В России с 30 ноября 2021 года вступил в силу новый ГОСТ по правилам отзыва автомобилей. В первую очередь изменения могут коснуться дилеров иностранных брендов, представленных на российском авторынке, пояснил «Эху Москвы» автомобильный обозреватель Сергей Асланян.
Асланян напомнил, что ранее в стране вводился инструментальный техосмотр для новых автомобилей, который проверял сошедшие с конвейера машины. Теперь же процесс более регламентирован и должен повысить безопасность новых машин. В новых правилах описаны дефекты машин, которые могут угрожать безопасности водителей и требуют оперативного устранения. Для этой цели машины должны отзывать.
Приказом Росстандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации вводится новый межгосударственный стандарт ГОСТ 34725–2021 «Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов». Стандарт разработан ФГУП «НАМИ» и вводится в действие с 30 ноября 2021 года с правом досрочного применения. К ГОСТ 34725–2021 присоединились Республика Армения, Республика Беларусь, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.
Отзыв продукции является важнейшим элементом процесса обеспечения безопасности продукции во многих странах мира, однако вплоть до настоящего времени единые унифицированные требования в области отзыва продукции, учитывающих специфику автомобильной отрасли, отсутствуют как на международном, так и на национальном уровне.
Новый ГОСТ установил руководство, общие требования и терминологию в отношении процедур отзыва продукции автомобилестроения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, имущества и окружающей среды.
Согласно стандарту, инициирование отзыва предусмотрено при несоответствии продукции установленным законодательным требованиям, а также на основании оценки риска, связанного с ее использованием.
Требования по отзыву дефектных комплектующих машин могут возложить:
- на автопроизводителя,
- поставщика комплектующих,
- продавца.
В стандарте описаны 3 градации риска: низкий, средний и высокий. Они оцениваются по двум показателям: тяжести опасных событий и их вероятности, при этом последний в свою очередь делится на маловероятную, вероятную и частую.
Тяжесть событий зависит от ущерба, который может повлечь какой-либо дефект, и от того, какой был нанесен вред здоровью, имуществу и окружающей среде.
ГОСТ предусматривает три вида отзыва в зависимости от вовлеченности Росстандарта:
- Первый тип — добровольный отзыв. Он инициируется производителем в том случае, если получена информация о дефектах, которые не превышают самый низкий уровень риска. В этом случае изготовитель самостоятельно проводит все проверки и контролирует корректирующие мероприятия;
- Второй тип — добровольный под надзором. Сюда входят отзывные кампании, если зафиксирован второй уровень опасности;
- Третий тип — принудительный отзыв. Его будут объявлять, если автопроизводитель не согласовывает с Росстандартом отзывные мероприятия либо отказывается их проводить.
Как отмечает издание, одной из причин появления нового ГОСТа стало нежелание автопроизводителей проводить официальные отзывные кампании.