В 1969 году на Минском автомобильном заводе(МАЗ) была выпущена первая партия опытных грузовиков МАЗ-516. Автомобиль имел достаточно прогрессивную конструкцию, в частности третью ось можно было приподнимать. Увы, как это обычно и было в СССР такая излишняя технологичность не прижилась. Нам нужно было что-то попроще, ведь из-за отсутствия конкуренции автохозяйства этот автомобиль и так покупали. Однако, поскольку такую схему еще мало кто использовал, то скорее всего в ЦК Компартии БССР, а может и Министерстве автомобильной промышленности СССР решили показать всем, что советское может быть отличным. Не знаю, но сегодня бы такой #фильм назвали рекламным. К чести режиссера Юрия Дубровина и автора сценария Тихона Немпомнящего в кадре нет реальных автомобилей, вернее все они "снимались" в гриме. Да и марок с которыми предстоит "сражаться" советскому МАЗу попросту когда не существовало. И тем не менее, давайте сегодня постараемся очистить "лица" этих тягачей от грима и узнать, что же за машины играют тут главные роли.
Кстати в фильме #Мировой парень первые прозвучала песня "Березовый сок" написанная Вениамином Баснером для очень популярного в то время ВИА(Вокально-инструментальный ансамбль) Песняры.
Но давайте вернемся к кинокартине. В первых кадрах мы знакомимся с главным героем Виктором Логиновым(Николай Олялин) инженером завода МАЗ. Которому начальство предлагает поехать за границу, что бы рассказать потенциальным покупателям о машине.
Но перед этим он катается на лыжах, со своей девушкой или женой, в лесу. Когда же они собираются домой, то пара садится в #Москвич 408. Переднее правое крыло которого явно покрыто шпаклевкой или просто проржавело. Скорее всего на студии взяли машину после аварии.
В ожидании самолета в Москву компания товарищей провожающих Виктора сидит не в зале ожидания, а просто в беседке на летном поле. И тут мы видим РАФ 977 Д Латвия и УАЗ 452. Хотя, может быть, учитывая тот факт, что кузов у первой машины цельнометаллический, то перед нами скорее всего ЕрАЗ 762. Утверждать не берусь.
Потом главный герой оказывается в салоне самолета летящего за границу, и как нам говорит сам Логинов, он выезжает из СССР в первый раз. Когда его везут в торгпредство мы видим и первый иностранный автомобиль. Это цистерна на шасси International Harvester серии R. Поскольку производитель выпускал три вида машин Light Duty, Medium Duty и Heavy Duty. То мы видим скорее среднетоннажный грузовик. Они могли даже иметь колесную формулу 4х4.
Потом в кадре мелькают все те же американские International Harvester, правда виде автобусов. А вот рядом стоит, судя по всему английский Bedford серии J. Точнее определить затрудняюсь. Но то, что это англичанин можно увидеть по характерной решетке радиатора.
Когда машина въезжает в город, то у магазина мы видим припаркованный универсал Chevrolet Brookwood третьего поколения, который выпускался с 1961 по 1969 год. Почему именно третьего? Да просто именно в 61-м кузов лишился характерных крыльев и выштамповок на боковинах. Потом вы видим автобус VW, Mercedes в кузове W110 еще один VW и Opel Kadett. Интересно, что эти машины снятые специально для фильма, а как же еще объяснить их периодическое появление в кадре.
Потом, торговый представитель СССР рассказывает Логинову, что еще пять компаний заинтересованы в получении контракта. И заказчик решил провести рекламные испытания, как сегодня бы сказали тендер.
Логинову предлагают отправиться в порт и выбрать автомобиль который будет учавствовать в устроенных соревнованиях. И тут мы видим бордовый МАЗ-516 или второго главного героя фильма. А так же знакомимся с пилотом Отаром(Гурген Тонунц) которому собственно и предстоит вести отечественный грузовик в импровизированной гонке.
После того как Отар рассказывает о своем плане и посвящает инженера Логинова в стратегию намеченную им. Они решают прогуляться. На заправке мы можем увидеть #УРАЛ 375Д или как его еще называли "обжора", за неумеренный аппетит бензинового V-образного мотора.
