Найти тему
Я ОСОБЕННЫЙ

"Мы бежали от страха иметь особенного ребенка, но научились жить сегодняшним днем". Интервью мамы ребенка с РАС

#ЯОсобеннаяМама – гордое и сложное звание. В этой рубрике мы собрали истории мам нашего фонда. Открывает серию материалов разговор с Екатериной Трофимовой - поразительно улыбчивой и стойкой мамой.

–То, что Игорь будет сложным ребенком мы поняли в первые дни в роддоме, – рассказывает героиня. – Сразу позвонила близким. Всё рассказала. Они сразу поддержали: сложный, но свой. На второй день у него начались судороги, были в реанимации, на ИВЛ, два месяца лежали в больнице. В родильной карточке остался длинный диагноз: перинатальное поражение ЦНС гипоксически-мышечного генеза. К нему позже добавились эпилептическая энцефалопатия(синдром Леннокса Гасто), ДЦП, отставание в развитии и РАС. И вот – началась гонка. Мы пробовали всё. Сейчас, спустя 8 лет, я понимаю, что мы бежали от страха. От страха иметь особенного ребенка. Бежали с верой в то, что мы сможем все исправить. Резко, в один момент.

Вопреки всем ежедневным сложностям Екатерина не устает улыбаться. В доме Трофимовых с порога чувствуется гармоничная и спокойная атмосфера.
Вопреки всем ежедневным сложностям Екатерина не устает улыбаться. В доме Трофимовых с порога чувствуется гармоничная и спокойная атмосфера.

В пять месяцев Игорь совершил первое дальнее путешествие. Одолел путь до Китая, где его с мамой ждали манящие чудеса восточной медицины. Правда, чудеса для Игоря оказались не подходящими. Там же в Китае Екатерина параллельно читала книги о методиках Домана. Интернет пестрил многообещающими отзывами. Подумав, решились сменить терапию. Так, уже в годик география гонки расширилась – семья пересекла океан. Началась американская реабилитация. Два года методики опять не дали результатов. Следующим в списке мелькнула Кето-диета и наблюдения у специалистов в Тольятти. Год на ней – и снова мимо.

-2

Мы беседуем посреди большой уютной гостиной. Наш главный особенный герой сидит на полу среди разных игрушек. Большие живые глаза блуждающе пронзают пространство, но будто не находят конкретной цели. Раз – и маленькому Игорю вдруг захотелось улыбнуться. Получилось широко и искренне. Будто в голову ребенка залетел светлый и радостный образ. Потом, резко склонив голову, он снова копошится в игрушках. Но интересует его пока одно действие: кидать мячик. По-другому он играть пока не выучился. Вокруг крутится младшая сестра Варя. Ей шесть. Она помогает Игорю, возвращая мячик в его ладони. Дотянуться сам он не может, ножки лежат немного неестественно и двигаться никуда не хотят. Играет ребенок, в основном, сидя, но периодически срывается (ползком, на руках) в ванную – купается там по несколько раз в день. Такая у него страсть. А еще одна страсть - музыка, ее он тоже воспринимает с трепетом.

Игорь радуется, когда вокруг собирается вся семья.
Игорь радуется, когда вокруг собирается вся семья.

На соседней кухне что-то варит у плиты старший сын Никита. Ему 13 лет. Он интересуется, нужна ли помощь по Игорю, принести ли что-то в гостиную. Мама благодарит и продолжает рассказ.

-После кетогенной диеты наконец пришло принятие. Мы будто остановились и начали искать методы, которые бы уже не Исправляли ребенка, а Помогали жить в состоянии на текущий момент. Уже здесь в Екатеринбурге – БДА-терапию, кинезиотерпию, работу с педагогом по ЛФК, который, кстати, и привел нас в фонд «Я особенный».

-4

Новый Этап

–В Фонд мы пришли с запросом на понимание своего ребенка, – делится Екатерина. – Потом подключились и бытовые аспекты. До фонда мы уже ходили на курсы по ABA-терапии в другое место несколько месяцев. Там только индивидуальное написание программы стоило 15 тысяч рублей, а потом мы еще ездили по три раза на неделю и отдавали за занятие 1000-1700 р. В общем, это были недешевые процедуры, и, что печально, они не дали результата. мы даже не пытались обучить Игоря делать что-то самостоятельно, потому что не знали, как правильно это выстроить. Потом мы начали проходить аналогичные курсы в «Я особенный». Здесь эта методика сработала. Она оказалось крайне нужной нам. С помощью нее ребенок осваивает важнейшие навыки – во-первых учится строить коммуникацию (Важно понимать, что у особенного ребенка не выстраивается эта высшая мозговая функция, как у других детей, он не берет этот навык из окружающего мира – прим.редакции). Во-вторых, бытовой аспект. Так мы, например, освоили, казалось бы, элементарную функцию – Игорь за эти месяцы научился сам брать ложку и есть. Из-за проблем с моторикой она иногда переворачивается, но сам факт, что у него уже получается соединить несколько действий и есть самому – прогресс. Также он научился сам выбирать и показывать, что ему хочется – есть или пить. Следующий наш шаг – самостоятельное раздевание. Сработала мотивация с ванной. Игорь обожает воду. Оказалось, ради нее он и ноги может активно поднимать, и руки протягивать. Это все за 3 месяца в фонде. Вообще я поняла, что услуги фонда – это реально доступно по финансам.

