В детских садах ЮАР дети спят на полу, не моют руки перед едой, ходят босиком и возвращаются домой, с ног до головы перепачканные красной землей. Кормят их в основном фастфудом — пиццей, наггетсами и гамбургерами. При этом большинство выпускников детских садов к 6 годам уже полностью готовы к школе. О том, как устроены детские сады в ЮАР, «Мелу» рассказала мама троих детей Галина Сумарокова.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
«Никаких кроватей, простыней, подушек и одеял»
Учебный год в ЮАР начинается 1 января и заканчивается в ноябре. В детский сад принимают детей с 3-х месяцев и до 5 лет включительно. Последний год в саду — когда ребенку исполняется 6. Дальше уже школа. Группы небольшие. До года в группе, как правило, оказывается не больше 5-6 детей. Но чаще меньше. А в группах детей старшего возраста может быть от 5 до 20 детей максимум.
Дети до года здесь не лежат в кроватках. Они лежат на полу, на траве в саду или на руках у нянечки. На одну няню приходится не больше 2-3 детей, с которыми они возятся целый день. Кормят смесью из бутылочек.
Дневной сон в детском саду — это святое — два часа. Но спят на полу, на матрасах, не раздеваясь. Никаких кроватей, простыней, подушек с наволочками и одеял. Если очень хочется, можно, конечно, настоять на подушке и забирать ее стирать каждую неделю. Но это не распространено, и на таких родителей смотрят косо. Дети спокойно могут просто упасть, не разуваясь, на матрас и так спать. В холодное время года могут попросить принести плед для ребенка.
Детские сады в ЮАР, как и везде, бывают государственные и частные. Государственные предназначены условно для среднего класса. Но его в стране как такового нет. Есть класс бедных, которые не ходят никуда, и класс богатых, которые предпочитают частные сады и школы.
«Пицца, наггетсы, картошка фри и гамбургеры»
Несмотря на то, что в стране фрукты и овощи вызревают в течение всего года, в садах детей ими никто не кормит. Разве что родители положат с собой в коробочку для ланча. Это, кстати, обязательная история. На полдник — последний прием пищи в саду — дети всегда едят то, что приносят с собой из дома. Бывает и так, что приносят целый арбуз, и тогда воспитатели режут его прямо на газоне, и дети потихонечку его таскают. В остальном же стандартная еда для детских садов в ЮАР — полуфабрикаты и фастфуд.
Пицца, наггетсы, картошка фри, гамбургеры. Если крупно повезет, то будет более или менее человеческая еда — каша или колечки с молоком на завтрак, пюре, макароны и сосиски с котлетами на обед. Но ни о каких супах, салатах и тушеных овощах и речи нет. Могут разве что подать к обеду нарезанные огурцы и помидоры. Фрукты и овощи — это дорого, и никто не будет кормить этим детей даже в дорогом частном саду.
Прием пищи тоже особо никак не обставлен. Легко может быть ситуация, когда воспитатели просто выносят тарелки в сад на траву, дети садятся и тут же едят, почти не отвлекаясь от игры.
Примечателен тот факт, что взрослое население ЮАР в основном питается правильно. Мясо, овощи и фрукты в центральной части стран — и рыба и морепродукты на побережье.
Как и в какой момент дети перестают есть фастфуд и переходят на ЗОЖ — не очень понятно. Кстати, перекусами здесь тоже все легко делятся. Никто не думает ни о каких аллергиях. При приеме в сад родителей просят заполнить анкету и указать пищевые аллергии. Но на этом всё.
На детские дни рождения дети часто приносят сладости, газировку, всякий джанк. Причем сладости здесь очень низкого качества. А те, что делают на заказ, еще хуже. Если хочется сладкого — лучше попытаться найти что-то в магазине.
«Никаких туфелек, сандалий и кожаных ботинок здесь попросту нет»
Купить в стране нормальную детскую обувь практически невозможно. В лучшем случае это будут кроксы или резиновые сапоги. За бешеные деньги можно найти фирменные кроссовки. Никаких туфелек, сандалий и кожаных ботинок здесь попросту нет. Ортопедическая обувь? О таком здесь не слышали.
Даже если привести ребенка в сад в обуви, уже через пять минут он будет бегать босиком, а обувь улетит в неизвестном направлении. Большую часть дня дети проводят на улице. У детских садов, как правило, довольно приличная территория.
И вечером родители забирают абсолютно грязного ребенка — с ног до головы вымазанного в красной земле
Никто не будет переодевать ребенка в чистую одежду, если он испачкался или облился. Родители в ЮАР не обращают на это внимания.
Детских площадок в привычном нам виде здесь нет. Все лазалки и лесенки сделаны из того, что было: старые трубы, покрышки от автомобилей, бочки. Все это скручено между собой в причудливые формы. Выглядит довольно странно. Но дети в полном восторге. И, конечно, здесь повсюду песочницы.