В переулок неожиданно въезжает песочный внедорожник. По виду это Willys MB, но он слишком большой. А учитывая тот факт, что съемки велись в Афганистане, я готов предположить, что это Mahindra CJ. Или выпускаемый по лицензии Jeep CJ.
После знакомства с конкурентами, Отар и Виктор направляются домой. А нам опять показывают улицы города, где мальчишки разносчики газет кричат о главной новости. Первых в стране настоящих соревнованиях на автомобилях. И вот тут, помимо уже виденных нами Mercedes и VW можно заметить довольно необычный International Harvester Travelette. Это первый шестиместный пикап фирмы. Он базировался на раме машин серии А. Причем четырехдвевная кабина появилась у машины лишь в 1961 году. Фактически это была версия в виде пикап на базе внедорожника Travelall.
Так же на улице можно увидеть наш Москвич 408.
Классическую "бурбахайку" на базе International Harvester серии R.
Chevrolet Bel Air
Land Rover второй серии
И даже #ЗИЛ 164
а вот этот автобус построен на шасси пикапа Chevrolet и носит название Advance-Design. Кстати у дочерней компании GMC была аналогичная машина, правда с именем New-Design.
В момент когда наши герои направляются к месту старта Отар неожиданно падает в обморок. Диагноз тропическая лихорадка или лихорадка денге. С этой болезнью предписывается полная изоляция больного. И тогда руководство торгпредства, на свой страх и риск, примате решение отправить на гонку именно Логинова. Посколько он лучше всего знает автомобиль.
И вот тут начинается самое интересное. Нам начинают называть конкурентов. Пошли по списку: западногерманская фирма Olimpic, американская Moritt, итальянская Skowigen, номер четвертый.....(звучит голос за кадром:а где русские, что номер четыре?) и мы понимаем, что это МАЗ, номер пятый - английская фирма Woodstock, а номер шестой французская фирма. Ее правда по какой-то причине не называет диктор, но позднее мы увидим автомобиль с рекламой на бортах Scherwese.
Конечно в реальной жизни этих компаний никогда не существовало. Так с кем же предстояло бороться отечественному грузовику? Давайте разбираться, или как я сказал выше снимать с автомобилей грим. Итак, номер 1. Это итальянский грузовик Fiat 642N выпускавшийся с 1960 по 1963 год. И если бы это была версия N65 без приставки R то она явно проигрывала МАЗ в грузоподъемности. Максимальная загрузка 11 тонн.
Номер второй. Капотная машина с желто-синей рекламой на бортах это французская машина Unic MZ. Компания входила в состав Simca Automotive. Однако в 1966 году она перешла под патронаж Fiat-Group. Интересная деталь, эти машины в #СССР знали, поскольку их закупали в больших количествах. Правда более ранние модели и в основном рефрижераторы.
Номер третий. Грузовик производящийся английским подразделением концерна FordUK. Это модель серии D. Среднетоннажный грузовик который выпускали с 1962 по 1975 год.
Четвертый пропустим, это конечно же МАЗ. А вот пятый номер это #Mercedes серии LS. Если бы не стартовый номер и измененная фольшрадиаторная решетка, то характерную звезду можно было бы легко рассмотреть.
Номер шестой это машина #DAF которую еще называли "шестиугольник" за характерную решетку радиатора имеющую шесть углов. Правда для фильма #грузовик "загримировали" и он получил фальшей-панель прикрывшую радиатор.
Основные конкуренты МАЗ предпринимают все усилия для того, что бы наш грузовик не доехал до финиша. На второй день соревнований ему пытаются сломать систему подачи топлива, а позднее стреляют краской в лобовое стекло. Так вот момент когда Логинов пытается очистить его от синей краски в фильме будет чуть позднее моментов, когда МАЗ движется через брод без оного.
Не совсем понятным правда выглядит то, что Логинов обслуживает свой 516 на фоне МАЗов 500-го семейства, там мы видим и самосвалы и седельные тягачи.
Не смотря на все ухищрения конкурентов #МАЗ конечно же выиграл гонку, а значит и получил столь нужный стране заказ.
Увы, в реальной жизни уникальный в своем роде грузовик в серию действительно так и не стал. Мелкими партиями их производили до 1972 года. А жаль. Идея была интересная и машина хорошая. Это конечно же безотносительно фильма.