Найти в Дзене
Troll&Bus

Низкопольные автобусы стандарта VöV во Владимире. 2000-е

Оглавление
Первая глава, повествующая о периоде с 2005 по 2009 год, ознаменовавшемся массовым появлением низкопольных немецких автобусов на маршрутах Владимира.

Прежде чем приступить к рассказу о самом появлении низкопольных автобусов из Германии, я хотел бы продемонстрировать ряд фотографий города, сделанных во второй половине двухтысячных годов, чтобы передать дух того времени. Хотел бы... но, к сожалению, таких фотографий у меня не нашлось. Увы, Королёв С.А., фотографии которого я использовал в предыдущих статьях, в период с 2005 по 2010 год уже не делал подобных снимков. Так что в этот раз я ограничусь демонстрацией фотографий транспортного фотографа Сергея Шишкова, который осенью 2008 года посещал Владимир. На них как раз изображены низкопольные немецкие автобусы в первые годы своей работы на маршрутах Владимира.

-2

Хоть на фотографиях ниже автобус и является главным предметом съемки, однако окружение вполне передает атмосферу эпохи конца нулевых годов. Можно заметить, что город в целом выглядит достаточно бедно и невзрачно: разбитый асфальт; бордюры не в самом лучшем состоянии; ВАЗ-21099 в качестве машины ДПС; старые голубые троллейбусы. Но при этом уже появляются элементы благополучия, характерные началу десятых годов: новые бело-синие троллейбусы, пришедшие буквально в этом году; реклама недавно открывшегося крупного зарубежного гипермаркета Globus на автобусах; ремонтирующиеся фасады зданий; множество современных иномарок на дорогах. И, разумеется, сами низкопольные автобусы Mercedes-Benz на маршрутах города.

Кроме Мерседесов в то время можно было встретить и большое количество низкопольных МАНов. Все они работали исключительно на центральных маршрутах Владимира.

Кроме того, в 2008 году можно было встретить низкопольные автобусы Mercedes-Benz и MAN с необычным кожухом на крыше. Он скрывал под собой газовые баллоны. А это означало, что автобусы работали на метане и имели низкий уровень выбросов в атмосферу.

Первые низкопольные автобусы MAN и Mercedes-Benz появились во Владимире в 2005 году. Они не стали первыми низкопольными машинами на маршрутах города, поскольку начиная с 2000 года во Владимире уже работало шесть сочлененных автобусов Neoplan N 4021/3. А в том же 2005 году троллейбусное депо закупило партию из десяти низкопольных троллейбусов ВМЗ-5298.01. Однако именно с пришествием низкопольных Мерсов и МАНов общественный транспорт с бесступенчатым входом в салон стал массовым явлением на маршрутах города.

Владимирские перевозчики, ранее эксплуатировавшие высокопольные немецкие автобусы MAN SL 202 и Mercedes-Benz O 405, при первой же возможности начали гнать во Владимир их низкопольные модификации. Еще бы, ведь они были не менее надежны и при этом обладали такой прогрессивной для России тех лет характеристикой, как низкопольность.

-9

Вспомним же о том, какими были первые низкопольные автобусы MAN и Mercedes-Benz, эксплуатируемые перевозчиками Владимира в период с 2005 по 2010 год.

Владимирское ПАТП-1

Удивительно, но первый низкопольный немецкий автобус появился не у Владавтолиний или БигАвтоТранс, которые на тот момент уже массово эксплуатировали стандартные автобусы MAN и Mercedes-Benz, а у Владимирского ПАТП-1, подвижный состав которого по большей части состоял из автобусов Ikarus 280, ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695. Это был MAN 895 NL 202. Это ранняя модификация, отличительной чертой которого являлись сидячие места, расположенные на подиумах, и оконная линия без излома.

Так как такой автобус у ПАТП был в единичном экземпляре, остановлюсь на нем чуть подробнее. Этот MAN, выпущенный в декабре 1989 года, принадлежал немецкому перевозчику Bochum-Gelsenkirchener Straßenbahnen AG. Он имел стандартную для автобусов этого перевозчика бело-красную окраску и бортовой номер 8915. Выведен из эксплуатации он был в 2004 году, а уже в начале 2005 года он оказался во Владимире. Работал он первые годы преимущественно на маршруте №14, вместе со старыми немецкими автобусами конца 70-х годов из Эрлангена.

