Найти тему
RUSЮРИСТ.РУ

Пенсия за выслугу лет муниципальным служащим

Оглавление

Муниципальная пенсия за выслугу лет — особый вид социальной поддержки лиц, проработавших в муниципальных органах значительный период. Чтобы ее получить, надо соответствовать критериям, установленным местным законодательством. Кому она полагается, при каких условиях и как ее получить, разберемся далее.

Что такое муниципальная пенсия

Строго говоря, муниципальная пенсия — это не отдельный самостоятельный вид пенсии. В отличие, например, от пенсии военнослужащих, полицейских, которые получают ее от государства, муниципальная пенсия — это доплата к обычной страховой пенсии от ПФР.

Надбавка платится далеко не всем, кто когда-либо был муниципальным служащим, а только за выслугу лет.

Рассмотрим подробнее.

Чем регулируется муниципальная пенсия в России

Основные законы о муниципальной пенсии:

  1. Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (далее — закон № 25).
    Он разъясняет, что такое муниципальная работа, какие права и обязанности возложены на специалистов, порядок их трудоустройства и увольнения, а также предоставленные гарантии, среди которых право на пенсионное обеспечение.
  2. Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (далее — закон № 166-ФЗ).
    Определяет общие положения о процедуре начисления и выплаты пенсий.
  3. Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
    Устанавливает условия назначения отчислений по старости (в т. ч. возраст, с которого гражданин получает такое право).
  4. Законы, иные нормативные правовые акты субъектов страны и акты органов местного самоуправления.

Условия предоставления рассматриваемого дополнительного обеспечения определяются региональными властями и муниципалитетами, т. к. выплаты производятся за счет средств местных бюджетов (п. 4 ст. 7 закона № 166-ФЗ).

Вывод! Единого закона о муниципальной пенсии за выслугу лет нет. Чтобы детально выяснить порядок, условия и причитающуюся сумму, необходимо изучить местные нормативные акты.

Кому положено дополнительное обеспечение

Согласно п. 1 ст. 2 закона № 25 муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность физических лиц, осуществляемую на основании трудового договора в должности, утвержденной специальным реестром субъекта России. Такой реестр представляет собой перечень наименований должностей, разделенных по органам власти, группам и функциональным признакам с учетом местных особенностей. Соответственно, сам факт работы в местной администрации не дает права на муниципальную пенсию – необходимо трудиться именно на должности муниципальной службы.

Предоставляется муниципальная пенсия обычно одновременно с пенсией по старости (инвалидности), но при условии достаточности трудового стажа у получателя.

Важно! Последние новости о муниципальной пенсии в 2022 году: стаж для начисления доплаты должен быть не менее 18 лет.

До 2017 года требование к стажу было единым — 15 лет. Однако после принятия закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 23.05.2016 № 143-ФЗ требования к выслуге ежегодно увеличиваются на год (подробнее о причинах — в письме Министерства труда и социальной защиты РФ «Разъяснения…» от 01.06.2020 № 21-4/10/ФС-866).

Обратите внимание! На сайтах региональных и муниципальных органов власти очень часто встречается неактуальная редакция нормативных актов, посвященных порядку начисления выплат. Там фигурирует требование о 15 годах стажа.

Сколько надо проработать, чтобы заслужить муниципальную пенсию

Чтобы точно определить, после какого количества лет службы работник вправе претендовать на дополнительное обеспечение, необходимо обратиться к приложению № 2 к закону № 166. В нем установлены требования к стажу в зависимости от года назначения выслуги. Начиная с 2017 года они меняются каждый год. В следующем, 2022 году необходимый срок службы составит 18 лет. А к 2026 году — уже 20 лет.
Чтобы точно определить, после какого количества лет службы работник вправе претендовать на дополнительное обеспечение, необходимо обратиться к приложению № 2 к закону № 166. В нем установлены требования к стажу в зависимости от года назначения выслуги. Начиная с 2017 года они меняются каждый год. В следующем, 2022 году необходимый срок службы составит 18 лет. А к 2026 году — уже 20 лет.

