Найти тему
ВОЕНВЕД

Трое суток в открытом океане, без лодки, еды, воды и сна

Некоторые люди категорически не желали жить в СССР. Но "железный занавес" многим советским гражданам не давал свободно уехать и жить там, где хочется. Поэтому всеми правдами и неправдами такие граждане старались удрать. И у каждого имелись свои причины.

Кто-то мечтал пробраться на "загнивающий Запад" из-за обилия там красивых и высокотехнологичных вещей в ярких упаковках, что для некоторых советских граждан свидетельствовало о благополучии и достатке чужой жизни (спортивные костюмы, джинсы, кроссовки, аудио и видеомагнитофоны автомобили).

Кто-то считал, что его идейные или религиозные разногласия с социалистическим строем не позволяют вольготно жить в Советском Союзе. Кого-то тяготила невозможность проявить собственную свободу слова и выразить свой протест. Кто-то мечтал воссоединиться с родственниками. Кто-то считал, что его коммерческая жилка не находит применения в плановой экономике. А кто-то просто оказался за границей по недоразумению, как герой грузинского фильма "Паспорт".

Лайнер "Советский Союз" покинул порт Владивосток в декабре 1974 года и выполнял 20-дневный круиз к экватору "Из зимы в лето", по просторам западной части Тихого океана. Согласно строгому предписанию, пароход двигался в отдалении от берегов иностранных государств и без захода в зарубежные порты.

Но 13 декабря 1974 года на борту лайнера произошло ЧП. Утром выяснилось, что один из пассажиров, некто Станислав Курилов, пропал. Пропасть на лайнере можно было лишь одним способом — вывалиться за борт. И это имело бы печальные последствия, ведь до ближайшего берега — больше сотни километров, "Советский Союз" в это время курсировал в районе острова Минданао (Филиппины).

Источник изображения: rashpill.ru
Источник изображения: rashpill.ru

Станислав Курилов, согласно анкетным данным, являлся ученым. Он трудился на незначительной должности во владивостокском отделении НИИ океанологии АН СССР (т.е. изучал океан). В порочащих связях замечен не был, разве что считался потенциальным "невозвращенцем", т.к. его сестра вышла замуж за гражданина Индии и эмигрировала в Канаду. Но на этот круизный рейс (без захода в порты) эти требования формально не распространялись, а потому Курилов и получил разрешение на поездку.

Мог ли Курилов уплыть? Роста выше среднего, худощавый — он не производил впечатление спортсмена или физически сильного человека. Сосед по каюте не смог ничего рассказать о намерениях Курилова. Обычный отпускник, решивший отдохнуть, интересно рассказывал о крабах и дельфинах, в шахматы играл, последнюю партию вот не закончил.

С.Курилов. Источник изображения: fotostrana.ru
С.Курилов. Источник изображения: fotostrana.ru

Все пассажиры в предчувствии Нового года веселились и ходили друг к другу в гости. Шампанское лилось рекой, но Курилов в компаниях отмалчивался, был замкнут, выглядел рассеяно. Скорее всего незадачливый и рассеянный океанолог просто вывалился за борт.

Ведь для целенаправленного побега, во-первых, нужно было сигануть с борта и пролететь 12 метров до воды, что не каждому под силу и днем, тем более ночью. А во-вторых, несмотря на то, что пароход плыл в тропических водах и замерзнуть в воде было сложно — такое расстояние физически являлось непреодолимым. Да и плавники акул, мелькающие среди волн, и сопровождающие лайнер во время его маршрута, не оставляли шансов любому, даже ученому-океанологу.

И вообще, если воспринимать пропажу Курилова как побег — эта миссия физически была невыполнима для обычного человека и поражала своей бессмысленностью.

Советское судно встал на якорь, спасательные шлюпки прочесали акваторию — но безрезультатно. Капитан советского теплохода радировал во Владивосток о пропаже гражданина Курилова без вести. Кроме того, капитан оповестил о пропавшем человеке все суда, находящиеся в заданном квадрате. Однако поиски ни к чему не привели.

Источник изображения: politika-v-rashke.ru
Источник изображения: politika-v-rashke.ru

Но, проведя следственную проверку во Владивостоке, опросив знакомых и родных, сотрудники комитета государственной безопасности выяснили кое-какие подробности о жизни Курилова.

С сестрой Курилов не ладил, высказывался о ее браке с иностранцем негативно, значит версия воссоединения с семьей отпадала. Никаких идейных политических разногласий курс Советского Союза у него не вызывал.