Еще будучи совсем ребенком мне не раз приходилось ездить на этом автобусе на тренировки. Он был единственным таким на маршруте №14, поэтому неудивительно, что этот автобус привлекал мое внимание.
Еще будучи совсем ребенком мне не раз приходилось ездить на этом автобусе на тренировки. Он был единственным таким на маршруте №14, поэтому неудивительно, что этот автобус привлекал мое внимание.

Когда Владимирское ПАТП-1 лишилось 14-го маршрута, автобус отправили на пригородные направления. Как можно заметить на фото ниже, автобус за время нахождения во Владимире успели перекрасить, впрочем, схема окраски изменилась не сильно.

-11
-12

Как долго автобус проработал в нашем городе мне доподлинно неизвестно. Его история обрывается в 2011 году и по сей день судьба этого МАНа остаётся неизвестной.

Владимирские автобусные линии

Группа компаний "Владавтолинии" стала первым перевозчиком во Владимире, который завез целую партию б/у низкопольных автобусов из Германии. Случилось это в сентябре 2005 года. Тогда было приобретено 18 единиц техники: 9 автобусов Mercedes-Benz O 405N и 9 автобусов MAN A10 NL 202.

Эксплуатация низкопольных автобусов из первой партии показала, что эти автобусы обладают такой же надежностью и ремонтопригодностью, как и их высокопольные модификации, и при этом имеют значимое преимущество в виде отсутствия ступенек при входе в салон.

В дальнейшем Владавтолинии начали закупать исключительно низкопольные автобусы. Причем приобретали преимущественно автобусы MAN, а не Mercedes-Benz. Это не слишком удивительно, если учитывать тот факт, что автопарк компании до середины нулевых состоял преимущественно из машин мюнхенского производителя. Подержанные низкопольные автобусы из Германии приходили вплоть до поглощения Владавтолиний осенью 2009 года другим крупным владимирским перевозчиком- БигАвтоТранс. Причем среди поставок была даже целая партия газовых автобусов. Подробнее о каждом из автобусов перевозчика Владимирские автобусные линии я поведаю ниже.

Mercedes-Benz O 405N

Первые низкопольные Мерседесы во Владимире были привезены из Мюнхена и Магдебурга.

Шесть автобусов Mercedes-Benz O 405N из Мюнхена обладали рядом особенностей, характерных только для мюнхенской модификации. О них я подробно рассказывал в данной статье. Владимирцам же они запомнились дверями с прислонно-сдвижным механизмом, а также передней частью салона, в которой по левому борту размещались сидячие места на подиумах, а по правому борту располагалась накопительная площадка. Выпущены все шесть "мюнхенцев" были в 1993 году, т.е. на момент прихода во Владимир им было 12 лет. Все эти автобусы у Владавтолиний первое время работали в родной схеме окраски, на которой даже были сохранены немецкие бортовые номера. Однако позже их закатали в рекламу, а три автобуса и вовсе перекрасили.

Три Mercedes-Benz O 405N из Магдебурга по сравнению с "мюнхенцами" представляли вполне себе стандартную модификацию O 405N с зондер-планировкой в салоне. Единственная их отличительная особенность - выходящий за пределы кузова задний бампер. Эти автобусы были выпущены на год раньше своих собратьев из Мюнхена - в 1992 году.

Низкопольные Мерседесы привлекали жителей города своим более приземистым, по сравнению с высокопольными модификациями, обликом. Создавался такой эффект за счет большого цельного лобового стекла и увеличенной боковой линии остекления. Также необычным было наличие на некоторых O 405N блинкерного табло, с указанием номера маршрута и конечных. И это за десять лет до появления на дорогах Владимира автобусов с ЭМУ (электронный маршрутный указатель).

Но чтобы понять все преимущества этих "новых" автобусов, нужно было обязательно проехаться на них в качестве пассажира. Чудеса для Владимирцев наступали уже с момента входа в автобус: один шаг и ты в салоне. Напомню, на дворе стоял 2005 год, а дело происходило в России. В то время даже в Москве низкопольный общественный транспорт был совершенно не развит. И мало того, что в салон отсутствовали ступеньки, так еще и сам автобус наклонялся на бок, чтобы в него без труда можно было завезти, например, детскую коляску.

Находясь в салоне автобуса, пассажиры обращали внимание на то, каким он стал просторным, особенно в аспекте, касающемся места над головой. Планировка салона была на высоте, как и подобает немецкой технике: много места и для сидячих, и для стоячих пассажиров. Единственным серьезным недостатком Mercedes-Benz O 405N было наличие подиумов в передней части салона, которые мешали проходу. Однако этот недостаток отсутствовал в других девяти низкопольных автобусах, которые приобрел перевозчик Владимирские автобусные линии. О них и пойдет речь ниже.

