Найти в Дзене

Техники управления психоэмоциональным состоянием в конфликтной ситуации

Оглавление

Конфликт – это индикатор человеческих взаимоотношений, так как в нем наиболее остро проявляются различные эмоции. Одни в ситуации конфликта ведут себя сдержанно, другие плачут, ищут помощи, защиты, кто-то обижается и молчит, кто-то проявляет безудержный гнев. А есть и такие, которые проявляют все вышеперечисленные реакции. Конфликт высвечивает в человеке те черты, о которых он сам и не подозревал.

Эмоциональное реагирование и соответствующее поведение в конфликте могут стать источником душевных переживаний и даже несчастий, превратив жизнь человека в бесконечную череду эмоциональных взрывов, опустошающих его, порождающих уныние, потерю отношений с людьми.

Разберем особенности эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях.

Тревога — психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагоприятного развития событий и возникает в ситуации неопределенной опасности. Оно включает комплекс эмоций – страх, горе, стыд, гнев, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Она может стать устойчивой чертой личности – склонностью человека воспринимать угрозу своему Я в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную угрозу и опасность. Это значит, она любой ценой стремится к спокойствию, ищет успокаивающих привязанностей, стремится уступать желаниям и мнениям других, не отстаивает свои интересы, всячески избегая конфликтов. В конфликте такая личность, предпринимая действия, выбирает одну из трех возможных реакций:

· бегство от ситуации, если при оценке она воспринимается как опасная, т.е. опасность больше по сравнению с имеющимися средствами ее разрешения. Бегство сопровождается эмоцией страха;

· агрессия (атака физическая или словесная);

· ступор (оцепенение, неспособность анализировать ситуацию, думать).

Приемы управления эмоциями

Первый шаг к управлению эмоциями – признание их наличия.

Второй шаг – изучение ситуаций, в которых они возникают. Знание своих реакций позволяет быть подготовленным к появлению эмоций, не дать им застать себя врасплох.

Третий шаг – различение аутентичных и неконструктивных реакций.

Аутентичные чувства помогают справиться с ситуацией.

Неконструктивные чувства мешают и истощают наши ресурсы.

Стресс – это типичная реакция человека на конфликтную ситуацию, но часто стресс может стать причиной конфликта.

Стратегии ослабления стресса

Полную лекцию см.: https://psylaser.ru/lectures/psychology-conflict/techniques-managing.html

Лекции по психологии: https://psylaser.ru/