Для того, чтобы описать пропавшую картину и в полной мере передать, что же именно было утрачено, очень важно найти качественную репродукцию. Если картина пропала ранее конца 19 века, можно надеяться лишь на копии, которые неизвестно насколько отличаются от оригинала. Но и с появлением фотоаппаратов проблему нельзя считать полностью решенной, так как большую часть истории фотографии создавались в черно-белой гамме. А потому практически невозможно найти аутентичных репродукций картин, исчезнувших ранее второй половине 20 века. И какой редкой удачей можно считать наличие цветной версии работы, пропавшей аж в 1945 году, да еще и принадлежащей кисти такого признанного мастера как Микеланджело Меризи Да Караваджо.
Картина, о которой пойдет речь, известна под названием «Портрет куртизанки» и была написала около 1597-98 годов. На ней изображена молодая красивая девушка, держащая в руке перед собой небольшой букет цветов. Ее голова повернута к зрителю, но взгляд обращен в сторону и мысли витают где-то далеко. В результате такого решения получается особый эффект напряжения, когда мы смотрим на героиню, но не можем проникнуть в ее душу. Невольно ловишь себя на чувстве неловкости от того, что так пристально глядишь на человека, который вовсе не собирается тебе открыться.
Много споров вызвала идентификация самой изображенной девушки. Выдвигалась версия, что Караваджо хотел изобразить Флору, богиню цветов и весны. Но эта версия не отвечает на вопрос о самой модели. Долгое время основной считалась теория, что это Катерина Кампи, жена друга Караваджо, Онорио Лонги. В пользу этой гипотезы играло упоминание такой работы в завещании сына Онорио, а также цветы, которая неизвестная держит в руке: флёрдоранж или бергамот, символы брака и верности. Действительно, у обоих этих растений белые цветки, но, если внимательно присмотреться, можно заметить, что листья растения не похожи ни на тот, ни на другой, а похожи на совсем иной цветок – жасмин, который являлся символом эротической любви и никак не мог быть помещен в руку замужней женщины.
Так что, согласно наиболее вероятной версии, на картине изображена Феллида Меландрони, одна из самых известных куртизанок своего времени и частая модель для картин Караваджо. Примечательно, что на другой известной пропавшей работе Караваджо, «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием», изображена, скорее всего, тоже она (см. об этом https://zen.yandex.ru/media/lostart/karavadjo-rojdestvo-so-sviatymi-franciskom-i-lavrentiem-1600-ukradena-v-1969-godu-5f85c9169cd6237d30fcc29e). И действительно, Феллида в завещании просила передать свой портрет кисти Караваджо своему любовнику, Джулио Строцци, от которого он потом попал банкиру Ватикана, Винченцо Джустиниани, а затем оказался в коллекции Музея кайзера Фридриха, в Берлине. Единственное, что не дает покоя – это почему на самом своем молодом портрете (в 1597 году Феллиде было всего 16 лет) прекрасная куртизанка выглядит старше, чем на всех последующих, и почему из шатенки она вдруг превратилась в брюнетку?
Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты из Музея кайзера Фридриха были перемещены в одну из зенитных башен люфтваффе в берлинском районе Фридрисхайн. Решение о размещение музейных ценностей на военном объекте может быть показаться странным, но в действительности конструкция этих башен была настолько надежной, что непосредственно во время военных действий они почти не пострадали.
Башня Фридрисхайн была в целостности передана советскому командованию 2 мая 1945 года. При этом музейные охранники, присутствовавшие там, были отпущены домой. Когда они вернулись 4 мая обратно, часть кладовых оказалось взломана. А 6 мая на первом этаже произошел пожар. 7 мая официальная делегация государственных музеев Германии прибыла на место и обнаружила отсутствие какой-либо охраны, а также что неизвестные гражданские лица беспрепятственно перемещаются по сооружению. 14 мая произошел еще один, гораздо более разрушительный пожар, в результате которого почти все внутренние помещения, вместе с хранящимися там произведениями искусства, были уничтожены. По приблизительным оценкам в огне погибло более 400 картин и около 300 статуй. Пожар в башне Фридрисхайн до сих пор остается одним из самых массовых уничтожений произведений искусства в истории человечества.
Помимо «Портрета куртизанки» Караваджо, были утрачены работы Тинторетто, Кранаха, Рубенса, Донателло и многих других. Собственно, даже у Караваджо были утрачены не одна, а сразу три картины, включая «Христа в саду» и «Святого Матфея и Ангела». Интересно, что последние две работы сохранились только в черно-белом варианте, хотя их вручную раскрашенные фотографии можно легко найти в Интернете. И здесь мы подходим к вероятной разгадке тех, вопросов, которые у нас вызвал «Портрет куртизанки». Несмотря на то, что цветная версия этой картины представлена даже в большинстве официальных каталогов работ Караваджо, ее первоисточник неизвестен. Википедия, приводящая эту версию как подлинную, ссылается в качестве источника, в конечном итоге, на саму себя. Так что, разыскивая пропавшую картину, мы чуть было не попались на красиво разукрашенную подделку.
В немецком каталоге произведений искусства, потерянных во время Второй мировой войны, приведены сразу две версии фотографии «Портрета куртизанки». Обе черно-белые. К сожалению, на сегодняшний день – это все, что у нас есть. Да еще немного надежды. Все дело в том, что в 2011 году на аукционе в Нью-Йорке была выставлена одна картина, которая входила в список погибших в Фридрисхайне. Быть может, остальные работы тоже скрываются в чьих-то кладовых и на неприметных чердаках и ждут своего часа.
#Искусство #17век #Караваджо #Италия #Барокко