MAN A10 NL 202

Низкопольные автобусы MAN из первой партии были привезены аж из пяти немецких городов Германии: Мёнхенгладбах, Брауншвейг, Оберхаузен, Хаген. По этой причине они отличались разнообразием схем окраски и вариантов салона.

Ниже автобус, выпущенный в 1994 году и предположительно ранее работающий в городе Хаген. На это намекает схема окраски, однако, стопроцентного подтверждения этому предположению у меня нет. Он был единственным подобным автобусом во Владимире и выделялся в первые годы своей работы фирменными колпаками MAN.

Стоит отдать должное электрикам Владавтолиний, которые сумели настроить немецкие блинкерные табло. К сожалению, к лету 2008 года их перестали использовать и закрыли белой пленкой.
Стоит отдать должное электрикам Владавтолиний, которые сумели настроить немецкие блинкерные табло. К сожалению, к лету 2008 года их перестали использовать и закрыли белой пленкой.

На фото ниже один из четырех автобусов, ранее работавших в городе Мёнхенгладбах. Все они были выпущены в 1993 году и отличались характерной схемой окраски, а также надписью Niederflurbus (низкопольный автобус) на передней маске.

В одном экземпляре был привезен автобус из Оберхаузена. Его отличала нарядная схема окраски, сочетавшая основной желтый цвет и салатовые полосы. Выпущен он был в 1993 году.

В Германии этот автобус принадлежал перевозчику Stadtwerke Oberhausen AG и работал на экспресс маршрутах, о чем говорит его схема окраски. "Фингал" под глазом он получил уже во время эксплуатации во Владимире.
В Германии этот автобус принадлежал перевозчику Stadtwerke Oberhausen AG и работал на экспресс маршрутах, о чем говорит его схема окраски. "Фингал" под глазом он получил уже во время эксплуатации во Владимире.

Также из Оберхаузена были привезены два автобуса в обратной экземпляру выше схеме окраски.

MAN A10 NL 202 из Брауншвейга привлекал внимание жителей Владимира своей яркой схемой окраски с цветными бабочками в задней части автобуса.

Схема окраски на фото была характерна для автобусов из города Саарбрюкен, но в данном случае МАН принадлежал перевозчику KVG Braunschweig mbH
Схема окраски на фото была характерна для автобусов из города Саарбрюкен, но в данном случае МАН принадлежал перевозчику KVG Braunschweig mbH

В сентябре 2006 года, ровно спустя год после поставки первых низкопольных автобусов, Владавтолинии привезли еще семь подержанных автобусов из-за рубежа. На сей раз ими стали автобусы MAN A10 NL 202, ранее работавшие в столице Австрии - Вене. Три автобуса были немецкой сборки и имели бело-зеленую схему окраски, как у экземпляра на фото ниже.

Еще четыре автобуса собирались в Австрии на заводе Gräf & Stift. Все они были окрашены в белый цвет с оранжево-желтыми полосами. От МАНов немецкой сборки эти автобусы визуально можно было отличить лишь по надписи "Gräf & Stift" на передке и по дополнительным задним фонарям на кромке крыши.

В октябре 2008 года Владавтолинии привезли последние два автобуса модификации NL 202. Это были два экземпляра белого цвета с красными полосами из немецкого города Бохум.

MAN A10 NL 222

В период с 2008 по 2009 год Владавтолинии пригнали пять более мощных версий низкопольного автобуса MAN. Четыре машины были выпущены в 1995 году и принадлежали немецкому перевозчику VAG Verkehrs-Aktiengesellschaft Nürnberg из города Нюрнберг.

За исключением этого снимка, других фотографий автобусов из Нюрнберга, в период их работы во Владавтолиниях, мне найти не удалось.
За исключением этого снимка, других фотографий автобусов из Нюрнберга, в период их работы во Владавтолиниях, мне найти не удалось.

Еще одна машина ранее работала в немецком городе Трир и была выпущена в 1993 году.

Бывший автобус Stadtwerke Trier Verkehrs-GmbH
Бывший автобус Stadtwerke Trier Verkehrs-GmbH

Отличительной чертой MAN A10 NL 222, пригнанных во Владимир, по сравнению с другими МАНами, была смещенная к заднему колесу средняя дверь и измененная планировка салона: перед входом в заднюю часть имелась одна ступенька. При этом в задней части салона количество рядов сидений сократилось, а в передней, напротив - увеличилось на один ряд.