Кроме того, выяснилось, что Курилов занимался экзотической йогой, неплохо плавал (в детстве переплывал Иртыш) отлично владел аквалангом, часто погружался на океанические глубины, подрабатывал инструктором по подводному погружению в институте Биологии моря.

Однако, Тихий океан не Иртыш! И на борт теплохода он, разумеется, явился без акваланга, а все его личные вещи остались в каюте. За исключением морского бинокля, который он всегда брал с собой на палубу. Вестей от филиппинских или иных властей о нахождении тела Курилова не поступало, а потому его объявили пропавшим без вести.

Но вскоре выяснилось, что Курилов добрался до берега и попросил у через филиппинских властей в Канаде политическое убежище! Это было неслыханно, в первую очередь возникал вопрос, каким образом ему удалось достичь заветного берега?

В нью-йоркской газете "Новое русское слово" 11 июля 1976 года Станислав рассказал о подробностях побега.

Оказывается, Курилов заранее проанализировал маршрут советского лайнера и нашел точку наибольшего соприкосновения с сушей, где ему предстояло "выйти". Всего-то 18 км до суши (Курилов значительно ошибся в расчетах и "вышел не там", путь оказался на сто километров длиннее)!

Курилов следил за звездами и изучал корабль. Он решил взять с собой лишь карту и бинокль. Направление же сверял по звездам. Ему было 38 лет и океанолог был уверен в своих силах. Акулы почему-то не проявили к беглецу интереса, а медуза лишь раз ужалила его за ногу. У Курилова имелись с собой ласты, маска и трубка, которые помогли ему держаться на открытой воде. Стоял устойчивый штиль, что тоже помогло пловцу.

Но все равно это было безрассудное мероприятие. Без еды и без воды, без лодки, без точного знания местности и ориентиров он плыл трое суток лишь по звездам, и проще простого можно было промахнуться мимо острова, на который держал путь Курилов. Но ему повезло и он доплыл.

Вскоре выяснились и причины побега.

Сам Станислав так написал об этом в своей книге "Один в океане: История побега":

"В тот день, когда мне уже в который раз отказали в визе для работы на океанографических судах дальнего плавания, мое терпение закончилось. Обычно мне отказывали без указания причин. На этот раз в моем личном деле была приписка-приговор: «Товарищу Курилову — посещение капиталистических государств считаем нецелесообразным».
Меня как будто ужалили. Все во мне взвилось на дыбы. Это уже, конечно, безнадежно! Пожизненное заключение без малейшей надежды на свободу!"

Станислава тяготила жизнь в СССР своей невозможностью реализоваться как ученому. Карьеры в этой сфере, без плотного международного сотрудничества, сделать было невозможно.

Океанологи изучают моря и океаны, что требует многочисленных поездок в другие страны, а Курилову эта возможность была закрыта из-за сестры.

На филиппинском острове, куда добрался Курилов, его встретила... полиция (по его словам, он не ожидал что на Филиппинах есть полиция). И сопроводила в местную тюрьму. Ведь у человека не было при себе ни документов, ни денег, ни одежды. Объясниться с полицейскими он не мог, они не знали русского и английского, он ничего не понимал в их языке.

Тем не менее полицейские согласились передать правительству его письменную просьбу канадскому консулу о политическом убежище (главным аргументом служило то, что в Канаде проживает родная сестра с мужем). Полгода Курилов провел в местном заключении. Затем его просьба была удовлетворена и его перевезли в Канаду.

В Советском Союзе Станислав Курилов был заочно приговорен к десятилетнему заключению за измену Родине.

С.Курилов с женой Еленой Генделевой. Источник изображения: vladimir.bezformata.com
С.Курилов с женой Еленой Генделевой. Источник изображения: vladimir.bezformata.com

Стали ли счастлив Курилов на чужбине? Первое время он не мог найти работу по профилю и работал разносчиком пиццы. Позже, через знакомых, ему удалось найти работу в компании, которая специализировалась на морских исследованиях Гавайских островов. Через десять лет Курилов переехал в Израиль, устроился в Хайфский океанографический институт, в июне 1985 года женился на русскоязычной гражданке Израиля Елене Генделевой.

Наверное, он обрел свое счастье, но 29 января 1998 года стал его последним днем. Курилов, во время водолазных работ на Тивериадском озере, случайно запутался в старых рыболовных сетях.