Про то, как проявляется заболевание сына, я описала в одном из предыдущих постов. Да, эти моменты неприятны никому из нас. Но это не значит, что сын ведёт себя так постоянно, бегает за всеми с топором и бесконтрольно пакостит всем вокруг, с ним нельзя общаться как с обычным человеком и т.д.
На самом деле не всё так ужасно и страшно. У моего сына предостаточно положительных сторон, за которые отвечает здоровая часть личности.
Видимо, тот пост про состояния ребёнка были написаны не в самом лучшем расположении духа, после очередного срыва. Но тем не менее, продолжаю учиться реагировать на периодический неадекват адекватно.
Во-первых, сын знает о своём заболевании, знает, чем чревато может быть её продолжение, если не лечиться и не нагружать мозг. И перспектива без терапии в любом её виде ему мягко говоря не нравится и он готов к самым разным способам лечения. А это уже большой шаг. На данный момент я вижу, что всё таки толк от терапии (под терапией я подразумеваю и медикаменты, и психотерапию) есть, потому что у него есть некие границы, которые он никогда не переходит, что в приступе, что просто в ссоре. Самоконтроль есть, только чтобы взять себя в руки сыну приходится бороться со своей психикой намного труднее, чем обычному человеку. И эта борьба выливаться в истерику. Но и у истерики есть свои края. Как-то он пытался драться, но эти попытки ему самому обернулись боком - он реально страдал и подобные приёмы не применяет, больше запугивает. В конце концов, извиняется и прекрасно знает за что. Я никогда намекала на то, что его истерики - болезнь и т.д. Пусть побеждает здоровая часть.
Во-вторых, интеллект полностью сохранен и довольно высок. Если бы дома не сидел долго, был бы вообще профессор. Т.е. он понимает, что хорошо, а что плохо и в своих идеях придерживается правильного морального курса. Он серьёзно настроен на получение профессии, работы, семьи. Но переживает, что может всё пойти не так из-за его бурных всплесков, поэтому насколько возможно старается сдерживаться.
Сын всегда рад помочь, если задание ему понятно и по силам, да и обучению поддаётся хорошо. В младшем школьном возрасте орал, что у него ничего не получается, сейчас уже спокойно относится к ошибкам, но вставить своё "я неправильно сделал, да?" нужно обязательно, критика зашкаливает. Если мои друзья просят его чем-то помочь, он всегда с радостью, будь то какие-то компьютерные дела или на огороде соседке помочь. В принципе, мои друзья, с кем мы часто общаемся лично, сына любят и с пониманием относятся, если что-то он начинает доказывать непонятное. Потому что дальше спора на повышенных тонах никогда не заходит. Извиняется потом, конечно.
Готовить может, часто просит сделать что-то вместе. Бывало, и сам готовил. Любит убираться. В комнате должен быть порядок, на столе у него всегда порядок, всё по полочкам, схематично, зато всегда понятно, где что искать. В отличие от брата, он убирает их общую комнату сам. Следит за своим внешним видом и "стилем", не наденет "некрасивое" даже в лез за грибами. Хотя нет, в лес бомжовое носит. Кстати, о топоре. Прекрасно рубит дрова - а нам это последние несколько лет прям насущно было.
Вежлив. Соседи млеют от общения с моим ребёночным подростком, потому что он всегда поинтересуется новостями, самочувствием и т.д. Конечно, говорят, что ничего не слышат за стенкой. С новыми знакомыми всегда находит общий язык.
Может самостоятельно решать какие-то дела, связанные со здоровьем или учёбой, договаривается, ездит и т.д.
Любит детей, маленьких, с кем можно поиграться, повозиться, вроде как воспитатель себя ведёт - это можно, это нельзя, сюда ходи, туда не ходи. Начальника строит. Причём, это с возраста первого класса, а то и раньше. У него племянники есть, вот он ездит тусить с ними, подарки таскает.
Животных любит, кошек, собак, играет с ними, хасок очень любит. Однажды на какой-то праздник ездили, где были хаски , сына оттуда было не увезти. Раньше на лошадях ездили кататься, тоже полюбил. Но .. аллергия. Поэтому никаких собак, крыс и хомяков.
Ценит семейные отношения. Несмотря на то, что основная часть истерик выбрасывается на меня и брата, любит нас и боится за нас. Особенно боится своих грубых слов и проклятий, которые могут сбыться. Однажды сбылись, тогда он конкретно испугался. Если брат едет на очередную операцию, то трясётся, переживает, ведёт себя хорошо. Есть у него и эмпатия, и сочувствие, и боль, обычные человеческие эмоции. В силу возраста, он их пытается скрывать, но всё равно видно. Это значит, что душа живая. С гордостью вспоминает своих прародителей, даже в проектах участвовал про одного из них.
Ходит со мной в храм, и в отличие от младшего, сам интересуется, когда я его в следующий раз возьму. Никогда не лезла в его исповеди, но часто он долго беседует с отцами, что-то выясняет. Вид у него после исповеди очень деловой, профессорский, я бы сказала. Знает всех отцов по имени, не боится и просто подходить спрашивать что-то важное для него.
Моментально мобилизируется в критических и острых ситуациях. Там, где нет времени рассуждать и истерить. Проявляет себя с очень хорошей стороны.
Про увлечения и таланты я отдельным постом написала. Пока не научилась делать навигацию, надеюсь, скоро решу этот вопрос.
Наверное, я не всё перечислила. Если что вспомню, дополю статью. Просто совсем не хочется, чтобы моего сына считали каким-то неуправляемым маньяком, которому дорога в спецлечебницу. Да, у нас есть проблемы идеи отношений и выражением непонимания. Кроме идеи отношений у него нет других симптомов заболевания. Нет галлюцинаций и т.д. Агрессия идёт больше от психологических деталей, но как синдром нам её пока обозначили. На данный момент сын ушёл в ремиссию, не чтобы прям идеально, с братом они всё равно что-то поделить не могут и вопли стоят, но договориться можно и он слышит, реагирует, старается.
На данный момент так. Конечно, я всегда в боеготовности, чтобы сгладить острые углы назревающих конфликтов, чтобы сын привыкал к новой модели поведения. Слава Богу за всё.