Если подвести какой-то общий итог по низкопольным МАНам, принадлежащим перевозчику Владимирские автобусные линии, то можно сказать, что в целом они смотрелись более выигрышно на фоне низкопольных Мерседесов. Связано это было с тем, что эти МАНы представляли собой более позднюю модификацию A10, в которой была увеличенная площадь остекления с ломаной оконной линией и отсутствовали подиумы в передней части салона. За счет этого удобство передвижения по салону значительно увеличивалось.

Также автобусы MAN выглядели интереснее благодаря разнообразию форм и схем окраски. Оно и неудивительно, девять низкопольных Мерседесов Владавтолиний были пригнаны лишь из двух немецких городов, тогда как 23 МАНа привезли из восьми разных городов Германии и Австрии.

Так что можно было бы назвать низкопольные МАНы наиболее примечательными автобусами Владимирских автобусных линий, если бы данный перевозчик в 2007 году не привез кое-что более интересное...

Газовые автобусы MAN A15 NL 232 CNG & Mercedes-Benz O 405N2 CNG

В 2006 году для опытной эксплуатации во Владимир был пригнан первый газовый немецкий автобус MAN A15 NL 232 CNG 1994 года выпуска из Ганновера. Он работал на сжиженном природном газе (метане), за счет чего выбрасывал в атмосферу значительно меньшее количество вредных веществ. Внешне он выделялся на фоне остальных МАНов, работающих во Владимире, наличием большого кожуха на крыше, который скрывал газовые баллоны.

В эксплуатации автобус показал себя отлично, поэтому было решено закупить целую партию газовых автобусов из Ганновера. В итоге в январе 2007 года во Владимир пришло восемь газовых автобусов Mercedes-Benz O 405N2 и один газовый автобус MAN A15 NL 232 CNG, аналогичный тому, что уже работал в городе. Еще один газовый МАН тогда же привезли из Нюрнберга.

Автобусы поставили на центральный маршрут №26, а также провели небольшую пиар-компанию новых газовых автобусов, отметив в качестве главных их преимуществ экологичность и экономичность. Более того, было открыто предприятие "Владавтолинии-экотранс", куда все эти газовые автобусы и перешли.

Если посмотреть на VIN этого МАНа (WMAA150001L900126), то можно заметить, что он был первым автобусом этой модификации
Если посмотреть на VIN этого МАНа (WMAA150001L900126), то можно заметить, что он был первым автобусом этой модификации

Вплоть до самого момента закрытия компании Владимирские автобусные линии, в нее продолжали приходить газовые немецкие автобусы. В 2009 году их количество уже составляло 17 штук: 8 МАНов и 9 Мерседесов.

На Mercedes-Benz O 405N2 CNG я бы хотел остановиться чуть подробнее. Они обладали целым рядом уникальных черт. Во-первых, это были первые автобусы модификации O 405N2 во Владимире (чем O 405N2 отличалась от O 405N я подробно описывал в данной статье). Во-вторых, они отличались уникальной планировкой салона, в которой в передней и задней части салона сидения были расположены как в вагонах метро.

Все газовые Мерседесы были выпущены в 1994 году. Большая часть из них была окрашена в традиционную для ганноверского предприятия ÜSTRA - зеленый с косыми белыми полосами. Но имелось и два полностью белых автобуса.

Что же в итоге можно сказать о низкопольных автобусов компании Владимирские автобусные линии? На самом деле ничего, кроме слов похвалы. Благодаря этой компании в период с 2005 по 2009 год во Владимире появилось аж 49 низкополов MAN и Mercedes-Benz. Это был действительно большой шаг вперед в сфере пассажирских перевозок.

При этом стоит отметить, что состояние низкопольных автобусов у данного перевозчика не было совсем уж безупречным. На фото выше можно заметить, что некоторые автобусы имели ряд визуальных недостатков. Кроме того, практически все низкополы работали на маршруте в родном немецком окрасе, который за десять лет терял свой лоск. Лишь четыре низкопольных автобуса Владавтолиний за все время работы на маршрутах были перекрашены. И это при том, что высокопольные автобусы на предприятии перекрашивали достаточно регулярно.

Также пару слов хочется сказать о рекламе на автобусах Владавтолиний. Читатели этой статьи вероятно заметили, что на большей части фотографий автобусы обклеены рекламой. И мне всегда казалось, что она сильно портила облик немецких автобусов, которые приходили в оригинальной схеме окраски. И причиной тому был тот факт, что обклеивали как правило только борта автобуса, а переднюю часть оставляли нетронутой. Что мешало в те годы полностью обклеивать автобусы, учитывая, что так в компании Владавтолинии тоже делали (см. галерею с автобусами из Мюнхена) - вопрос открытый.

