Привет! Вы находитесь в блоге Ирины Титовой. Сегодняшней публикацией я завершаю тему “Развитие ресурсов мозга” и рассказываю о том, как сформировать и тренировать 12 навыков продуктивного мышления.
Толковый словарь русского языка объясняет мышление как “высшую ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях”. Прекрасно. Только недостаточно конкретно. Благодаря специальной литературе на тему мышления* я составила более понятное определение: процесс мышления – это целенаправленная деятельность, которая складывается из разных мыслительных операций.
Слагаемые ума
В чистом виде, обособленно друг от друга, мыслительные операции обычно не используются. Они выступают во взаимных сочетаниях. Главными считаются анализ, или мысленное разложение целого на части ради выявления свойств, и синтез – мысленная сборка частей и свойств в единое целое. Существуя отдельно в теории, на практике анализ и синтез неразделимы как две стороны одной медали. К производным от них относятся другие мыслительные операции. Я намеренно не привожу их определений, потому что сейчас важно уяснить мысль: интеллект и мышление не одно и то же. Мышление – это деятельность и основа интеллекта.
Освоение человеком операций мышления начинается в возрасте до 3 лет. Сначала на элементарном уровне, затем, по мере знакомства с окружающим миром и приобретением опыта, через игру, а потом через более сложные формы обучения. Как итог развитость мышления человека в целом определяется развитостью его мыслительных операций. Кто-то отличается широким набором умений мыслить и слывёт человеком умным, а кто-то нет. Но это не окончательный приговор. Напомню, мышление – это деятельность. Как любая деятельность, она тем качественнее, результативнее и эффективнее, чем больше навыков для её выполнения. А навыки поддаются формированию и тренировке.
Как тренировать мышление
Есть много способов развития мышления, в том числе для разных возрастов, в том числе специально разработанных упражнений во множестве модификаций. Их можно найти в сети в открытом доступе. Здесь я хочу показать рекомендации по формированию мыслительных умений из статьи “Основные направления методики развития мышления” педагога-психолога Елены Цупиковой. Предназначенные для взрослых людей (а именно для студентов), они относятся к работе с языковыми и речевыми явлениями – устной и письменной речью. О полезности предлагаемых методов можно судить по тому, в каких умениях проявляются операции мышления.
Итак, рекомендации, которые помогут сформировать устойчивые мыслительные навыки и раскрыть потенциал интеллекта.
Методы и комплексы упражнений. Возьмём, например, операцию “аналогия”. Владение ею позволяет делать умозаключения, без особых усилий сравнивая разные объекты и обнаруживая между ними сходства и различия. Для развития этой мыслительной операции применим изучение синонимии, то есть исследуем близость слов и выражений по значению. Ознакомившись с теоретической частью, к примеру, с темой разновидности синонимов, переходим к практике. Берём какое-либо слово и, подбирая к нему синонимы, составляем синонимический ряд. Проверяем его по словарю синонимов. Упражнение тренирует умение мыслить по аналогии, расширяет словарный запас и помогает развитию других операций мышления, в частности, перекодированию путём вариативного изложения.
Поясню на примере. В статье “Развитие мышления: приемы, методы, упражнения”, ее автор, психолог Марина Голубева, предлагает упражнение “Я скажу по-другому”. Задание такое:
“Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: “Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели”. А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?”
Выполните это упражнение до и после изучения синонимии и сравните результаты. Они станут лучшим аргументом в пользу развития операции “аналогия”.
Принцип, я думаю, ясен. Добавлю лишь, что само составление комплексов упражнений – это уже тренировка мышления. И еще одна важная вещь. Может казаться, что для решения жизненных задач проще накапливать готовые знания, чем развивать навыки мышления. В действительности верная стратегия зависит от того, какого качества решения вас устраивают. В жизни есть вызовы простые, а есть сложные, есть типовые, а есть специфические. Умение мыслить разносторонне лишним не будет.
Всем побольше ума и хорошего настроения! :)
* См. статью Норовой Рахимы Файзуллоевны “Операции мышления и решение мыслительных задач”.