Классическая дилемма, которая стоит перед большинством автолюбителей России в зимнее время: Что выбрать, шипы или липучку?
Споры в тематических форумах порой напоминают бой не на жизнь, а на смерть, однако истина, как обычно, где-то посередине. Внесем ясность в этот запутанный вопрос и выясним, где каждая из шин проявляет свои сильные качества.
Разная концепция
Рассмотрим особенности конструкции “шиповки”. Если сравнить свойства резины, то по сравнению с “липучкой”, она будет более твердой, а свойства протектора позволяют машине уверенно держаться не только на льду, но и при езде по сугробам и снежным заносам.
Перейдем к принципиальному элементу конструкции - шипу. На одной шине их может быть от 50 до 150 штук. Законодательно ограничена и масса этого элемента - не более 1,1 грамма.
Есть и особенности ввода в эксплуатацию. “Шиповка” требует так называемой обкатки, для чего около 500-1000 километров нужно проехать в спокойной манере на скорости до 70 км/час.
Во время обкатки “шиповке” нужно несколько часов отдыха, чтобы отстояться и снять статические нагрузки. После этого шипы плотнее встают на свои места. Помните, что шипованные шины требовательны к направлению вращения, так как и протектор и металлические вставки “запоминают” этот параметр.
Фрикционная шина, “липучка”
Резина такой “липучки” более мягкая и хорошо работает при температурах ниже - 20 °С, эластичные свойства материала не меняются. Неплохо работает резина и при нулевой температуре.
“Липучка” уверенно держит зимнюю дорогу за счет характерного рисунка протектора, который позволяет ей самоочищаться при движении, а глубокие ламели хорошо отводят воду из пятна контакта.
Рисунок протектора бывает двух типов: симметричный и ассиметричный. Первый отличается более прямоугольным узором и обеспечивает хорошее сцепление с дорогой во время снегопада. Рисунок протектора ассиметричного типа , известный так же, как европейский, позволяет добиться максимального сцепления с мокрой дорогой благодаря диагональным линиям.
Обкатку фрикционных шин проводят в течение нескольких неделей, проезжая в среднем от 200 до 800 километров в щадящей манере на скорости 70-90 км/ч.
Плюсы и минусы
Плюсы шипованной резины
К достоинствам “шиповки” относится поведение шин на льду или обледенелой поверхности. Шипы буквально вгрызаются в корку льда и не позволяют машине сойти с траектории. Неплохо они проявляют себя и на заснеженных дорогах, позволяя осуществлять торможение, ускорение и маневрирование происходит без каких-либо проблем.
Так, Шведский Исследовательский Институт Проблем Дорог и Транспорта (VTI) провел сравнительный тест “шиповки” и “липучки”. Оказалось, что шипованная резина гораздо лучше едет по льду, чем фрикционный собрат. Также и при передвижении по заснеженной дороге специалисты отмечают более короткий тормозной путь, лучшее сцепление с дорогой и меньшую вероятность попасть в занос.
Недостатки “шиповки”
При температуре - 20 °С резина шин становится заметно тверже и хуже обеспечивает сцепление шипованных вставок с дорожной поверхностью. Плюсовой же диапазон температур от +5 °С до + 7 °С делает резину мягче, отчего шипы легче вылетают из своих мест.
Также существуют протоколы испытаний при резком торможении, где при нулевой температуре шиповка вела себя в 2 раза лучше, чем “липучка”, а максимальной эффективности удавалось достичь при тех же самых - 4°С . Это особенно актуально в начале зимы или при внезапных оттепелях, когда нередко наблюдается сильный перепад ночных и дневных температур.
Самый главный минус - шипы при езде на сухом асфальте начинают играть роль коньков. Так как, выступая над поверхностью протектора, они уменьшают площадь контакта с дорогой. Машина начинает терять в динамике разгона, а тормозной путь, наоборот, увеличивается на 20–30%. А ведь это в условиях мегаполисов не редкость, реагенты, уборка дорожными службами излишков снега делают “шиповку” бесполезной тратой денег. Езда по голому асфальту как наждак стачивает высоту шипов, способствует разрушение резины и дальнейшему выпадению шипов из своих мест.
Более того, срок эксплуатации шипованной резины на порядок меньше, чем у “липучки”. В среднем, “шипы” служат 1-2 сезона, а “фрикционка” от 3 до 4.
Достоинства “липучки”
Фрикционная резина отлично ведет себя на сухом, мокром асфальте и в снежной каше, так как жидкость через водные канавки активно выводится из пятна контакта.
Например, тестирование торможения по снегу при - 7 °C на скорости 55 км/ч показало, что “липучка” проехала 25,3 м против 25,9 м у “шипов”, а на скорости 85 км/ч показатели составили 30,2 и 33,1 метров соответственно.
“Липучка” менее шумная, а состав резины более устойчив как к низким, так и высоким температурам. Поэтому срок службы у нее на порядок дольше, чем у “шиповки”.
На фрикционную резину можно перейти гораздо раньше, чем на “шипы” так что при этом вы можете избежать долгих очередей в шиномонтаж.
Минусы “липучки”
Фрикционная резина не так хороша в гололед: в таких условиях наблюдается увеличение тормозного пути, снижение маневренности и динамики. Также затруднен подъем в горку.
Так, сравнительные тесты* торможения при -14 °C и на скорости 25 км/ч показали длину тормозного пути “липучки” в 12,6 метров против 10,4 метров “шиповки”.
Рекомендации по использованию
Что можно посоветовать водителям? Прежде всего, исходите из остаточной высоты протектора, а в случае “шиповки” еще и от количества шипов.
Важна и средняя температура в вашем регионе в холодное время года. Если температура падает ниже -20 °C или -25 °C, тогда ваш выбор - “липучка”. А вот там, где зимой редко доходит до -20 °C можно смело использовать как “липучку”, так и “шиповку”.
Второе условие - состояние дорожного полотна. Если дорожники следят за дорогой на уровне крупного мегаполиса, то лучше использовать фрикционную резину. Такой тип шин идеально подходит для сухого или мокрого асфальта.
Активное же применение реагентов, отсутствие льда и снега делают использование шипованной резины неоправданным. Так как у “шиповки” в подобных условиях происходит разрушение протектора, стачивание и выпадение шипов.
Подытожим, автолюбителям в крупных городах, которые редко выезжают в долгие и отдаленные поездки на природу, шипованная резина не нужна, ведь 90% времени они проводят на чистом дорожном полотне. Однако при плохой или нерегулярной уборке дорог зимой применение “шипов”, наоборот, может оказаться самым правильным решением для обеспечения наиболее комфортных поездок.