Но как в те годы обстояли дела у главного конкурента - БигАвтоТранс? Этот вопрос особенно интересен, учитывая, что в 2009 году именно эта компания поглотила Владавтолинии. Давайте же узнаем.

БигАвтоТранс

Первые низкопольные автобусы у БигАвтоТранс появились в октябре-ноябре 2005 года. Спустя месяц после того, как Владавтолинии привезли большую партию низкопольных автобусов. Ими стали три автобуса Mercedes-Benz O 405N. Так что с них и начнем.

Mercedes-Benz O 405N

Два из трех низкопольных Мерседесов БАТ были окрашены в белый цвет и работали на маршруте 7С. Я хорошо запомнил эти автобусы, поскольку часто в детстве ездил в Загородный парк и не мог не заметить, как ПАЗики на этом маршруте были заменены на эти просторные низкопольные лайнеры. Больше не нужно было трястись в тесной консервной банке, совершенно не предназначенной для пассажиропотока на данном маршруте.

Но довольно лирики, перейдем к сухим фактам. Оба автобуса ранее работали в Финляндии у перевозчика Tammelundin Liikenne Oy и были экспортированы в РФ через Латвию. Автобус на фото ниже 1990 года выпуска. В БигАвтоТранс он успел лишиться оригинальных блок-фар, а также боковых молдингов.

Второй автобус был выпущен в 1992 году и имел трехдверную компоновку, что было совсем нетипично для владимирских "немцев". До конца 2010 года он являлся единственным низкопольным немецким автобусом с тремя дверями в городе.

Удивительно, что в середине нулевых годов для жителей Владимира такие трехдверные автобусы казались чем-то совсем непривычным
Удивительно, что в середине нулевых годов для жителей Владимира такие трехдверные автобусы казались чем-то совсем непривычным

Также был еще один Мерс, купленный в тот период, но его фотографий на просторах интернета я не нашел. По информации с базы данных fotobus.msk.ru известно, что у него был немецкий бортовой номер 632 и что ездил он в рекламе www.lexika.de на маршруте №20

Следующий приход новых O 405N в БигАвтоТранс случился в 2006 году. Суммарно пришло семь Мерседесов. Два автобуса из города Гессен. Оба были выпущены в 1991 году и изначально работали у перевозчика ESWE Verkehrsgesellschaft mbH, о чем говорит характерная схема окраски. Также автобусы выделялись наличием откидных форточек в каждом окне.

Еще четыре автобуса пришло из Северного Рейна-Вестфалии. Ранее они работали у перевозчика Verkehrsgesellschaft Ennepe-Ruhr mbH. Три из них были выпущены в 1991 году, а один - в 1992.

Один автобус привезли из города Билефильд.

Бывший автобус перевозчик moBiel GmbH
Бывший автобус перевозчик moBiel GmbH

В 2007 году были пригнаны два автобуса из города Ноймюнстер. Первый был выпущен в 1993 году, второй на год позже. При этом есть вероятность, что оба этих автобуса вышли на линию лишь в 2009 году.

Бывший O 405N перевозчика Stadtwerke Neumünster GmbH. Удивительно, но на сегодняшний день автобус до сих пор не списан и работает в Липецке.
Бывший O 405N перевозчика Stadtwerke Neumünster GmbH. Удивительно, но на сегодняшний день автобус до сих пор не списан и работает в Липецке.
Маршрутоуказатели, используемые перевозчиками в нулевые годы - пример для подражания по сей день.
Маршрутоуказатели, используемые перевозчиками в нулевые годы - пример для подражания по сей день.

Точно сказать, когда пришла партия, состоящая из семи автобусов, ранее работавших в городе Дрезден, я затрудняюсь Известно, что в апреле 2006 года, они убыли за пределы Германии. Но на маршрутах Владимира они появились точно не раньше 2007 года. Я хорошо запомнил эти автобусы благодаря их желто-черной схеме окраски, в те годы они работали на маршрутах №24 и №20.

Последними O 405N, пришедшими в БигАвтоТранс из Германии в период нулевых годов, стали две машины из Гамбурга. Ранее они принадлежали перевозчику VHH и имели характерную для гамбургских автобусов схему окраски.

