Найти тему
АвТОгус

У каких реальных грузовиков "выиграл" гонку МАЗ-516 в фильме "Мировой парень"?

В 1969 году на Минском автомобильном заводе(МАЗ) была выпущена первая партия опытных грузовиков МАЗ-516. Автомобиль имел достаточно прогрессивную конструкцию, в частности третью ось можно было приподнимать. Увы, как это обычно и было в СССР такая излишняя технологичность не прижилась. Нам нужно было что-то попроще, ведь из-за отсутствия конкуренции автохозяйства этот автомобиль и так покупали. Однако, поскольку такую схему еще мало кто использовал, то скорее всего в ЦК Компартии БССР, а может и Министерстве автомобильной промышленности СССР решили показать всем, что советское может быть отличным. Не знаю, но сегодня бы такой #фильм назвали рекламным. К чести режиссера Юрия Дубровина и автора сценария Тихона Немпомнящего в кадре нет реальных автомобилей, вернее все они "снимались" в гриме. Да и марок с которыми предстоит "сражаться" советскому МАЗу попросту когда не существовало. И тем не менее, давайте сегодня постараемся очистить "лица" этих тягачей от грима и узнать, что же за машины играют тут главные роли.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Кстати в фильме #Мировой парень  первые прозвучала песня "Березовый сок" написанная Вениамином Баснером для очень популярного в то время ВИА(Вокально-инструментальный ансамбль) Песняры.

Но давайте вернемся к кинокартине. В первых кадрах мы знакомимся с главным героем Виктором Логиновым(Николай Олялин) инженером завода МАЗ. Которому начальство предлагает поехать за границу, что бы рассказать потенциальным покупателям о машине.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Но перед этим он катается на лыжах, со своей девушкой или женой, в лесу. Когда же они собираются домой, то пара садится в #Москвич 408. Переднее правое крыло которого явно покрыто шпаклевкой или просто проржавело. Скорее всего на студии взяли машину после аварии.

В ожидании самолета в Москву компания товарищей провожающих Виктора сидит не в зале ожидания, а просто в беседке на летном поле. И тут мы видим РАФ 977 Д Латвия и УАЗ 452. Хотя, может быть, учитывая тот факт, что кузов у первой машины цельнометаллический, то перед нами скорее всего ЕрАЗ 762. Утверждать не берусь.

РАФ(ЕрАЗ) и УАЗ. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
РАФ(ЕрАЗ) и УАЗ. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Потом главный герой оказывается в салоне самолета летящего за границу, и как нам говорит сам Логинов, он выезжает из СССР в первый раз. Когда его везут в торгпредство мы видим и первый иностранный автомобиль. Это цистерна на шасси International Harvester серии R. Поскольку производитель выпускал три вида машин Light Duty, Medium Duty и Heavy Duty. То мы видим скорее среднетоннажный грузовик. Они могли даже иметь колесную формулу 4х4.

International Harvester R. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
International Harvester R. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Потом в кадре мелькают все те же американские International Harvester, правда виде автобусов. А вот рядом стоит, судя по всему английский Bedford серии J. Точнее определить затрудняюсь. Но то, что это англичанин можно увидеть по характерной решетке радиатора.

Bedford J. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Bedford J. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Когда машина въезжает в город, то у магазина мы видим припаркованный универсал Chevrolet Brookwood третьего поколения, который выпускался с 1961 по 1969 год. Почему именно третьего? Да просто именно в 61-м кузов лишился характерных крыльев и выштамповок на боковинах. Потом вы видим автобус VW, Mercedes в кузове W110 еще один VW и Opel Kadett. Интересно, что эти машины снятые специально для фильма, а как же еще объяснить их периодическое появление в кадре.

Потом, торговый представитель СССР рассказывает Логинову, что еще пять компаний заинтересованы в получении контракта. И заказчик решил провести рекламные испытания, как сегодня бы сказали тендер.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Логинову предлагают отправиться в порт и выбрать автомобиль который будет учавствовать в устроенных соревнованиях. И тут мы видим бордовый МАЗ-516 или второго главного героя фильма. А так же знакомимся с пилотом Отаром(Гурген Тонунц) которому собственно и предстоит вести отечественный грузовик в импровизированной гонке.

МАЗ-516. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
МАЗ-516. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

После того как Отар рассказывает о своем плане и посвящает инженера Логинова в стратегию намеченную им. Они решают прогуляться. На заправке мы можем увидеть #УРАЛ 375Д или как его еще называли "обжора", за неумеренный аппетит бензинового V-образного мотора.

УРАЗ-375Д. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
УРАЗ-375Д. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

В переулок неожиданно въезжает песочный внедорожник. По виду это Willys MB, но он слишком большой. А учитывая тот факт, что съемки велись в Афганистане, я готов предположить, что это Mahindra CJ. Или выпускаемый по лицензии Jeep CJ.

