Смотрю я на стоянку около своего дома и точно могу определить статус и материальное положение хозяина машины. Даже игру придумал для себя «Угадай- ка»: заходит на стоянку мужчина или женщина, а я пытаюсь определить в какую машину он сядет.
Если прилично и дорого одетый мужчина садится в новую престижную машину – значит у него и с материальным положением, и со статусом все в порядке.
Если же неряшливо одетый, суетливый человечек заводит дорогую тачку, которая не соответствует его статусу, то он явно пытается казаться лучше и «дороже», чем есть на самом деле.
В советские времена узнать статус соседа было проще. В детстве определить кто как живет можно было по виду бутерброда, который выносит ребенок во двор: с колбасой и сыром – значит живут нормально и с деньгами полный порядок, если с маргарином – то семья живет в режиме жесткой экономии.
Серьезные люди с достатком не стремились выделиться, а вот торговых работников было легко вычислить когда они выносили мусор: упаковки от импортных продуктов выдавали.
Наличие квартиры и количество комнат – не показатель благосостояния. В то время квартиры распределялись на предприятиях по количеству членов семьи. Мебель - одинаковая, да и расстановка стандартная.
И все равно, несмотря на одинаковую зарплату, уровень жизни семей отличался.
В нашем подъезде жила семья инженеров и у них была машина – единственная на весь дом. Мать с отцом - высокие и крупные люди. Было забавно наблюдать как семья из 4 человек втискивалась в «горбатый» Запорожец.
Командировки в Москву, летние поездки к морю, машина – все указывало на то, что в семье водятся деньги. Когда я впервые побывал у них в гостях, то был поражен количеством редких книг в шкафу, но больше всего меня впечатлила ванная комната.
Раньше я не видел такой керамической плитки, встроенных мыльниц и полочек – у моих знакомых стены были выкрашены масляной краской, а гигиенические принадлежности лежали на деревянной полочке, прибитой рядом с зеркалом.
О благосостоянии судили по количеству ковров в доме. Перед Новым годом хозяйки делали в квартире генеральную уборку: выбивали ковры и чистили их снегом. Двор, от разнообразия ковровых изделий, превращался в восточный базар.
Когда мне исполнилось лет 14 в соседнюю квартиру заехали новые соседи. Отец работал на заводе мастером, а мать – буфетчицей в кафе. Вот тогда я понял, как живут богатые люди: я подружился с соседской девочкой, она угощала меня бутербродами с икрой, мандаринами и шоколадными московскими конфетами.
Маринка была самой красивой девочкой во дворе. Она щеголяла в таких модных вещах, которые даже на барахолке не купишь. У нее я впервые увидел ковры на полу, хрустальную люстру, а ее мать, тетя Оля форсила в золоте и мехах.
В советское время было модно носить золотые украшения, они тоже служили мерилом благосостояния- чем больше колец на пальцах, тем богаче семья.
Но все это мелочи, по сравнению с настоящим достатком, который определялся наличием автомобиля. Мечта всех автомобилистов - машина «Волга», которая стоила по тем временам бешеных денег, целых 5487 руб.
На престижных черных Волгах разъезжали представители кавказских республик. Если такая машина появлялась у нашего соотечественника, то он однозначно имел особые заслуги перед государством или купил у спекулянтов за сумасшедшие деньги.
Наличие Москвича, Жигулей или Запорожца указывало на уровень дохода семьи: чем круче автомобиль, тем состоятельнее семья.
Неплохо жили спекулянты, истребить которых во время тотального дефицита не представлялось возможным. Цены они заламывали космические, поэтому одевались у них обеспеченные люди.
Джинсы, дубленки, мохеровые шарф – могли позволить себе только обеспеченные молодые люди.
С тех пор многое изменилось и прежде всего критерии оценки материальной состоятельности.
Кто считается богатым, а кто бедным? И так уж важно быть богатым?