Краткий ответ:
понятие "Ограниченные возможности здоровья" относится к лицам (не только детям), обучающимся по адаптированным образовательным программам.
Разъяснения:
Ответ на этот очень распространённый вопрос следует искать, прежде всего, в главном документе в сфере образования в нашей стране - в пп. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании):
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Нам сразу необходимо обратить внимание на ряд ключевых моментов:
- Отсутствие привычного слова - дети, вместо него указано "обучающийся". То есть речь идёт о неком статусе именно в контексте образования, а не состояния вообще (как в случае медицинского диагноза или инвалидности).
- Данный "статус" должен быть подтверждён психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК). Это межведомственный совещательный орган, состоящий из педагогических и медицинских работников, основной целью которого является проведение диагностического обследования лиц, испытывающих трудности в воспитании и обучении, и определение по его итогам рекомендаций по созданию специальных условий получения образования (подробнее о ПМПК Вы можете узнать в отдельном посте).
- Нарушения развития, имеющиеся у такого обучающегося, должны препятствовать получению образования, что и должны подтвердить (или не подтвердить) члены ПМПК. Т.е. определяющую роль будет играть не медицинский диагноз (даже повлекший инвалидность), а именно степень выраженности нарушений - насколько они мешают осваивать образовательную программу без создания специальных условий.
Так какие именно специальные условия для получения образования могут быть определены при прохождении ПМПК?
Вновь нам необходимо обратиться к Закону об образовании (п. 3 ст. 79 Закона об образовании):
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Как можно заметить, во главу угла ставится использование специальных образовательных программ. А точнее - адаптированных образовательных программ, что следует из уже упоминавшейся ст. 2 Закона об образовании (пп. 28):
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Кроме того, указаны и категории обучающихся с ОВЗ (п. 5 ст. 79 Закона об образовании): с нарушениями слуха, зрения, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (ныне - тяжелыми и множественными нарушениями развития) и другие...
Вот это самое "и другие", которое часто встречается в федеральном законодательстве в силу патологического стремления оставлять пространство для манёвра (однако получается, как правило, лишь почва для разногласий) и является камнем преткновения в абсолютном большинстве случаев.
Однако ни в одном нормативном документе мы с Вами не найдём, какие "другие" имелись законодателями ввиду. А вступивший в силу с 1 сентября 2016 года Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и вовсе закрепил вышеуказанные категории на одном из уровней образования (начальном общем). А так как тип нарушения в процессе развития ребёнка не меняется с одного на другой (могут лишь возникать вторичные нарушения при неправильном подходе), получается, что ни по каким каких "другим" адаптированным программам лица с ОВЗ обучаться не могут.
Стоит также отметить, что заключение ПМПК, содержащее сведения о необходимости адаптировать образовательную программу, носит для родителей ребёнка рекомендательный характер (п. 23 Положения о ПМПК, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Переводится обучающийся на адаптированную образовательную программу, даже при наличии соответствующего заключения ПМПК, только по письменному заявлению родителей (п. 3 ст. 55 Закона об образовании).
Ещё необходимо сказать о том, что занятия с психологом, логопедом или дефектологом (без обучения по адаптированной образовательной программе) не определяют ограниченные возможности здоровья, а относятся к ст. 42 Закона об образовании, т.е. к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся (не обязательно с ОВЗ).
Выводы:
Таким образом, ребенок (или обучающийся) может иметь нарушения развития, препятствующие ему получать образование, что подтвердит психолого-медико-педагогическая комиссия, если в своих рекомендациях укажет необходимость обучения по адаптированной образовательной программе.
После получения такой рекомендации родители (законные представители) имеют право написать заявление о переводе на данный тип программы. И только после такого перевода ребенок становится обучающимся с ОВЗ.
#овз #психология #пмпк #образование #инвалидность #дефектология #логопедия