Как рассчитывается стаж для муниципальной пенсии

Следует отметить, что в указанный период входит в т. ч. замещение следующих должностей:

  • муниципальной службы и муниципальных;
  • государственных на уровне страны и уровне ее субъектов;
  • государственной гражданской службы;
  • воинских.

Для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет в стаж могут быть засчитаны и иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов страны и муниципальными правовыми актами.

Порядок исчисления срока службы устанавливается законами субъектов страны.

Приведем примеры.

Ст. 33 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» указывает, что в стаж для пенсии засчитываются безусловно муниципальная служба и государственная служба. А вот иные периоды работы засчитываются не более 5 лет и только по решению специальной комиссии, которая определяет, нужен ли был такой период, чтобы набраться навыков для дальнейшей муниципальной службы.

Ст. 3 Закона Московской области от 31.10.2008 № 164/2008-ОЗ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области», более лояльно подходит к расчету стажа муниципальной службы. В него включаются, помимо собственно муниципальной и государственной гражданской службы, периоды работы помощником депутата Московской облдумы на постоянно основе, работа директором или замдиректора Московского областного фонда медицинского страхования, работа государственным нотариусом до 1993 года.

Обратите внимание! Обычно местные органы власти предъявляют требование о наличии непрерывного периода работы перед увольнением.

Традиционно во многих регионах такой период устанавливается длительностью в 12 месяцев.

Например, п. 1 ст. 3 положения «О порядке назначения…», утв. решением совета депутатов муниципального образования «Кисельнинское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.11.2020 № 58, установлено обязательное требование — замещение на должности в определенном муниципальном образовании не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

В каком размере выплачивается пенсия муниципальным служащим

Общие правила обычно следующие:

  1. Сумма ежемесячной выплаты — 45% среднемесячного заработка служащего за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) по старости (инвалидности), установленной в соответствии с законом № 400-ФЗ.
  2. Размер выплаты увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания за каждый дополнительный год службы.Важно! Денежные средства не выплачиваются в период нахождения на должности муниципальной службы.
  3. Общая сумма за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии не может быть выше 75% среднемесячного денежного содержания.

Следует иметь в виду, что пенсии муниципальных и федеральных служащих (их условия) во многом едины (ст. 6 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 7 закона № 166-ФЗ). Законом установлено, что самый высокий размер причитающейся муниципальному специалисту выплаты не может превышать самый высокий размер пенсии государственного гражданского служащего субъекта страны по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта страны (п. 2 ст. 24 закона № 25-ФЗ).

Обратите внимание! Эти общие правила местные органы власти могут корректировать. Однако они в любом случае не должны противоречить федеральным законам.

Нюансы при расчете суммы обеспечения

В связи с тем, что правила начисления устанавливают муниципальные власти, в каждой местности свои особенности расчета, дополняющие общие правила.

Далее в качестве примера рассмотрим порядок расчета пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в Республике Коми. Согласно п. 9 ст. 10(1) закона «О некоторых вопросах…» от 21.12.2007 № 133-РЗ сумма обеспечения устанавливается в процентном отношении к среднемесячному денежному содержанию работника в зависимости от стажа службы на определенный календарный год. Размер процента определяется согласно таблице, являющейся приложением № 9 к данному акту. Максимум — 50% среднемесячного денежного содержания.

-2

При этом в состав среднемесячного денежного содержания входит:

  • должностной оклад;
  • надбавка за особые условия;
  • надбавка за выслугу лет;
  • надбавка за классный чин;
  • премия за выполнение особо важных и сложных заданий.

Также установлено ограничение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим: размер среднемесячного денежного содержания не может превышать 1,8 должностного оклада по замещавшейся должности с учетом надбавки за классный чин.

Предусмотрены исключения. Например, лицам, уволенным по причине признания их неспособными к труду по медицинским показаниям, причитается выплата в размере 20% среднемесячного денежного содержания. Но только к страховой пенсии по инвалидности I или II группы и при условии наличия стажа службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Причитающаяся сумма за выслугу лет индексируется идентично должностным окладам муниципальных работников.

