Если ваш ребенок долго копается, боится отвечать на уроке или небрежно делает уроки - всему виной не воспитание, а природный темперамент. Чтобы корректировать поведение ребенка, учитывайте особенности характера.
Ребенок не виноват, что он медлительный или неусидчивый, поэтому важно не ругать, а направлять. Преподаватель дошкольной педагогики и психологии Марина Бастрыгина рассказала, как корректировать поведение ребенка в зависимости от типа его темперамента.
Меланхолики не терпят изменений
Мягкого и ранимого меланхолика способна вывести из равновесия любая мелочь. С ним нужно обращаться очень нежно и тактично. Такие дети комфортно себя чувствуют на интеллектуальных занятиях, а вот участвовать в конкурсах и олимпиадах они не любят, потому что соревновательные действия вызывают у них стресс. Перегружать кружками и секциями меланхоликов нельзя, так как это может отразиться на успеваемости в школе - им нужен щадящий режим.
С чрезмерной чувствительностью меланхолика остается только смириться. Впрочем, есть способ помочь ему: почаще подбадривайте его, подталкивайте к каким-то действиям. Ребенку важно чувствовать вашу любовь и поддержку. И помните, что меланхолики чувствительны к резким звукам: если ребенку комфортнее делать домашние задания в тишине, то постарайтесь обеспечить ему это.
Флегматики не проявляют инициативу
Задумчивый и медлительный флегматик не любит проявлять инициативу. Он редко тянет руку на уроке, и учителя могут подумать, что он не знает предмет. На самом деле, флегматику просто нужно немного больше времени, чтобы включиться в работу. Он не умеет резко переключаться с одной задачи на другую, но зато он обязательный и рассудительный.
Развивать скорость флегматиков совсем не трудно - достаточно играть с ними в активные игры, привлекать к спортивным соревнованиям. Еще важно не заставлять флегматика делать что-то быстрее и не пытаться выполнить задание вместо него, а приучать ребенка планировать свое время, тогда он научится все успевать.
Сангвиники не могут усидеть на месте
Не доделывать начатое до конца, небрежно выполнять домашние задания - это про сангвиника. Сегодня он хочет заниматься танцами, а завтра - стать великим художником. У него много друзей, живой, подвижный ум, который не терпит однообразия. Такой ребенок старается первым сдать работу на уроке, но далеко не всегда все делает правильно.
Сангвинику нужно развивать внимательность и усидчивость. Нужно объяснять ребенку, почему качество зачастую важнее скорости. Потребность в постоянной смене обстановки и новых увлечениях легко компенсировать разными кружками и секциями. Но нужно стараться все-таки сформировать устойчивые интересы, чтобы маленький сангвиник выбрал что-нибудь одно.
Холерики любят ссориться
Холерики обожают всех задирать и отстаивать свои права. На то им и дан такой эмоциональный и вспыльчивый темперамент: такого ребенка чрезвычайно легко задеть за живое. Что ни день - то ссора с одноклассниками, учителя жалуются, а родители разводят руками. Конечно, драки устраивать нехорошо, но важно понимать, что холерик далеко не всегда может контролировать свои эмоции, особенно если речь идет о младшем школьнике. Для него свойственно сначала действовать, а потом уже - думать.
Школьные соревнования, спортивные секции - это лучшие занятия для холериков. Выбирайте активность по душе неистовому нраву ребенка, ведь ему важно выплескивать свои эмоции. А еще холерики - прирожденные лидеры, и они отлично справятся с организацией дежурства в классе, подготовкой к какой-нибудь выставке.
В любом темпераменте можно найти как положительные, так и отрицательные черты. Важно уметь направить те или иные качества ребенка в нужное русло. Тогда и с успеваемостью, и с поведением в школе будет все в порядке.