Московский метрополитен стал первым и крупнейшим метрополитеном в Советском Союзе. Более 200 станций имеют свой индивидуальный и неповторимый стиль, но самое главное, московский метрополитен отличался своей безопасностью. Сотни тысяч советских людей каждый день спускались в метро, чтобы добраться до места назначения без пробок.
В начале восьмидесятых годов Кэрол Беллами, президент городского совета Нью-Йорка, посетила московское метро. Она была поражена тем, что станции были чистыми, на стенах не было граффити, и все казалось достаточно безопасным. Однако американские гости не осознавали, что до ее приезда в феврале 1982 года на станции "Авиамоторная" произошла настоящая катастрофа.
В 17:00 в конце рабочего дня пассажиропоток начал увеличиваться, сотрудники станции решили включить дополнительный эскалатор для увеличения пропускной способности. Он мгновенно заполняется людьми, даже образовалась небольшая давка. Сотрудники метрополитена часто наблюдали подобные сцены в час пик и уже привыкли к ним, все шло своим чередом. Однако вскоре начался настоящий кошмар.
Неожиданно срабатывает запорное устройство и выключается электродвигатель главного привода, после чего выходит из строя рабочий тормоз, эскалатор с людьми начинает разгоняться и устремляется вниз. Дежурный по станции в панике пытается включить аварийный тормоз, но по невероятному стечению обстоятельств он не срабатывает.
Тогда есть настоящая мясорубка. Эскалатор набирает такую скорость, что рвутся крепежные цепи, люди не могут удержаться на ногах, падают и скатываются вниз, где уже лежат пострадавшие с различными травмами. Чьи-то руки и ноги попадают под гребень эскалатора, все становится красным. Общий вес людей на эскалаторе составлял 12 тонн, и в считанные секунды они рухнули вниз, образовав гору тел у подножия эскалатора. Некоторые пытаются взбежать по эскалатору, но их сбивают с ног падающие люди.
Защитные конструкции были деформированы, руки и ноги проваливаются между ступенями и основаниями перил, скрежет металла и крики людей превращают некогда тихое место в настоящий ад. Кто-то пытается запрыгнуть на балюстраду эскалатора, но пластиковая конструкция не выдерживает, и люди падают вниз.
Все это закончилось после того, как сотрудники метро добрались до машинного отделения. Эскалатор был обесточен, поезда останавливались на станции. Прибывшие пассажиры наблюдали ужасную картину, кто-то упал в обморок от увиденного, только через сорок минут сотрудники метрополитена догадались закрыть станцию и поезда стали проходить мимо без остановки. В это время на Авиамоторной в пути находилось несколько машин скорой помощи.
По воспоминаниям врачей, то, что они увидели, напомнило им о последствиях настоящей войны, пол был красным, врачи перекладывали раненых и мертвых на носилки, до некоторых пострадавших нельзя было добраться с железных механизмов эскалатора, но чуть позже прибыли спасатели с автогеном и освободили несчастных с тяжелыми травмами.
Когда тела и выживших вынесли, появились уборщики, которые посыпали пол опилками и убрали следы чудовищного происшествия.
17 февраля 1982 года на станции "Авиамоторная" Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария на эскалаторе, среди пассажиров есть пострадавшие, причины аварии выясняются.
Чуть позже в газете "Вечерняя Москва" на последних страницах появилась небольшая заметка.
Больше нигде не сообщалось о каких-либо ужасных инцидентах. Это вызвало массу догадок и невероятных слухов, невероятные истории передавались друг другу среди жителей Москвы, якобы выживший свидетель рассказывал, как люди падали вниз, прямо на голые механизмы эскалатора, а потом начался настоящий кошмар.
Американские радиостанции "Голос Америки" и "Свобода" намеренно нагнетали обстановку и поддерживали панику, американские газеты публиковали статьи, где смаковали подробности произошедшего, утверждая, что советские граждане попали в жернова советских механизмов.
В Советском Союзе, наоборот, пытались скрыть подробности инцидента, ничего не говорилось о количестве погибших и раненых. Предприятиям, сотрудники которых погибли в результате этого несчастного случая, было запрещено говорить о них. Врачам и спасателям, принимавшим участие в ликвидации этого ужасного происшествия, было рекомендовано молчать об увиденном.
В течение месяца пассажиропоток в московском метро значительно сократился, люди боялись спускаться под землю. В ходе расследования выяснилось, что причиной трагедии стало стечение нескольких обстоятельств.
В конце 1981 года, за четыре месяца до трагических событий, на эскалаторах станции "Авиамоторная" были установлены совершенно новые тормозные системы. Они требовали другого подхода. В настройке, однако, мастер, не разобравшись, начал настраивать их по-старому. Чудовищная халатность привела к тому, что в течение 120 дней тормоза работали в аварийном режиме, изношенный механизм не работал, когда это было действительно необходимо. Сама авария произошла из-за перелома одной из ступеней эскалатора, она застряла под гребенкой, после чего произошло аварийное отключение электродвигателя.
Специальная комиссия обнародовала эту информацию через 9 месяцев после аварии, на закрытом заседании Верховного суда в то же время впервые было объявлено точное число погибших и пострадавших: 8 человек погибли, 30 человек получили серьезные ранения, многие остались инвалидами.
Для руководства метрополитена сложилась очень сложная ситуация, после страшной трагедии необходимо было проверить все эскалаторы, но для этого пришлось закрыть около 20 станций. Эти меры усложнили бы работу метрополитена и могли бы вызвать скандал. После совещания было принято решение закрыть только станцию "Авиамоторная". Круглосуточно, в течение почти месяца, семь дней в неделю, на станции работали команды из 70 человек, после чего они постепенно начали проверять остальные станции. Ступени были усилены, тормоза изменены, а главные приводные валы заменены. Общественность узнала об этих ужасных событиях только в 1992 году после расследования, проведенного журналистами.