Найти в Дзене
Психолог из детсада

Первые рекомендации родителям ребенка трёх лет с синдромом Дауна по организации занятий

Дорогие читатели канала "Психолог из детсада", в предновогодний период будут опубликовано несколько статей для коллег-психологов. Эти статьи Дзен активно крутить не будет. Они не популярны у широкой массы читателей. Но по запросам, такие публикации приводят из поиковых систем других психологов. Так сообщество пополняется профессионалами, которые могут оставлять полезные для читателей комментарии под другими статьями.
С уважением, ваш Психолог из детсада.

Приступила к занятиям с ребенком трех лет с синдромом Дауна. Малыш начал радовать уже на третьем занятии: не плачет, спокойно сидит рядышком, эмоционально реагирует на показы, вслушивается в обращенную речь, ставит фигурки по инструкции на стол, почти ничего не бросает на пол.

Первоначальные жалобы от родителей были следующими:

  • не откликается на свое имя, на обращения к нему;
  • быстро теряет ко всему интерес, всё разбрасывает;
  • приобретенные навыки со временем теряются – раньше мог играть в ладушки, посылать воздушный поцелуй маме, теперь не умеет.

Первое занятие длилось всего 10 минут, после чего трёхлетний малыш ударился в рёв, больше его ничем увлечь не удалось. На третьем он уже оставался работоспособен 25 минут (дважды отвлекались на сенсорный тренажер на 5 минут, и опять возвращались к основному заданию).

После первого занятия были составлены рекомендации для родителей. Они позволяют понять цели работы с ребенком с синдромом Дауна на первоначальном этапе и закреплять результаты в домашних условиях.

Выкладываю, может кому-то из коллег пригодится.

Цель данного этапа коррекции не столько научить ребенка чему-то, сколько приучить:

1.Сидеть на коленях и рядышком.

2.Смотреть на предлагаемые задания.

3.Вслушиваться в обращенную речь.

4.Выполнять простую инструкцию, которая начинается сломами: «Покажи где» или «Кто сказал мяу» (гав-гав, му-у-у и т.п.). Если четвертый этап будет успешным, он позволит сформировать указательный жест.

Желаемое время, которое нужно добиваться – 10-15 минут в результативном сотрудничестве со взрослым. Если без переутомления ребенок готов действовать дольше – это хорошо. Но при переутомлении важно дружелюбно завершить задание, похвалить и отпустить малыша играть.

Важно повторять данное занятия через день, в одно и то же время суток (обычно хороший период познавательной активности у детей после завтрака с 9.00 до 10.30)

Как проводить занятие с ребенком с синдромом Дауна

Когда ребенок в хорошем самочувствие, посадите его на колени или рядышком с собой, покажите ему картинку «Животные» (распечатать или с планшета). Указывая на животное, четко произносите его название и так оно «разговаривает». Например:

  • Это Лошадка: иго-го
  • Это Овечка: бе-е-е
  • Это Кошка: мяу-мяу
  • Это Коза: м-е-е-е-е .

Так постарайтесь назвать всех животных.

Все слова произносите четко и всегда одинаково.

Затем задайте вопрос: «Где Лошадка?». Возьмите в свою руку, ручку малыша и его пальчиком постарайтесь показать Лошадку. Если ребенок не дает свою руку: показывайте только своим пальцем. У таких деток слабо развиты процессы подражания, он может и не повторить за вами, но вы обратите его внимание: «Смотри, мы пальчиком показываем, где лошадка».

Единственное, что заинтересовало малыша на первом занятии – этот бизиборд. Мальчик стал приглядываться и прислушиваться при открывании "окошек", затем сам открывать. Вот почему выбрано направление "животные", хотя  главная цель – формирование продуктивного контакта
Единственное, что заинтересовало малыша на первом занятии – этот бизиборд. Мальчик стал приглядываться и прислушиваться при открывании "окошек", затем сам открывать. Вот почему выбрано направление "животные", хотя главная цель – формирование продуктивного контакта

Если чувствуете, что его внимание истощается, постарайтесь вернуть его в задание при помощи дополнительных приемов. Положите заранее в карман маленький прямоугольник из картона, которым можно закрыть одно животное. Как только малыш начинает отвлекаться, вытащите прямоугольник, закройте одно животное:

- Ой, кто у нас спрятался. Иго-го! Это Лошадка (открываете квадратик, показываете, что лошадка появилась). А теперь кто спрятался? М-е-е-е-е – это коза.

Если в период занятия, малыш что-то кидает на пол: говорите «Нельзя, поднимаем» (просто в игре он пусть кидает игрушки, но в занятии отучать от этого). Если кидает всё чаще (больше трех раз за минуту), занятие нужно завершить. Завершаем всегда одними и теми же словами: «Мы посмотрели на всех животных. Ты – молодец»!

Обращаясь к ребенку в повседневной жизни присаживайтесь на уровне его лица, старайтесь чтобы был контакт «глаза в глаза». Сначала он будет смотреть на вас не долго, но потом, при положительной динамике, время должно увеличиться.

***

Мы с мамой обратили внимание, что если малыш радуется достигнутому, он хлопает себя ручками по животу. Этот жест можно повторять, хлопая себя, когда у него что-то получилось в задании, эмоционально закрепляя успешный резаультат.

Востребованное:

Рекомендации по коррекции на канале под хэштегом: #занятия с детьми психолога из детсада

Буду рада новым подписчикам и обмену опытом.