Слово «гетто» сейчас приобретает новые смыслы и потому вызывает массу споров. Есть ли в России гетто, или то, что у нас так называют, на самом деле таковым не является?
Читаем в доступных интернет-источниках: «Гетто — особые городские кварталы, в которых живут представители дискриминируемых национальных меньшинств». Появление термина относят к XVI веку, когда в Венеции для проживания евреев был выбран район, отделенный каналами, практически остров.
Этот район назывался ghetto nuovo — в переводе с итальянского «новая плавильня» или «новая литейная» (на острове располагался литейный цех). В дальнейшем такие кварталы появились в некоторых других странах. Обитателям гетто запрещалось выходить за пределы своего района по ночам, прав у них практически не было.
Расширять территории гетто было нельзя, перенаселение приводило к антисанитарии. Вероятно, по этой причине словом «гетто» стали называть еще и районы, в которых жили бедные.
Впоследствии это слово обрастало новыми оттенками. В современной России гетто обычно называют неблагополучные локации без инфраструктуры, заселенные маргиналами. Это могут быть районы старой застройки (типа бараков), в которых живут те, кто не смог купить жилье получше — или же продал прежнюю квартиру и переселился сюда, в дешевую каморку.
Еще один тип того, что называют гетто, — новостройки-человейники на окраинах.
Если в таком районе всё плохо с инфраструктурой и транспортной доступностью — люди стараются из него уехать, а поскольку продать квартиру здесь трудно, то приходится сдавать ее в аренду. Сюда едут те, кто ищет дешевое жилье. Им обычно наплевать и на жилье, и на инфраструктуру.
Третья причина появления гетто — «забота» государства о выпускниках детских домов. Во многих городах есть дома, полностью заселенные такими жильцами, — настоящие сиротские гетто. Из одного общего дома они просто переехали в другой, но если в детском доме есть воспитатели, то здесь ребята предоставлены сами себе.
Объединяет эти гетто то, что их обитатели, как правило, ведут асоциальный образ жизни, такие районы часто фигурируют в криминальных хрониках.
Наконец, мигрантские гетто. Социологи РАНХиГС выяснили, что в крупных российских городах гастарбайтеры предпочитают селиться вокруг рынков, на которых работают. Эксперты изучили прирыночные территории в 15 городах-миллионниках и нашли 37 таких национальных гетто.
- Читайте также: Создается новый сегмент - жилье для бедных. Столица прирастает гетто-районами с микроквартирами
Усредненный портрет таких районов: многоэтажная застройка, средняя доля «мигрантских» квартир — от 20%. Рядом есть школа, учеников-мигрантов в ней может быть больше половины. Также поблизости есть автосервисы или кафе, в которых охотно берут на работу приезжих.
Постепенно доля мигрантов в этом районе увеличивается, здесь селятся в том числе те, кто не работает на рынке, а местные жители выбирают для проживания другие локации.
В Московском регионе мигрантов притягивает рынок «Садовод» — приезжие живут в районах Люблино, Капотня и подмосковном городе Котельники. Жители поселения Сосенское опасаются, что из-за большого количества гастарбайтеров район превратится в гетто — поблизости много больших строек и оптовая база «Фуд Сити». Свою лепту вносят миграционные центры в Путилково и Сахарово. Уровень преступности в этих локациях зашкаливает.
В ноябре московские власти заявили о готовности полностью отказаться от привлечения гастарбайтеров к работе на стройках.
Значит ли это, что в столице станет меньше приезжих из стран ближнего зарубежья? На стройках — да, но сейчас мигранты трудятся не только там, где не нужна высокая квалификация, их становится всё больше, например, среди сотрудников поликлиник и банков.
Но вернемся к гетто. Есть ли они в России? Их можно называть дырами, трущобами, национальными анклавами и непечатными выражениями. Общего, относительного нейтрального, определения для них нет. А проблема — есть, и если в миграционной и социальной политике не будет каких-либо изменений, то мы увидим и настоящие гетто.