Вымыть руки перед едой? Умыться? Здесь это не принято. Практики личной расчески и индивидуального полотенца, как в российских садах, здесь нет. Можно принести свое полотенце, и, возможно, даже дети умоются, а вечером полотенце обнаружится в виде грязной скомканной тряпочки где-нибудь в углу. С личной гигиеной дела вообще обстоят плохо. Самым маленьким, естественно, меняют подгузники.
Но детям постарше никто не будет вытирать попу, даже если положить в шкафчик влажные салфетки. Зачем?
Руки перед едой не моют принципиально. Даже если купить мыло и принести в сад, оно будет стоять высоко на шкафчике, ведь дети в него играют и выливают в раковину. Причем взрослое население всегда идеально выхолощенное. А дети носятся все абсолютно черные, независимо от реального цвета кожи.
Все меняется с приходом в школу — там уже дети все ходят строго в форме, чистые, причесанные и аккуратные. И возникает полная иллюзия того, что ты не в Южной Африке, а где-нибудь в Кембридже.
«С детьми занимаются практически нон-стоп»
Сад открывается в 5:30 — 6 утра, в 8 дети завтракают, а в 16:30 сад закрывается. При этом с детьми занимаются практически нон-стоп. На свободную игру у них остается от силы часа 1,5-2 в день. В остальное время уже с 3-4 лет есть обязательные развивающие занятия: математика, чтение, английский язык. Даже на улице педагоги все время с ними во что-то играют. Дверь в класс всегда открыта, и дети сами решают, где они будут проводить время. Большинство утренних занятий, пока еще не очень жарко, проходит на улице: музыка, танцы.
Кроме того, за дополнительную плату сад готов организовывать любые занятия для детей, если соберется достаточное количество желающих. Могут привезти педагога хоть по акробатике, хоть по компьютерной грамотности.
Есть и опция выездных занятий. Когда автобус собирает детей из разных детских садов, которые в прямом смысле слова располагаются в 200 метрах друг от друга, и везет, например, в бассейн, или на танцы. А потом привозит обратно.
Стоит все это удовольствие по московским меркам вполне демократично. Частный детский сад обходится от 4 до 6 тысяч южноафриканских рэндов — это порядка 20-30 тысяч рублей в месяц. За 20 — просто хороший частный детский сад, а за 30 — сад Монтессори, вальдорфский или с какими-то еще дополнительными опциями.
Чтобы ребенка возили два раза в неделю на плавание, нужно отдать 750 рэндов в месяц — 3500 рублей за 8 занятий. А занятия, которые проходят внутри сада, обойдутся в среднем в 300 рэндов в месяц — 1500 рублей.
Многие сады прикреплены к школам, и дети переходят в них автоматически. А те, что не прикреплены, готовят настолько хорошо, что дополнительных занятий не требуется.
«Каждые 10 минут опоздания — 500 рублей штрафа»
Никакого родительского комитета здесь нет. И родители практически не принимают участия в жизни детского сада. Важно лишь оплачивать счета, которые частенько пытаются накрутить. Один из способов —весьма существенные штрафы за опоздания. Сад закрывается в 16:30, но все обычно забирают уже в четыре. Никто не хочет платить сверх положенного. А каждые 10 минут опоздания — это 100 рэндов, то есть 500 рублей. Если случился какой-то форс-мажор, нужно предупредить об этом минимум за три часа, и тогда тебе пойдут навстречу и посидят с ребенком еще полчаса. Максимум.
Для родителей регулярно проводят всевозможные праздники и утренники, со стихами, песнями и танцами. День матери, День отца, Новый год. А каждую пятницу кто-нибудь из родителей должен приносить в сад домашнюю выпечку. Никаких особых предпочтений нет, обычная шарлотка всех вполне устроит. Но обязательно напомнят, что завтра твой день.
«Если ребенок сопливый или кашляет, его спокойно принимают в группу»
В договоре, естественно, прописано, что если ваш ребенок болеет, оставьте его, пожалуйста, дома. Но обычно на все это закрывают глаза. В ЮАР дети в принципе мало болеют. А если болеют, то прям серьезно — сутки-двое с температурой 40. Тогда они, конечно, в сад не ходят. Если же ребенок сопливый или кашляет, его спокойно принимают в группу. Не возьмут в сад, только если он с ног до головы усыпан пятнами или сыпью.
Медработника в детском саду нет. Если что-то происходит, сразу звонят родителям. Никакая скорая никуда не приедет — они выезжают только в случае ДТП или чего-то страшного или экстренного. Родители сами приезжают за ребенком, забирают его и везут в экстренную помощь.
Детские сады в ЮАР сильно отличаются от того, к чему привыкли российские родители: максимальная свобода, отсутствие правил и личной гигиены, но максимум занятий. Но там выбирать не приходится.