Данная схема окраски используется в Гамбурге и в наши дни
Данная схема окраски используется в Гамбурге и в наши дни
Оба автобуса в течение всего срока эксплуатации были закреплены за маршрутом №152
Оба автобуса в течение всего срока эксплуатации были закреплены за маршрутом №152

В сентябре 2009 года все автобусы Владавтолиний были переданы БигАвтоТранс, а это значит, что все девять Mercedes-Benz O405N перешли во владение данной компании. Стоит отдать должное БАТ, спустя пару лет эти автобусы подремонтировали и освежили их внешний вид, тогда как в Владавтолиниях они катались еще в родном немецком окрасе.

В сравнении с Mercedes-Benz O 405N Владавтолиний первые Мерсы БигАвтоТранс довольно сильно уступали, как визуально, так и технически. Ко всему прочему, они были на 2-3 года старше. Однако уже к 2008 году бигановские O 405N были ничуть не хуже, при этом их популяция была куда больше: 24 против 9 автобусов у Владавтолиний.

Mercedes-Benz O 405N2

Уже в 2007 году БигАвтоТранс начал пригонять более поздние модификации низкопольных Мерседесов - O 405N2. Первыми стали шесть автобусов из Мёнхенгладбаха (оттуда же приходили первые низкопольные МАНы во Владавтолинии). Главным преимуществом O 405N2 стала крайне грамотная планировка салона, которая до сих пор может считаться образцовой. В передней части, как и у MAN A10 NL 202, отсутствовали подиумы, имелась огромная накопительная площадка и при этом было целых 34 сидячих места.

Примерно в то же самое время пришли два O 405N2 из города Оберхаузен. Их отличительными чертами была характерная схема окраски, оранжевые поручни в салоне и сидения в задней части, расположенные спинками к бортам автобуса. За счет этого количество сидячих мест у этих Мерседесов уменьшилось до 32, зато задняя часть салона стала менее узкой.

В самом конце нулевых, а именно в декабре 2009 года пригнали еще один Мерс. До попадания в Россию, на своей родине в Германии автобус успел поработать аж в четырех транспортных предприятиях.

Периодически низкопольные Мерседесы можно было встретить перекошенными на один бок. Это говорило о неисправности пневмоподвески
Периодически низкопольные Мерседесы можно было встретить перекошенными на один бок. Это говорило о неисправности пневмоподвески

Также БигАвтоТранс от Владавтолиний достались и все девять газовых Мерседесов. Правда, А.А. Биганов почему-то предпочел избавиться от большей части машин, арендовав их Муромскому ПАТП. А оставшиеся три автобуса переоборудовал под дизельное топливо. По какой причине в компании решили отказаться от использования газовых автобусов, которые весьма успешно работали у Владавтолиний, остается загадкой.

После переоборудования под солярку, автобусы лишились кожухов и уже ничем не выделялись на фоне своих собратьев, за исключением фирменного ганноверского окраса.

MAN 895 NL 202

Во Владимире было сравнительно небольшое количество низкопольных МАНов ранних модификаций. Тем не менее, у БигАвтоТранс один такой автобус имелся. Автобус был построен в 1992 году и ранее работал в Нюрнберге у перевозчика VAG.

Интересно, что хоть автобус ранее и принадлежал немецкому перевозчику VAG, но окрас он имел характерный автобусам из Гамбурга
Интересно, что хоть автобус ранее и принадлежал немецкому перевозчику VAG, но окрас он имел характерный автобусам из Гамбурга
 Смещенная к заднему колесу средняя дверь говорит о том, что в задней части салона у данного автобуса имелась ступенька
Смещенная к заднему колесу средняя дверь говорит о том, что в задней части салона у данного автобуса имелась ступенька
Этот редкий для наших краев автобус проработал во Владимире совсем недолго - около трех лет. В 2013 году под его номером вышел более свежий низкопольный МАН
Этот редкий для наших краев автобус проработал во Владимире совсем недолго - около трех лет. В 2013 году под его номером вышел более свежий низкопольный МАН

MAN A10 NL 202

В отличии от Владавтолиний в БигАвтоТранс больше жаловали автобусы Mercedes-Benz, нежели MAN. Поэтому по сравнению с Мерседесами МАНов было сравнительно немного, но они были и даже могли похвастаться разнообразием форм и цветов. Наиболее интересным был бывший ночной автобус из немецкого города Оснабрюка, имеющий необычные рисунки на бортах и светоотражающие полосы по всему кузову.

