С этим сталкивался, наверное, каждый. Вещи и понятия, которые кажутся вам самим совершенно очевидными и элементарными, другие не понимают вовсе или понимают не так. И объяснить им ничего не удается, хотя вы имеете дело вовсе не с недалекими и неразвитыми личностями.
Почему?
Часто дело оказывается в том, что мы просто объясняем не так, как надо, совершая ошибки, которые и мешают достичь взаимопонимания.
Одна из причин заключается в том, что уровень знаний о предмете объяснения может быть кардинально разный. Такое вот «проклятие знания». Никому не дано разбираться во всем без исключения, знать все обо всем. Но часто нам кажется, что все знают то же, что и мы сами, и в таком же объеме. Но это не так.
В конце прошлого века это явление изучала психолог Э. Ньютон. В своих экспериментах она предлагала участникам разделиться на две группы. Человек из первой группы должен быт выстукивать пальцами по столу ритм популярной песни, а люди из другой группы угадывали, что это за музыкальное произведение. «Стучащие» участники были уверены, что как минимум половина «угадывающих» узнает мелодию. Но на самом деле процент угадывания был значительно ниже: вовсе не 50%, а всего 2,5%. Из 120 услышанных ритмов было угадано всего 3.
Почему так вышло?
Но вы просто представьте, что у всех людей музыкальные вкусы разные, а кто-то вообще не интересуется музыкой. Одни слушают рок, другие - оперу, третьи помешаны на бардовской песне, а четвертые обожают блатняк, или «шансон», как его почему-то у нас называют. А пятые — вообще Стаса Михайлова, не к ночи будь помянут. Любители оперы уверены, что невозможно не узнать по ритму ключевую арию Травиаты из одноименной оперы, но знать не знают ни одной композиции Manowar. Фанаты Manowar могут никогда в жизни не слышать ни одной оперы или оперетты, и для них что ария Травиаты, что ария Мистера Икс незнакомы в равной степени. Но каждый уверен, что его любимые мелодии известны всем, как же их можно не распознать?
Этим грешат и многие специалисты. Им часто кажется, что другие люди знают об их области если не столько же, сколько они сами, то достаточно, чтобы не нужно было объяснять элементарные (с точки зрения специалиста) вещи. А это не так. Даже специфический профессиональный сленг требует пояснения, как правило, о чем объясняющий или рассказчик часто забывают.
Тем, кто владеет значительным объемом информации о чем-либо, трудно понять тех, кто не знает о предмете ничего. Потому что они смотрят на одно и то же с разных точек зрения и с разного уровня понимания.
Нам обычно приходится предпринять определенное усилие, чтобы вспомнить: у окружающих нас людей другой опыт, другие знания, другие интересы, и другие реакции. Поэтому нас может подсознательно раздражать непонимание новичков — «Ну как можно так тупить?»
Достаточно вспомнить, например, свои ощущения при первой попытке научиться вождению автомобиля, и раздраженные лица других водителей, которым вы своим неуверенным вождением создавали неудобства. Или не создавали, но вам все равно гневно сигналили, и даже, возможно, кричали в окно — «Сначала водить научись, дятел!» И кричащие это совершенно не помнили, что сами тоже не родились с правами в одной руке и баранкой в другой.
Как же все-таки достигать взаимопонимания с другими людьми?
Психологи советуют:
- Напоминайте себе о том, что не у всех есть тот же багаж знаний, что и у вас.
- Прежде чем начинать объяснения, вежливо поинтересуйтесь, что известно о предмете разговора вашим собеседникам, знакомы ли им профессиональные термины. Если нет — не поленитесь начать объяснение с базовых, элементарных понятий и терминологии.
- Приводите примеры. Любые факты лучше усваиваются, если они связаны с реальной жизнью, с какими-то историями.
- Если есть возможность — рисуйте схемы и графики. Это поможет разобраться в вопросе тем, кто лучше воспринимает визуальную информацию.
- Переспрашивайте у слушателей или собеседников, все ли понятно, предлагайте задавать вопросы. Если это уместно, попросите пересказать своими словами то, что было сказано. Все это должно быть в дружелюбной форме, иначе люди просто не станут слушать и отвечать. Причем это относится и к детям, и ко взрослым.
Шутка в тему
Объявление на столбе: «Мать троих взрослых айтишников ищет кого-нибудь не психованного, кто научит ее интернету».