Предлагаю вам инструкцию, которая поможет девятиклассникам правильно организовать свою работу при выполнении этого экзаменационного задания.
Организационные особенности экзаменационного изложения
- Текст для изложения даётся в аудиозаписи. Его читает диктор (артист).
- Объем текста — около 150 – 200 слов. Состоит он из трёх абзацев.
- Аудиозапись на экзамене включают дважды: первый раз — для ознакомления, второй раз — для закрепления услышанного.
- Длится запись 2,5–3 минуты.
- Между чтениями даётся 5 минут, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике.
- После второго прослушивания экзаменуемые начинают писать изложение.
Советы
Совет 1. Перед включением аудиозаписи.
Приготовьтесь к прослушиванию. Положите перед собой достаточное количество листов бумаги, две-три ручки. Примите удобную позу, чтобы вам ничего не мешало и ничто вас не отвлекало.
Совет 2. Первое включение аудиозаписи.
Начинайте сразу записывать текст. Сначала записывайте ключевые слова. Сокращайте их, делайте между ними пробелы. Лучше писать через строчку, чтобы потом было удобно дописывать и править. Обращайте внимание на те места, в которых диктор делает особенно длинные паузы: они подскажут вам границы между абзацами.
Совет 3. Перерыв между включениями аудиозаписи.
Перечитайте свои записи и допишите сокращения, вставьте в пропуски слова, которые запомнили.
Совет 4. Второе включение аудиозаписи.
Вписывайте в оставленные пробелы то, что не успели в первый раз. Проверьте, верно ли вы отметили абзацы. Особое внимание обратите на середину текста, так как обычно при первом прослушивании именно из второй части информация теряется.
Совет 5. После второго прочтения.
Проведите корректировку своих записей. Вставьте недостающие слова, разделите мысли на предложения, проставьте точки, запятые, обозначьте границы абзацев.
Совет 6. Написание черновика.
Перепишите всё, что записали на новый лист так, чтобы у вас получился связный текст, состоящий из трёх абзацев. Если вы не услышали паузы, которые делал диктор, разделите текст на части сами. Помните: абзац — это микротема, одна законченная мысль.
Совет 7. Сжатие текста.
Внимательно прочитайте получившийся текст, выделите в нём главное и второстепенное. Сократите текст, используя один или несколько приёмов сжатия. Помните: сжатие должно быть в каждом абзаце!
Примечание: часто бывает так, что на этом этапе сокращать уже нечего, так как сжатие произошло уже в процессе записывания.
Совет 8. Написание второго черновика.
Перепишите сжатый текст. Проверьте, выделены ли в нём абзацы, все ли части и предложения логически связаны между собой, нет ли в нём повторов. Подсчитайте количество слов. Их не должно быть меньше 70. Если слов больше 110, то, возможно, вы недостаточно сжали текст.
Совет 9. Проверка.
Проверьте правописание слов по орфографическому словарю (вам их должны выдать на экзамене!). Если сомневаетесь в постановке знаков препинания, то сделайте графический разбор предложений и проанализируйте их структуру. Слишком длинные предложения лучше заменить более короткими.
Совет 10. Чистовик.
Перепишите изложение на чистовик аккуратно и разборчиво. В начале абзацев делайте такие отступы, чтобы их было чётко видно. Ни в коем случае не выходите за границы полей. Ещё раз всё перечитайте и перепроверьте.
Скачать презентацию для обучения сжатому изложению можно здесь.
Другие советы для подготовки ваших учеников к ОГЭ по русскому языку - на канале "Учительская мастерская".