Найти в Дзене

Продукт первичен

Я, как предприниматель, всегда, когда сталкиваюсь с кл услугой или продуктом - невольно его анализирую на предмет потребительских качеств, потенциала на рынке и чего можно было бы изменить, чтобы продукт или услуга стали более успешными. В этом процессе я набрел на очень интересные наблюдения.

На примере кафе. В моем городе Ярославле в последние годы достаточно неплохо развился ресторанный бизнес. Есть крутые общепризнанные и популярные рестораны с достаточно высоким чеком, есть ряд кайфовых хипстерских кафе, есть кафе из разряда - неплохо кормят. По барам я не эксперт, но такие тоже имеются. И, судя по всему, имеют определенный успех. Так вот, среди этого всего разнообразия периодически появляются заведения, которые снаружи выглядят очень многообещающе и ты туда идешь. Внутри крутой инетерсный интерьер, много официантов, аля открытая кухня, хорошие приборы и внимательное обслуживание. Чек по меню выше среднего и все говорит о том, что ты уйдешь отсюда удовлетворенным. Все так, пока тебе не приносят первое блюдо, потом второе, потом третье, десерт, напитки.. И ты начинаешь понимать, что здесь что-то не складывается. Что потенциал владельца, директора закончился на посуде и салфетках. Блюдо тебе не нравится и ты недоумеваешь, почему оно столько стоит.. Приготовлено посредственно, вкус так себе, подача долгая и тд. После чего за бизнес становится немного грустно. Я не ресторатор Всея Руси, но много где побывал и еду люблю. И здесь владельцы явно не совсем понимают свой бизнес. Скорее всего кто-о инвестировал в идею или человека. Но пахнет все убытками и катастрофой. Потому как судя по вложениям, заведение ориентировано на публику с достатком выше среднего. А эти люди не первый раз в ресторане. Люди в ресторан в первую очередь идут за едой и за атмосферой. Но если еда плохая, атмосфера от этого лучше не станет.

Есть противоположный пример. У нас в городе давным давно существует вьетнамское кафе, в меню которого 3-4 блюда. Его открыли муж с женой, один вьетнамец - вторая русская. Кафе достаточно простое, по интерьеру даже убогое. Но там нужно отстоять очередь, чтобы заказть еду и потом попробовать найти свободный стол или напросится к незнакомому человеку в компанию. Не так давно кто-то вложился в них и они масштабировались до сетки. Теперь филиалов стало 5 или 6. Лично я завсегдатай одного из филиалов. (Там хотя бы нет проблем с местами). Там так себе мебель, посредственная посуда, чуднОе обслуживание, (могут даже вести себя не совсем вежливо). Но я туда хожу несколько раз в неделю и всех друзей туда переводил, часто сидим там с компаниями. При том что средний чек, да и стоимость блюд там ниже, денег оставляем там в разы больше, нежели где бы то ни было.

Исходя из 2 описанных историй, я расставил приоритеты некоторых характеристик продуктов или услуг в целом:

  1. Продукт (совокупность основных потребительских качеств, основное свойство, из-за чего его покупают. Или основная способность удовлетворить ту или иную потребность потребителя / клиента / покупателя.)
  2. Цена (Относительно аналогичных продуктов - прямых конкурентов)
  3. Сервис (Обслуживание, упаковка, постпродажное обслуживание, консультирование и тп сопутсвующие услуги)

Если продукт - говно, ни цена, ни тем более сервис его не компенсируют.

Если Продукт обычный, но цена завышена (условно больше чем на 20-30%), то нужно очень постараться всячески угодить клиенту, чтобы он совершил покупку именно у тебя. К исключениям я бы отнес срочность и в противовес недопустимо хамское отношение у более "дешевого" конкурента. Когда клиент дополнительно мотивирован в сторону вашего продукта.

3 если продукт равен по стоимости и качеству конкурентам, то здесь на первый план выходит сервис. Только в 3 очередь, не ранее.

Плохо, когда владельцы бизнеса полностью концентрируются на упаковке и сервисе и упускают из виду сам продукт, зачем в конечном итоге и обращается клиент. От такой сделки, лично у меня, остается разочарование и по большей части негатив.

Работайте над своим продуктом!