Мама помогает Игорю пройти путь из одного угла гостиной к новогодней ёлке.
Мама помогает Игорю пройти путь из одного угла гостиной к новогодней ёлке.

Сейчас неделя для мальчика заполнена разным обучением: БДА-терапия, дефектолог, бассейн, ЛФК и психолог, который приходит из фонда на дом. С последним, в частности, он погружен в игры по развитию внимания и восприятия. Учится соотносить размеры и типы предметов.

-6

Мама без занятий тоже не остается. Ее интенсив кипит в онлайн-пространстве: она обучается на занятиях по ABA с Екатериной Ситниковой, прошла курсы «Мама может всё».

– Сначала к занятиям для мам отнеслась с недоверием, – рассказывает героиня. – Казалось, что все, что говорят, давно известно, но все-таки решила дослушать до конца. Начала выполнять домашние задания и вдруг вижу – работает. Заряжаешься! Хотя в самом начале я была уставшей, замученной, бессильной. Этот курс - огромная помощь мамам. От ABA – я тоже в восторге. Нам буквально разжевали содержимое, и стало понятно, как конкретно можно действовать самому родителю. Когда у тебя рождается особенный ребенок, никто не говорит, что тебе делать и как жить. Освоить ABA-принципы - азбука. Без нее качество жизни ребенка не улучшить.

Екатерина достаёт из ящика три кубика и ставит их на маленький детский напольный столик, за которым уже сидит Игорь.

-Давай, положи мне в руку кубик, - уверенно и ласково проговаривает женщина.

Игорь, будто размахивая невидимой дирижерской палочкой, водит рукой над тремя объектами и берет один средний куб. Немного подзависнув в воздухе, рука тянется к маме.

Игорь и мама  в процессе игры за главным рабочим местом Игоря - напольным столиком.
Игорь и мама в процессе игры за главным рабочим местом Игоря - напольным столиком.
-8

–Умница! – Екатерина принимает кубик и протягивает поощрение – тарелку с хлопьями. – К сладкому равнодушен. Зато любит, когда хрустит на зубах. Орехи или хлопья наш вариант.

Операция повторяется еще два раза.

-9

Просто другая жизнь. Или чему учит особенный ребенок

–Как к вам относится общество? Встречали агрессию?

–Я считаю так: как ты относишься к миру, то тебе и возвращается. Конечно, понимаешь, что не все люди знают, как общаться с такими детьми и их родителями. Иногда, особенно дети, вглядываются в нас на улице. Раньше могли подойти и что-то сказать. Да, было больно. Но это преодолеваешь. Подсмотрела решение этой проблемы в одном интервью с девочкой-колясочницей: я просто начинаю улыбаться в ответ. Люди перестают смотреть. Работает! Но все-таки хочу сказать, что какой-то явной агрессии мы никогда не встречали. Мы ни от кого не отгородились. В гости приходят друзья старшего и младшего. Все нормально принимают Игоря. Мы его ни от кого не прячем. Старший сын с ним может спокойно выйти погулять, он не стесняется, может дома с ним позаниматься. Наши бабушки живут в другом регионе, приезжают периодически. Но одинокими мы себя не чувствуем. Наши друзья всегда были рядом. От них была и моральная помощь, и финансовая. Моя подруга даже поехала со мной в Америку в первый раз на лечение Игоря.

-10

–Как выстроить гармоничные отношения детей в семье к особенному ребенку?

–Оставаться спокойными самим. Дети все чувствуют. А еще соблюдать баланс. Оставляя время на всех. Иногда мои могут заревновать (смеется). Мол, Игоря ты больше обнимаешь. Младшая продолжает задавать о нем вопросы. Иногда Варю беспокоит, почему в доме должны убираться все, кроме него. Это тоже, шутка, разумеется. Словом, они все хорошо сосуществуют рядом. Никиту Игорь особенно как-то чувствует, порой даже ближе, чем отца. Это удивительно.

Екатерина старается проявлять внимание ко всем детям в равной степени.
Екатерина старается проявлять внимание ко всем детям в равной степени.
-12

–Чему научил вас ваш ребенок?

–Вспоминая те отчаянные рывки в первые месяцы его жизни, понимаю, что Игорь научил нас невероятной решимости. А еще я приняла мир и людей в нем такими, какие они есть. Конечно, жизнь нас изменила. Чтобы прийти к сегодняшнему дню, мы прошли и через разочарования, и через сожаления о том, что на каком-то этапе делали не то, что нужно было. Но сейчас понимаешь, что надо идти дальше. Читала, что к обычным детям любовь часто выражается через призму требований: мы им какие-то требования, они – нам. С такими детьми, как Игорь, конечно, все по-другому. Но это и есть безусловная любовь в чистом виде.

-13

-14

#особенныедети #особенныйребенок #аутизм