Требования для получения надбавки за муниципальный стаж к пенсии

Помимо наличия определенного периода выслуги местные власти устанавливают еще и требования относительно оснований прекращения трудовой деятельности. Практически все перечисляют в тексте своих правовых актов, посвященных регулированию выплат за выслугу, возможные основания увольнения. Например, в подп. 1.1.1–1.1.15 п. 1.1 положения «О порядке назначения и выплаты…», утв. решением собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области от 27.04.2017 № 93, указаны допустимые для получения обеспечения причины прекращения работы, в т. ч.:

  • по инициативе работника;
  • отказ служащего от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий трудового договора;
  • несоответствие специалиста замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Иногда указывают и то, какие именно основания увольнения считаются недопустимыми для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Обычно это совершение каких-либо противоправных действий и вступление в законную силу обвинительного приговора суда или несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Например, согласно п. 3 ст. 3 положения, утв. решением Сасовской районной думы от 28.02.2019 № 15, одним из оснований для отказа в выплатах является увольнение по причине предоставления работодателю подложных документов при заключении служебного контракта.

В каком порядке выплачивается пенсия муниципальным служащим

Порядок начисления доплаты также определяется нормативными актами органов местного самоуправления, поэтому в каждом регионе он свой. Рассмотрим его на примере городского поселения Сергиев Посад Московской области.

В ст. 10 закона Московской области «О пенсии…» от 28.12.2016 № 194/2016-ОЗ закреплено, что назначение и выплата денежных средств производятся согласно порядку, установленному правовыми актами главы городского поселения.

В силу ст. 6 положения, принятого решением совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 15.06.2017 № 3-56/380-ГС, на основании заявления заинтересованного лица доплата устанавливается решением главы городского поселения Сергиев Посад. Решение принимается по результатам заключения специальной комиссии.

Пенсия назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем увольнения с должности или за датой прекращения полномочий (ст. 7 вышеуказанного положения о муниципальной пенсии). При этом если федеральным законом или законом области предусмотрены компенсационные выплаты в связи с прекращением полномочий или в связи с увольнением в случае ликвидации или сокращения штата, то выплата начинается со дня, следующего за днем истечения срока выплат.

Выплата производится один раз в месяц за предшествующий месяц. Перечисление осуществляется на счет, указанный получателем.

Важно! Рассматриваемый вид доплат налогообложению не подлежит (определение Верховного суда РФ от 14.11.2016 № 18-КГ16-91).

Когда прекращение выплат пенсии муниципальному служащему незаконно

Законодательство допускает возможность указывать в нормативных актах субъектов страны, органов местного самоуправления основания для прекращения выплаты данного вида обеспечения. Однако при этом необходимо обязательно соблюдать соразмерность используемых средств и преследуемой цели.

Обратите внимание! Установленный механизм реализации прав на дополнительное социальное обеспечение не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.

Приведем пример незаконного ограничения. Заявителю, как лицу, отработавшему в управлении соцзащиты населения администрации одного из районов Челябинской области, была назначена муниципальная надбавка к пенсии. Однако после ее переезда на постоянное место жительства в Брянскую область выплаты прекратились. Такое решение местных властей соответствовало нормативному акту, утверждающему порядок выплаты пенсий. Получатель была не согласна с правомерностью прекращения ей начислений и прошла все судебные инстанции в поисках справедливости.

В итоге Конституционный суд РФ постановил пересмотреть правоприменительные решения, вынесенные не в ее пользу. Он обратил внимание на то, что право на получение дополнительного пенсионного обеспечения, производное от предшествующей деятельности, не может быть связано с условием об обязательном проживании на территории определенного субъекта. Такое условие противоречит конституционному праву граждан на выбор места пребывания и жительства (постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке…» от 08.12.2015 № 32-П).

