В предыдущей статье мы с борта теплохода обозревали окрестности посёлка Белоомут, в этой заметке «пройдём» шлюз Белоомутского гидроузла – и он уже перед нами в зоне видимости.
Слева от защитной дамбы находится водосбросная плотина.
Гидроузел «Белоомут», который мы проходили в 2013 году, был построен в 1911-1914 годы, введён в эксплуатацию в 1915 году. Как и однотипный гидроузел «Кузьминск» (был открыт в 1914 году), строился по проекту учёного-гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского. Также, каждый из этих гидроузлов находился в эксплуатации более века. В 2015 году началась реконструкция Белоомутского гидроузла. В 2017 году был испытан судоходный шлюз, в 2021 году был сдан в эксплуатацию гидроузел в целом.
Вид на нижнюю голову шлюза с нижнего бьефа.
У нижнего входа в камеру шлюза.
В камере шлюза – вид в сторону нижних ворот.
Закрытие-открытие ворот производится вручную – на снимке иллюстрация этого техпроцесса. Вид на створку ворот, которая расположена со стороны защитной дамбы.
На противоположной стороне шлюза механизм такой же, только «крутящих» в 2 раза больше плюс один «запасной».
Гарантированная глубина старого шлюза – 1,7 метра (у нового – 2,5 метра). Осадка нашего «Чапаева» 1,36 метра, и то, что дно близко, видно по мути, поднятой винтами теплохода.
Створки нижних ворот усилиями работников сближаются.
Шлюз нового гидроузла выглядит совсем по-другому – вид на камеру шлюза от нижних ворот в сторону верхних. Старый шлюз расположен рядом, ближе к берегу - на снимке его не видно. Длина шлюза увеличилась на 20 метров, с 256 до 276 метров. Ширина тоже увеличилась – с 16,6 до 18 метров.
Вид на левый берег Оки из камеры шлюза. На берегу видно административное здание, на фронтоне которого надпись: «Белоомут».
В камере шлюза перед верхними воротами. Уровень воды в камере – на уровне нижнего бьефа. Слева можно разглядеть двух стражей порядка. Что они там делают?
Идёт процесс заполнения камеры шлюза.
Уровень в камере поднялся до уровня верхнего бьефа.
Стало понятно, что делали «стражи» - ловили рыбку, причём без рыболовных снастей.
Вид из камеры шлюза на верхней бьеф гидроузла.
Примерно тот же ракурс спустя 6 лет – снимок из нового шлюза.
Позади остаются шлюз и плотина гидроузла.
За кормой – гидроузел «Белоомут».
Впереди – новые пейзажи, новые впечатления.
Мы прошли Белоомутский гидроузел, при этом всё ещё остаёмся в пределах городского округа Луховицы. В следующей статье – продолжим плавание по Оке в бывшем Луховицком районе Московской области.
Начало плавания по Московской области здесь:
На теплоходе по городскому округу Луховицы. Московская область, часть 1
О путешествии по Оке можно почитать здесь:
Из Нижнего вверх по Оке. Нижегородская область, часть 13
На автобусе по Мурому. Владимирская область, часть 1
Рязанская область: взгляд с Оки, начало. Рязанская область, часть 1
Мой виртуальный круиз вверх по Волге (и другим рекам) начинается в Самаре, от речного вокзала и дальше по маршруту: Самарская область – Ульяновская область – Республика Татарстан – Чувашская Республика – Республика Марий Эл – Нижегородская область:
Речной вокзал и его причалы. Самара, часть 1
На круизном теплоходе по Волге. Ульяновская область, часть 1
Татарстан: первые круизные впечатления. Республика Татарстан, часть 1
Волго-камский круиз до Елабуги. Начало. Татарстан, часть 20
Козловка: первые километры в круизе по Чувашии, часть 1
Из Чебоксар в Йошкар-Олу на автобусе. Марий Эл, часть 1
По Волге к Макарьевскому монастырю. Нижегородская область, часть 1
Подпишитесь на мой канал – будем путешествовать вместе. Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#белоомутский гидроузел #шлюзы #ока #московская область #путеводитель