Лишь в редчайших случаях человек заранее готов к смерти близкого. Гораздо чаще горе настигает нас неожиданно. Что делать? Как реагировать? Рассказывает Михаил Хасьминский, руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова в Москве.
Не знала о существовании кризисных центров при храмах. Жители столицы возможно могут воспользоваться этим преимуществом. В небольших городах их просто нет. Нашла,на мой взгляд очень полезное интервью кризисного психолога Михаила Хасьминского (далее М.Х.).
Не думать о смерmи- прямой путь к неврозу.
М.Х.:
Недавно я анализировал, как много картин знаменитых художников посвящено теме смерmи. Раньше художники брались за изображение горя именно потому, что смерmь не была чем то из ряда вон выходящим.Была вписана в общий культурный контекст.
В современной культуре места смерmи нет. О ней стараются не говорить,не писать потому что «травмирует». В действительности же травмирует как раз обратное: полное отсутствие этой темы в поле зрения.
(Автор: Когда я столкнулась со своим горем,ощутила это так явно. Эта тема мало фигурирует в нашей жизни. Все должны быть счастливы и позитивны).
Если в разговоре человек говорит, что у него кто-то погиб, ему обычно отвечают: «Извини, тебе видимо не хочется об этом говорить». А может быть, как раз наоборот. - Хочется!
И выговориться и вспомнить своего ушедшего близкого,возможно хочется сочувствия... Но близкие от него в этот момент отстраняются. Стараются сменить тему, боятся огорчить. Часто не знают что сказать.
Пример. У молодой женщины не стало мужа, а близкие её пытаются успокоить и считают это правильным: «Не переживай, ты молодая, красивая, еще выйдешь замуж». Или что еще хуже - сбегают от неё ,как от чумы.
Почему так происходит? Потому что сами боятся думать о смерmи. Нет никаких знаний в области помощи грюющему человеку. Нет никаких навыков соболезнования. Не учат этому.
В этом и есть главная проблема: современный человек боится думать и говорить о смерmи. Нет такого опыта у современного человека. Ему его не передали родители, а родителям,соответственно,их предки, жившие во времена атеизма. Потому сегодня многие не справляются с проживанием потери самостоятельно, нуждаются в помощи профессиональных психологов и психотерапевтов.
Пример. Бывает, что человек сидит у могилы матери или даже там ночует. Почему возникает эта фрустрация? От непонимания самим горюющим, что же произошло и как жить дальше.
На это наслаиваются всевозможные суеверия, и возникают острые, иной раз суицидальные проблемы. К тому же, рядом часто оказываются также переживающие горе дети, а взрослые неадекватным поведением могут нанести им непоправимые психологические и душевные травмы.
Что есть соболезнование? Это «совмесmная болезнь». А чаще происходит так - зачем болеть чужой болью, если твоя цель – чтобы было хорошо здесь и сейчас? К чему думать о собственной смерmи? Лучше отогнать эти мысли заботами, что то себе купить,хорошо выпить и вкусно закусить? Страх того, что будет после смерmи, нежелание об этом думать включает в людях очень детскую защиту: все умрут, только я нет.
А между тем и рождение, и жизнь, и смерть — звенья одной цепи. И глупо это игнорировать. Хотя бы потому, что это — прямой путь к неврозу. Ведь когда мы столкнемся со смертью близкого человека, мы не справимся с этой потерей. Только изменив свое отношение к жизни, можно многое исправить внутри. Тогда и горе пережить будет намного легче.
Стирайте суеверия из своего сознания
Часто задают сотни вопросов о суевериях. Например - «Протерли памятник на кладбище детской одеждой, что же теперь будет?» «Можно ли поднимать вещь, если уронил её на кладбище?» «Уронила н погост косынку, что теперь делать?» ,«На похорoнах упало моё кольцо, это к чему то плохому?» .
Завешивание зеркал считают важным ритуалом— это, якобы, врата в другой мир. Кто-то убежден, что родным нельзя нести грoб близкого. Абсурд, кому же как не родном провожать близких в последний путь?! Конечно, ни к православию, ни к вере во Христа сложившаяся система мира, где случайно упавшая на кладбище перчатка являет собой некий магический знак, никакого отношения не имеет.
Думаю, это тоже от нежелания заглянуть внутрь себя и отвечать на действительно важные экзистенциальные вопросы.
Продолжение в следующей статье.
Начало интервью с Михаилом Хасьминским,кризисным психологом читайте в первой статье.
Дорогие читатели! Не знаю как вам,а мне очень понравились две вещи-
- То что можно обратиться к кризисному психологу, тем кто проживает в Москве. Воспользуйтесь этим.
- Мне гармонирует то,что я читая его интервью отчасти получаю ответы на свои вопросы. Вера- великая сила. Молитва гармонизирует душу. Жизнь бесконечна.
Получаю ответы отчасти...
Дело в том ,что вопросы не заканчиваются,а ответов мало. Доверься Богу... Попытаюсь...
Желаю вам дорогие читатели,прийти к своему "я", прийти к вере,а возможно что то своё. Главное чтобы помогало. Чтобы во благо.
С любовью... Жизнь до и После***