Ранее этот автобус работал в Австрии. Он принадлежал перевозчику Dr. Richard Linien GmbH, как и австрийские МАНы и Графы Владавтолиний. Надпись на кромке крыши - "Низкий пол = бесступенчатый вход"
Ранее этот автобус работал в Австрии. Он принадлежал перевозчику Dr. Richard Linien GmbH, как и австрийские МАНы и Графы Владавтолиний. Надпись на кромке крыши - "Низкий пол = бесступенчатый вход"
 Бывший автобус перевозчика KVG из Брауншвейга
Бывший автобус перевозчика KVG из Брауншвейга
Бывший автобус перевозчика Stadtwerke Trier Verkehrs-GmbH
Бывший автобус перевозчика Stadtwerke Trier Verkehrs-GmbH
Ранее этот автобус работал у перевозчика Verkehrsbetriebe Minden-Ravensberg GmbH. На сегодняшний день данное предприятие уже не существует
Ранее этот автобус работал у перевозчика Verkehrsbetriebe Minden-Ravensberg GmbH. На сегодняшний день данное предприятие уже не существует
Схема окраски этого МАНа сразу выдает, что он из Ганновера
Схема окраски этого МАНа сразу выдает, что он из Ганновера

Низкопольные МАНы из Германии приходили в БигАвтоТранс, начиная с 2007 года. Всего их до сентября 2009 года пришло 13 штук. После сентября к ним присоединились МАНы, ранее принадлежавшие Владавтолиниям, которые в БигАвтоТранс подремонтировали и подкрасили.

-59
-61
Один из четырех автобусов Gräf & Stift, перекрашенный еще в период работы во Владавтолиниях. Окрасы подобной сложности в дальнейшем не делал ни один перевозчик города, включая БигАвтоТранс
Один из четырех автобусов Gräf & Stift, перекрашенный еще в период работы во Владавтолиниях. Окрасы подобной сложности в дальнейшем не делал ни один перевозчик города, включая БигАвтоТранс
Возможно, вы не узнаете его в гриме. Этот МАН раньше был покрашен в белый цвет с синими полосами, а на его колесах были фирменные МАНовские колпаки. К слову, данный автобус прожил на редкость долгую жизнь, в дальнейшем успев поработать кроме Владимира также в Белгороде и Воронеже. Списали его только в апреле 2021 года
Возможно, вы не узнаете его в гриме. Этот МАН раньше был покрашен в белый цвет с синими полосами, а на его колесах были фирменные МАНовские колпаки. К слову, данный автобус прожил на редкость долгую жизнь, в дальнейшем успев поработать кроме Владимира также в Белгороде и Воронеже. Списали его только в апреле 2021 года
-64

Еще четыре МАНа пришло к концу 2009 года, таким образом к началу 2010-х годов у БАТ было уже 32 автобуса модели MAN A10 NL 202.

MAN A10 NL 222

Почти все МАНы с 220-сильным двигателем в БигАвтоТранс перешли в наследство от Владавтолиний. У БАТ до 2010-х годов было лишь два таких автобусов из Баварии.

Бывший автобус перевозчика VAG Verkehrs-Aktiengesellschaft Nürnberg
Бывший автобус перевозчика VAG Verkehrs-Aktiengesellschaft Nürnberg
Бывший МАН Владавтолиний из Трира немного освежили, покрасив борта
Бывший МАН Владавтолиний из Трира немного освежили, покрасив борта

MAN A12 EL 202

БигАвтоТранс стала первой компанией во Владимире, которая вывела на свои маршруты пригородные автобусы MAN A12 EL 202. Данная модель является оффтопом для моей статьи, поскольку не является низкопольной. Но так как внешне она полностью повторяет раннюю модификацию MAN 895 NL 202 и имеет пониженный уровень пола, то я посчитал, что лишним упоминание об этой модели не будет.

Первый такой автобус появился у БигАвтоТранс еще в 2005 году, вместе с первыми низкопольными Мерседесами. Он также как и они работал на маршруте №7С и был окрашен в белый цвет. Второй такой автобус пришел уже в 2008 году и первоначально работал на маршруте №24, однако позже его перебросили на 152-й.

Немецкое прошлое этого МАНа мне, увы, узнать не удалось. В таком виде автобус ездил с момента поступления в 2008 году по 2012 год, после чего его перекрасили в зеленый цвет
Немецкое прошлое этого МАНа мне, увы, узнать не удалось. В таком виде автобус ездил с момента поступления в 2008 году по 2012 год, после чего его перекрасили в зеленый цвет

В апреле 2009 года пришел еще один EL 202. От двух других автобусов он отличался наличием дверей с прислонно-сдвижным механизмом. Этот МАН работал преимущественно на пригородных маршрутах, то есть по своему прямому назначению.