По каким документам и как начисляется муниципальная пенсия

Лицо, претендующие на получение доплаты за выслугу, представляет заявление с просьбой о назначении выплат и пакет документов к нему, установленный местными нормативными актами. Заявление обычно подается главе администрации муниципального образования.

Чаще всего требуется приложить:

  1. Справки:о подтверждении необходимого стажа;
    виде, сумме и сроке назначения страховой или иной пенсии;
    размере денежного содержания.
  2. Копии:распоряжения (приказа) об увольнении (прекращении полномочий);
    трудовой книжки;
    паспорта;
    военного билета;
    справки медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности (при наличии);
    пенсионного удостоверения.

Обычно копии документов заверяются нотариально (при отправлении почтой) или уполномоченным специалистом администрации муниципального образования.

  1. Реквизиты банковского счета, на который подлежат перечислению денежные средства.
  2. Выписку из протокола заседания комиссии по включению в муниципальный стаж для муниципальной пенсии иных периодов трудовой деятельности (при наличии).

Обратите внимание! Часто в нормативных актах, устанавливающих перечень документов для назначения выплат, даже указывается, в каком органе можно получить некоторые из них.

Например, согласно п. 4 ст. 7 положения «О порядке назначения…», утв. решением совета депутатов муниципального образования «Кисельнинское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области от 23.11.2020 № 58, оформление справок о размере денежного содержания возложено на структурные подразделения, отвечающие за бухучет и отчетность в соответствующем муниципальном органе.

Что говорит про пенсионное обеспечение муниципальных служащих судебная практика

Хочется отметить основную тенденцию при рассмотрении таких исков: суды отказывают в удовлетворении требований. Причины во всех случаях разные. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Администрацией района истцу было отказано в назначении пенсии по выслуге лет, несмотря на наличие у него стажа работы в качестве председателя районного комитета народного контроля. Суд признал отказ законным. Причина в том, что истец не отвечал требованиям, установленным местным законом: на дату назначения пенсии по старости не замещал муниципальную должность, формулировка увольнения не предоставляла права на дополнительное обеспечение (апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.12.2017 по делу № 33-21820/2017).
  2. Заявитель обратилась в суд с требованием о взыскании сумм невыплаченной пенсии за выслугу лет, полагая, что расчет ей был сделан неверно. Ответчик уменьшил причитающуюся заявительнице сумму на размер уже получаемой ею выплаты по потере кормильца. Суд установил, что расчет ответчика соответствует положениям местного нормативного акта, определяющего порядок назначения выслуги, и в требованиях отказал (апелляционное определение Вологодского областного суда от 10.04.2015 по делу № 33-1743/2015).

Вывод! Претендуя на получение выслуги, тщательно проверьте, хватает ли муниципального стажа для муниципальной пенсии и все ли условия выплат, предусмотренные местным законом, соблюдены.

Конечно, есть и положительные решения. Например, когда ответчиком неверно были истолкованы положения областного закона и местного положения, посвященные порядку назначения дополнительного обеспечения. Суд не признал необходимость в непрерывном исчислении стажа и факт несоответствия должностей, занимаемых истцом, подходящим для включения в стаж. Ответчика обязали назначить истцу доплату (определение Ленинградского областного суда от 26.08.2015 по делу № 33-4278/2015).

***

Кому выплачивается муниципальная пенсия: лицам, замещавшим должности, включенные в специальный реестр, на протяжении установленного законом срока. В настоящее время этот срок каждый год меняется. На 2021 год он составляет 17 лет и 6 месяцев. Конкретные размеры выплат, порядок расчета, требования и документы, обязательные к представлению, устанавливаются региональными властями и муниципалитетами, т. к. выплаты производятся за счет средств местных бюджетов. Также допускается прекращение начислений, если это предусмотрено местными нормативными актами.

Однако все установленные в порядке выплат условия должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Исходя из практики, чаще всего гражданам справедливо отказывают в назначении обеспечения. Однако случаи неправомерных отказов тоже есть. Поэтому лицам, претендующим на получение денежных средств за выслугу, следует внимательно проверить свой стаж и соблюдение всех требований для назначения пенсии.