уровень и тип образования, социально-экономический статус), чем принадлежностью к определенному поколению. 

​Еще одно направление – это исследования связи между характерными чертами цифрового поколения и эволюцией современной школы. Существенная часть педагогических исследований за рубежом сконцентрирована на поиске адекватных изменений в технологиях обучения и воспитания, в общем в организации образовательной деятельности в связи с приходом в школы и ВУЗы детей и молодежи, которых условно можно отнести к цифровому поколению [4, с. 127].

​В рамках этого направления демонстрируютсяопределенные преимущества, которые дает применение цифровых средств и технологий (планшетов, мобильных телефонов, видеоигр иблогов, специализированных ИКТ-технологий) для обучения современных детей и подростков. Но есть еще категория исследований, обнаруживающих, что успешность обучения нынешнего поколения зависит не столько от применения цифровых технологий, сколько от квалификации педагога, его стиля преподавания, что высокие результаты вполне могут быть достигнуты и при применении традиционных моделей и методов обучения, что целый ряд специальных цифровых технологий обучения в недостаточной степени используется представителями "цифрового поколения" без специальных усилий и отработанной технологии самого преподавателя. 

​Следует отметить, что в данной связи активно дискутируется вопрос о перспективах образования в современном мировом пространстве[3]: приведет ли развитие цифровых технологий и приход цифрового поколения учащихся к радикальной трансформации современной школы на всех ее ступенях (от дошкольного до профессионального и после-профессионального обучения), или же цифровые технологии станут в будущем только второстепенными инструментами к традиционным технологиям и методам обучения и развития.

​Значительный интерес представляют исследования влияния цифровой социализации на специфику и характеристики моделей деятельности, коммуникации и психологию представителей подрастающего поколения. Данная категория исследований представляется относительно небольшой, но довольно важной в прикладном аспекте анализа. В рамках данного подхода можно обнаружить попытки эмпирически отследить воздействие цифровой социализации и уровня вовлеченности в цифровую деятельность и цифровые коммуникации на следующие психические процессы и социально-психологические категории [2, с. 37]: 

​1) функции высшей нервной деятельности ребенка (мышление, речь, внимание, восприятие, память); 

​2) ценности личности; 

​3) специфику эмоционально-волевой регуляции и т.д.

​Наибольшая ценность данной группы исследований состоит в том, что они готовят научную базу для ответов на вопросы о целях и методах обучения и воспитания современного поколения детей и подростков, квалификации преподавательского состава образовательных учреждений, системы организации образования. 

​Еще одна группа исследований, которую возможно определить, как рефлексивные, касается, в первую очередь, анализа основных понятий из концепции цифрового поколения и методологии исследований в данной области. В рамках этого подхода необходимо отметить, что в последнее время наблюдается выраженный тренд на довольно критическое отношение к понятию «цифровое поколение». 

​По мере углубления в детали начальная теоретическая конструкция, которая постулирует существенный разрыв между поколением «цифровых аборигенов» и поколением «цифровых иммигрантов», становится все более нестабильной [5, с.11].

​Кроме этого, обнаруживается и выраженная дифференциация внутри самого цифрового поколения и, наоборот, не столь его решительный разрыв с предыдущими поколениями. В данной связи многие исследователи предлагают отказаться от такого термина и предпочитают рассуждать скорее о различных категориях цифровых пользователей, дифференцированных по некоторым специфическим признакам, связанным с уровнем, широтой и характером применения цифровых технологий, нежели просто с возрастными особенностями. 

​Таким образом, проведенный анализ психологических аспектов в эпоху цифровой педагогики позволяет сформулировать следующие выводы:

​1. Распространение цифровых технологий делает анализ их влияния на процессы социализации детей и молодежи, безусловно, довольно актуальной задачей психолого-педагогической науки.

​2. Различные теоретические и эмпирические исследования феномена цифрового поколения получили гораздо более широкое распространение в зарубежной педагогике, психологии и социологии, чем в отечественной науке. С учетом тенденции на все более системное распространение цифровых технологий в современном мировом пространстве, все большую вовлеченность детей и подростков в их применение на всех этапах своего развития наметившееся отставание в данной сфере может иметь негативные последствия для отечественной педагогической науки и практики.

​3. Необходимо последовательно использовать культурно-историческую теорию деятельности к новой ситуации цифрового опосредования и осуществлять эмпирическую проверку возникающих на основе этого использования гипотез. В первую очередь, целесообразно сконцентрироваться на следующих задачах: 

​1) провести разработку методологии исследований цифрового поколения через призму культурно-исторической теории развития высших психических функций; 

​2) осуществить теоретический и эмпирический анализ воздействия интенсивного вовлечения детей и молодежи в цифровую среду и цифровое общение на развитие у них высших психических функций, ценностей, мотивации, механизмов эмоционально-волевой регуляции поведения и всей деятельности; 

​3) на базе более глубокого и системного понимания особенностей цифрового поколения сформулировать перспективные направления развития содержания, методики, технологии и организации процессов образования в рамках цифровой педагогики.

 

1. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2018. – № 1(4). [Электронный ресурс]

2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2015. N 1. 8. 

3. Горшкова В.В., Мельникова А.А. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании в контексте транспрофессионализации// Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития. СПб., Из-во: СПбГУП, 2016. С.13-16.

4. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография / Под ред. А. В. Мудрика. М.: "HomoCiberus", 2018. – 312 с. 

5. Чудова Н. В. Особенности образа "Я" жителя интернета // Психологический журнал. 2012. N 1. – с. 112.