Владтранском

В предыдущих частях я уже неоднократного рассказывал про данного перевозчика. Причем состояние его подвижного состава в нулевые годы я характеризовал, как не слишком хорошее. Тем не менее, Владтранском уже в мае 2007 года приобрел первый низкопольный автобус. Им стал Mercedes-Benz O 405N 1991 года выпуска из Берлина.

Бывший автобус перевозчика Berliner Verkehrsbetriebe AöR, имевший бортовой номер 2313
Бывший автобус перевозчика Berliner Verkehrsbetriebe AöR, имевший бортовой номер 2313

Спустя какое-то время ему в пару купили еще один берлинский автобус, но уже в оригинальном окрасе.

"Берлинец" в оригинальном бежевом окрасе. На нем даже сохранился оригинальный бортовой номер.
"Берлинец" в оригинальном бежевом окрасе. На нем даже сохранился оригинальный бортовой номер.

ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)

Тимофеев всегда скептически относился к низкопольным автобусам, особенно в середине нулевых годов, когда они только начали появляться на дорогах Владимира. Тем не менее, в декабре 2007 года был приобретен один Mercedes-Benz O 405N, ранее работавший в Берлине. Но это было скорее исключением из правила, поскольку следующий низкопольный автобус в ПОАТиС приобрели только спустя практически пять лет, в 2012 году.

Автобус на фото был выпущен в ноябре 1991 года. Кстати, обратите внимание на наклейку с изображением человека в инвалидной коляске. Если вы внимательно смотрели фотографии из этой статьи, то могли заметить, что у некоторых автобусов также были подобные наклейки. Они означали, что данные автобусы полностью адаптированы под перевозку инвалидов-колясочников, а также людей пожилого возраста
Автобус на фото был выпущен в ноябре 1991 года. Кстати, обратите внимание на наклейку с изображением человека в инвалидной коляске. Если вы внимательно смотрели фотографии из этой статьи, то могли заметить, что у некоторых автобусов также были подобные наклейки. Они означали, что данные автобусы полностью адаптированы под перевозку инвалидов-колясочников, а также людей пожилого возраста

На этом завершается раздел о низкопольных автобусах, работавших во Владимире в период 2000-х годов. Какой же можно сделать вывод об этом периоде? Без ложной скромности можно сказать, что в те годы владимирская система общественного транспорта не просто развивалась, а делала это настолько уверенными темпами, что системы многих других городов России смогли дотянуться до подобного уровня лишь к середине 10-х годов. И не в последнюю очередь такой эффект был достигнут благодаря использованию подержанных низкопольных немецких автобусов в качестве основного подвижного состава в городе. К концу 2009 года более сотни автобусов на маршрутах Владимира были низкопольными. Это действительно невероятный результат для такого города, учитывая, что первые их поставки начались лишь в 2005 году.

Отдельного упоминания заслуживает компания Владимирские автобусные линии. Именно ее заслугой стала массовая эксплуатация на маршрутах немецких автобусов с бесступенчатым входом. Причем компания была первопроходцем не только в этой области. Именно она первой начала эксплуатировать низкопольные газовые автобусы, еще до того, как это стало мейнстримом. Но даже эксплуатация газовых автобусов меркла на фоне того, что в 2008 году на маршруты Владавтолинии вышли гибридные автобусы Mercedes-Benz O 520 Cito (о них я обязательно расскажу, но в другой раз).

Когда в сентябре 2009 года компания прекратила свое существование, а все ее активы перешли к БигАвтоТранс, это была большая потеря на рынке пассажирских перевозок, поскольку за те годы, что Владавтолинии работали на регулярных маршрутах города, уровень перевозок вырос до небывалых высот. Можно с уверенностью сказать, что с самого начала основания компании в 2000 году и до самого момента ее закрытия в 2009 году, у Владавтолиний был самый лучший подвижный состав в городе. Возраст ее машин едва ли превышал 15 лет (тогда как сейчас можно встретить автобусы 35-тилетней давности), а поставки новых автобусов были регулярными.

Впрочем, БигАвтоТранс в 2010-х годах таки смогла получить пальму первенства и в последующие годы именно эта компания ассоциировалась с высоким качеством услуг, оказываемых в сфере общественного транспорта. Об этом и многом другом пойдет речь в следующей главе.

Все фотографии взяты с сайтов ttransport.ru и fotobus.msk.ru

#автобусы #mercedes #man #Общественный транспорт #германия #владимир #статья #история #техника #фото