Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Советский педальный автомобиль, о котором вы не знали — «Орь»

Добро пожаловать в очередную статью про советские педальные автомобили из прекрасного «Музея автомобильных историй» в Москве.

В прошлой статье я рассказывал вам про практически неизвестный педальный автомобиль «Муравей», который стал последней моделью завода АЗЛК:

А сегодня поговорим про еще более редкую штуку. Этот невзрачный на первый взгляд автомобильчик называется «Орь».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Скорее всего вы о таком даже не слышали, если только не родились в Орске.

Педальные автомобили «Орь» выпускало одно из промышленных предприятий города ориентировочно в 1980-е — 1990-е годы, а назвали его в честь одноимённой реки.

А не слышали вы об этом автомобильчике просто потому, что в основном все экземпляры распространялись среди маленьких жителей Орска и практически не поставлялись за пределы города.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Из-за того, что сегодня эти автомобильчики в продаже встретить практически невозможно (но иногда всё же можно, причём не так дорого, как могло быть), восстанавливать их тоже крайне сложно.

Представленному в музее автомобильчику еще предстоит процесс реставрации.

У него не хватает ряда элементов, включая пластикового кожуха за сиденьем, логотипа с надписью «Орь» спереди и номерного знака сзади.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Эта деталь довольно часто терялась, а всё из-за одной интересной особенности педального автомобильчика «Орь».

Сняв задний кожух, можно было отодвинуть сиденья дальше назад. Это позволяло даже взрослому ребёнку (до 10 лет) удобно устроиться внутри.

Так как автомобиль обычно использовался «до победного», кожух снимали, сиденье сдвигали максимально назад, а потом уже не возвращали в обратное положение.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Есть некоторые недочёты в «салоне» автомобильчика. Например, не хватает пневматического сигнала в центре руля.

Также на ступице был пластиковый рычаг, имитирующий, вероятно, коробку передач классических автомобилей. Он мог располагаться с разных сторон от руля.

По левому или по правому борту находился еще один рычаг: он отвечал то ли за тормоз задних колёс, то ли за ручной тормоз.

Этот рычаг я видел практически на всех фотографиях машины, но были и экземпляры (как выставленный в музее), у которого прорези под рычаг нет.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Считается, что прототипом дизайна педального автомобильчика «Орь» стал советский внедорожник ЛуАЗ-969.

Общего между ними, конечно, маловато, поэтому скорее всего сходство притянуто за уши.

Предположу, что дизайнеры не пытались сделать автомобильчик похожим на какую-то конкретную модель настоящего автомобиля. Получилось то, что получилось.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

По сравнению с тем же педальным «Москвичом» конструкция автомобильчика «Орь» выглядит максимально простой и хлипкой.

Широкое использование пластика и тонкого листового металла не добавляло долговечности и прочности.

Это еще один фактор, повлиявший на столь небольшое количество сохранившихся экземпляров до наших дней.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов