Предисловие.
Как я уже упоминал в предыдущих статьях у меня есть очень хороший друг. Всю жизнь он проработал на дорожных испытаниях на ВАЗе, а это почти сорок лет. Частенько рассказывал разные истории, которые мной конспектировались потом по памяти.
Недавно на Дзене встретилась статья об автомобиле «Дервейс», о котором уже приходилось слышать.
Обратился к товарищу. Оказывается, этот автомобиль проходил пробеговые испытания на ВАЗе, и мой товарищ имел к этому непосредственное отношение.
Порасспрашивал.
Как и прежде друг разрешил вывести рассказ в свет с предварительным его ознакомлением для цензуры: «Ты что-нибудь сварганишь, а мне краснеть. Да, и пиши от первого лица, словно это ты и есть. Добро?».
«Конечно, добро!»
История создания автомобиля достаточно интересна.
Но начать придётся немного издалека.
Как известно, в кавказских республиках развита клановость, т.е. принадлежность к какому-либо роду.
В Карачаево-Черкессии два самых мощных клана: Арашуковых и Деревых. Абсолютные антиподы. Про Арашуковых наслышана вся Россия, и речь совсем не о них, хотя свою лепту, по слухам, они в судьбу трёх братьев Деревых внесли. И совсем не добрую.
Братья Станислав, Вячеслав и Хаджи-Мурат были дружны, занимались бизнесом ещё в советское время. Таких называли цеховиками. Создав группу компаний с общим названием «Меркурий» они занимались производством и продажей минеральной и газированной воды, водки (именуемых «Меркурий»), швейных и мясных изделий, мебели, торговлей в фирменных магазинах, грузоперевозками, строительством. Ну, и автомобилями.
Минералка неплохая, а вот водка тяжеловата.
Братья избирались депутатами вплоть до госдумы и т.д. Старший Станислав Дерев (1947-2006) был мэром Черкесска, баллотировался на пост президента Карачаево-Черкесии. В общем, были уважаемыми людьми.
На их распрях с Арашуковыми останавливаться не будем, хотели же говорить об автозаводе.
Добавлю, что завод «Дервейс» был создан исключительно братьями, как и их группа компаний. Без приватизации и прочих околочубайсовских штучек.
Само название производное от фамилии «Деревы» и английского «ways», т.е. «Пути или Дороги Деревых».
Ни в коем случае не стараюсь показать их белыми и пушистыми, есть у них тоже толпа скелетов в шкафах.
Всего один пример приведу. Тогда директором был Хаджи-Мурат. Захожу к нему в кабинет, там стоит молодой парень, как я понял, сборщик с конвейера. Прогулял 1 или 2 дня по причине похорон матери. Никаких соболезнований: «Ещё раз такое и будешь уволен! Иди!». Словно у парня не одна мать.
А подробности привожу на основе личных встреч.
Итак, авто.
Началось с того, что один из братьев увидел где-то в деревне в хлам убитый УАЗик, ещё и побывавший то ли под лавиной, то ли под селем. Несмотря на гуманитарное образование решил попробовать себя в роли «самоделкина».
Получилось, восстановил, поставил на ход, и… затянуло.
На одной из выставок увидел творение бывших вазовских конструкторов (ничьи имена называть не буду без их разрешения, хотя знаю лично).
Выставочный экземпляр напоминал «немецкий уазик» - «Гелендваген» и понравился будущему автомобилестроителю.
Так оно и пошло.
Бригаду конструкторов набрали в Тольятти. Работали в Черкесске вахтовым методом через месяц, хотя работа не прекращалась и вне его.
В руководство завода набрали знающих и компетентных специалистов из Серпухова (директор), Чехова... Также не могу назвать фамилий без разрешения.
Шасси автомобиля было от румына АРО-244, двигатель ЗМЗ-409, остальное – сборная солянка. Единственное, что было оригинальным – кузов и пучки проводов. С приготовлением солянки конструкторы справились успешно.
Не было смысла в разработке массы оригинальных узлов и деталей – долго, дорого.
Поэтому использовались готовые, очень много вазовских, как и конструкторы. Использовались комплектующие и газовские, но мало.
Например:
-2110 – трос акселератора;
- датчик скорости;
- рулевое колесо;
- выключатель зажигания;
- блок монтажный реле и предохранителей;
- фары головного освещения;
-2115 – комбинация приборов;
-2123 – насос гидроусилителя руля (ГУР);
Здесь приведен совсем не полный список только по 3 моделям ВАЗ, но использовались комплектующие практически от всех базовых, как и на указанных трёх, впрочем.
В соответствии с ТУ 4514-001-13398323-03 на автомобиль «Дервейс-3131» от 2003 года параметры и свойства выглядели следующим образом:
Как видите, для 2-тонного (с водителем) и 2,5 тонного полной массой автомобиля вполне неплохие показатели с учётом даты рождения шасси.
Собственной службы испытаний на заводе не было. Директор дал указание своему водителю эксплуатировать свою персональную машину без всякой жалости: Горы, ручьи, кочки и т.д. Ясно, что проку от таких испытаний особо не будет – просто сломает и всё, да ещё и дефекты квалифицировать не сможет.
Тем летом мы проводили горные испытания автомобилей ВАЗ. Директор завода прослышал об этом и прислал к нам водителя, заодно передал приглашение посетить завод.
Вот тогда я с ним и познакомился. Намерения у него были вполне понятны – качество, а, следовательно, конкурентоспособность.
Пришлось пояснить ему, что без натурных испытаний по спецпрограммам и методикам выявить какие-либо эксплуатационные дефекты невозможно.
Дал ему координаты наших служб для заключения договора на испытания, а в конце года прибыла машина.
Мы провели некоторый объём пробеговых испытаний. Были, конечно, замечания. Дефектов, приведших к остановке пробега, не было.
Удивила, например, КПП – целых шесть точек потенциальных течей масла. Если кто-то представляет себе коробку классики ВАЗ, грузовиков, то знает, что там всего 3 точки, где может потечь масло:
- сальник первичного вала;
- сальник вторичного вала;
- шарнир рычага переключения (очень редко).
На КПП «Дервейса» было 6 таких точек. Они и портили картину. Но это румыны такое сотворили.
Само переключении жесткое, затруднён выбор передач.
Сейчас всё уже в прошлом. Таких автомобилей было выпущено 800 штук, поставки шасси прекращены заводом-изготовителем.
Очередными партнёрами были выбраны китайцы. Завод открыл цеха сварки и окраски. Поднял численность персонала до 2000.
Потом появились проблемы, в т.ч. с упомянутыми Арашуковыми, невозвратом кредитов и с ФНС.
Завод встал, а Хаджи-Мурат, кстати член ЕР, которого подозревали в финансовых махинациях, успел скрыться в Англии.
Такова вкратце история единственного завода легковых автомобилей, построенного в новой России. И построен он был физическими лицами. Государство так и не построило, да ещё и избавившись от существовавших со времён СССР.