Mahindra/Jeep CJ. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Mahindra/Jeep CJ. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

После знакомства с конкурентами, Отар и Виктор направляются домой. А нам опять показывают улицы города, где мальчишки разносчики газет кричат о главной новости. Первых в стране настоящих соревнованиях на автомобилях. И вот тут, помимо уже виденных нами Mercedes и VW можно заметить довольно необычный International Harvester Travelette. Это первый шестиместный пикап фирмы. Он базировался на раме машин серии А. Причем четырехдвевная кабина появилась у машины лишь в 1961 году. Фактически это была версия в виде пикап на базе внедорожника Travelall.

International Harvester Travelette. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
International Harvester Travelette. Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Так же на улице можно увидеть наш Москвич 408.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Классическую "бурбахайку" на базе International Harvester серии R.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Chevrolet Bel Air

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Land Rover второй серии

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

И даже #ЗИЛ 164

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

а вот этот автобус построен на шасси пикапа Chevrolet и носит название Advance-Design. Кстати у дочерней компании GMC была аналогичная машина, правда с именем New-Design.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

В момент когда наши герои направляются к месту старта Отар неожиданно падает в обморок. Диагноз тропическая лихорадка или лихорадка денге. С этой болезнью предписывается полная изоляция больного. И тогда руководство торгпредства, на свой страх и риск, примате решение отправить на гонку именно Логинова. Посколько он лучше всего знает автомобиль.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

И вот тут начинается самое интересное. Нам начинают называть конкурентов. Пошли по списку: западногерманская фирма Olimpic, американская Moritt, итальянская Skowigen, номер четвертый.....(звучит голос за кадром:а где русские, что номер четыре?) и мы понимаем, что это МАЗ, номер пятый - английская фирма Woodstock, а номер шестой французская фирма. Ее правда по какой-то причине не называет диктор, но позднее мы увидим автомобиль с рекламой на бортах Scherwese.

-20

Конечно в реальной жизни этих компаний никогда не существовало. Так с кем же предстояло бороться отечественному грузовику? Давайте разбираться, или как я сказал выше снимать с автомобилей грим. Итак, номер 1. Это итальянский грузовик Fiat 642N выпускавшийся с 1960 по 1963 год. И если бы это была версия N65 без приставки R то она явно проигрывала МАЗ в грузоподъемности. Максимальная загрузка 11 тонн.

Fiat 642N(Olimpic). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Fiat 642N(Olimpic). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Номер второй. Капотная машина с желто-синей рекламой на бортах это французская машина Unic MZ. Компания входила в состав Simca Automotive. Однако в 1966 году она перешла под патронаж Fiat-Group. Интересная деталь, эти машины в #СССР знали, поскольку их закупали в больших количествах. Правда более ранние модели и в основном рефрижераторы.

Unic MZ(Moritt). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Unic MZ(Moritt). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Номер третий. Грузовик производящийся английским подразделением концерна FordUK. Это модель серии D. Среднетоннажный грузовик который выпускали с 1962 по 1975 год.

Ford D(Skowigen) Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Ford D(Skowigen) Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Четвертый пропустим, это конечно же МАЗ. А вот пятый номер это #Mercedes серии LS. Если бы не стартовый номер и измененная фольшрадиаторная решетка, то характерную звезду можно было бы легко рассмотреть.

Mercedes LS(Woodstok). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Mercedes LS(Woodstok). Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Номер шестой это машина #DAF которую еще называли "шестиугольник" за характерную решетку радиатора имеющую шесть углов. Правда для фильма #грузовик "загримировали" и он получил фальшей-панель прикрывшую радиатор.

DAF A(Scherwese) Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
DAF A(Scherwese) Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Основные конкуренты МАЗ предпринимают все усилия для того, что бы наш грузовик не доехал до финиша. На второй день соревнований ему пытаются сломать систему подачи топлива, а позднее стреляют краской в лобовое стекло. Так вот момент когда Логинов пытается очистить его от синей краски в фильме будет чуть позднее моментов, когда МАЗ движется через брод без оного.

Не совсем понятным правда выглядит то, что Логинов обслуживает свой 516 на фоне МАЗов 500-го семейства, там мы видим и самосвалы и седельные тягачи.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Не смотря на все ухищрения конкурентов #МАЗ конечно же выиграл гонку, а значит и получил столь нужный стране заказ.

Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.
Мировой парень. киностудия Беларусьфильм 1971 год.

Увы, в реальной жизни уникальный в своем роде грузовик в серию действительно так и не стал. Мелкими партиями их производили до 1972 года. А жаль. Идея была интересная и машина хорошая. Это конечно же безотносительно фильма.