Согласно последним статистическим данным, опубликованным ВОЗ, эпилепсией страдают около 50 миллионов человек во всем мире, что делает ее одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Чаще всего эпилептические припадки случаются у маленьких детей и пожилых людей, но в целом, согласно статистике, если рассматривать заболеваемость эпилепсией в течение всей жизни, то у 1 из 26 человек в какой-то период жизни развивается это заболевание.
Почти 80% людей с эпилепсией живут в странах с низким и средним уровнем дохода, и, по данным ВОЗ, около 70% из них могли бы жить без приступов, если бы имели доступ к надлежащей диагностике и лечению.
Однако это не так для многих, даже в развитых странах. Значительная часть больных эпилепсией недостаточно хорошо реагирует на лекарства и вынуждена жить с приступами.
В настоящее время ВОЗ считает, что число пациентов, не реагирующих на препараты для борьбы с припадками, составляет около 30% от всех случаев эпилепсии. Это так называемая фармако резистентная форма эпилепсии. В настоящее время разработаны немедикаментозные методы лечения разных форм эпилепсии, например, стимуляция блуждающего нерва, хирургическая резекция очага эпилептиформной активности в головном мозге. Постоянно разрабатываются все новые формы диагностики и лечения эпилепсии.
Для того, чтобы повысить эффективность лечения эпилепсии в первую очередь необходимы качественные и эффективные инструменты диагностики этого заболевания.
"Цена" эпилепсии для общества
Среднегодовые расходы на одного человека с эпилепсией в 2019 году варьировались от $204 в странах с низким уровнем дохода до $11 432 в странах с высоким уровнем дохода. Общая стоимость эпилепсии с учетом расходов на одного человека для примерно 52,51 миллиона человек в мире с эпилепсией и поправкой на разрыв в лечении составила 119,27 миллиарда долларов.
Как отличить эпилептические приступы от неэпилептических проявлений?
Эпилептический приступ — это неконтролируемая активность клеток головного мозга. Однако, приступы бывают не только эпилептическими. Точная диагностика важна для выбора адекватной терапии на ранней стадии заболевания, ведь у 20-30 % взрослых с диагностированной эпилепсией, диагноз неверен.
"Золотым стандартом" в диагностике эпилепсии считается продолженный ЭЭГ-видеомониторинг.
Причинами приступов могут являться различные состояния: психогенные неэпилептические приступы, синкопальные состояния, парасомнии, нарушения мозгового кровообращения и др. Знание основных проявлений каждого состояния может помочь врачу установить правильный диагноз. А понять состояние головного мозга во время приступа как раз и помогает электроэнцефалография.
Сопоставление электрической активности головного мозга с клинической картиной поведения пациента во время иктального события (приступа), записанной на видео, дает врачу однозначную информацию о типе приступа. Существует множество форм эпилептических проявлений и такое же большое количество типов приступов неэпилептического генеза. Но все их можно отличить по ЭЭГ и поведению во время приступа.
Тщательный сбор анамнеза также помогает определить причину приступов. Здесь эпилептологу помогают описания самих пациентов или свидетелей приступов. Однако, и они могут быть неточными, если не были записаны на видео. Именно поэтому сразу после дебюта приступа важно как можно скорее пройти диагностику. Тем более, что с применением современного оборудования ЭЭГ-видеомониторинг может проводиться у пациента на дому, в привычных для него условиях.
Критерии IFCN
Рутинная запись ЭЭГ в межприступном периоде является одним из наиболее неверно интерпретируемых исследований в клинической практике: неправильная интерпретация ЭЭГ является наиболее частой причиной ошибочной постановки диагноза эпилепсии. Приблизительно 30% пациентов, обращающихся в центры эпилепсии по поводу фармакорезистивных приступов, не страдают эпилепсией. Ошибочный диагноз эпилепсии наносит вред пациентам, поскольку неоправданно подвергает их воздействию противоэпилептических препаратов, лишает возможности водить машину и ограничивает выбор профессии. Поэтому рекомендуется "старомодная" оценка ЭЭГ, чтобы достичь высокой специфичности и избежать гипердиагностики эпилепсии. Острые графоэлементы часто ошибочно интерпретируются как иктальные эпилептиформные разряды (ИЭР), если они имеют острую морфологию и более высокую амплитуду на ЭЭГ во время стадии дремоты. Было предпринято несколько попыток определить характерную морфологию ИЭР.
IFCN предложила практическое определение, состоящее из шести критериев, описывающих морфологические особенности ИЭР:
- Различия в продолжительности последующей волны по отношению к фоновой активности, либо короче, либо длиннее.
- Асимметричная формы волны - резко возрастающая фаза и более медленная нисходящая фаза, или наоборот.
- За переходным элементом следует связанная с ним медленная волна.
- Фоновая активность, окружающая эпилептиформные разряды, прерывается при наличии эпилептиформных разрядов.
- Распределение отрицательных и положительных потенциалов на скальпе предполагает наличие источника сигнала в головном мозге, с соответствующим радиальным, косоугольным или тангенциальным расположением источника сигнала.
Тангенциально расположенный источник активности, расположенный, например в стенке кортикальной борозды, является четко представленным диполем с двумя полюсами: положительный и отрицательный. В биполярном монтаже эти пики, как правило, будут регистрироваться на противоположных концах электродной цепи и постепенный переход между отрицательными и положительными пиками. В общем усреднённом монтаже электроды, расположенные над отрицательным пиком, имеют выраженные отрицательные отклонения, а электроды, расположенные над положительным пиком, одновременно имеют большие положительные отклонения.
Заключение
Диагностические тесты ЭЭГ (электроэнцефалография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) помогают врачам окончательно установить диагноз и природу приступов. Видео-ЭЭГ мониторинг помогает определить точную природу расстройств, проявляющихся теми или иными приступами. Выполнение этой диагностической процедуры особенно важно на этапе первичной постановки диагноза, особенно, в случае, если есть сомнения в установленном диагнозе или противоэпилептическая терапия неэффективна.