На очередном обсуждении новой транспортной стратегии, которая задаст направление и темп развитие отрасли до 2035 года, снова прозвучала идея о запуске системы «Платон» на региональных дорогах. Эту тему поднял Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Этот вопрос уже не первый год активно обсуждается на разных уровнях. Зачастую его поднимают главы регионов, которые заинтересованы в получении дополнительных возможностей для развития дорожной инфраструктуры на местном уровне.
По словам Александра Шохина, такое решение поможет оптимизировать маршруты большегрузов. Но при этом он также отметил, что в этом случае важно будет предложить альтернативу в виде бесплатных дорог, а тарифы сделать «разумными».
Стоит ли нам в скором времени ждать «Платон» на региональных дорогах? И как его внедрение может потенциально отразиться на отрасли? На эти и другие вопросы мы, ГК SAMCOM, ответим в этом материале.
Как повлияет на отрасль внедрение «Платона» на региональных дорогах?
Обсуждение этой идеи в очередной раз вызвало волну негодования со стороны представителей отрасли. И это не удивительно, ведь внедрение регионального «Платона» сильно отразится на работе отрасли.
Самое очевидное последствие — это рост ставок. Есть мнение, что это сильно скажется на стоимости именно коротких рейсов (до 500 км), так как большая часть из них прокладывается по региональным дорогам.
А если вырастут ставки, то из-за удорожания логистики вырастут и цены на продукты.
Из менее очевидных последствий:
- Нежелание перевозчиков «обеляться».
- Несправедливые условия работы на рынке (те, кто не будет платить региональный «Платон», окажется в выигрыше).
- Сокращение числа перевозчиков в отрасли или невозможность масштабировать бизнес — всё из-за возросшей нагрузки.
Стоит ли ждать «Платона» на региональных дорогах?
По нашим ощущениям внедрения регионального «Платона» ближайшие год-два ждать не стоит. На то есть три причины:
- Сейчас он не в приоритете. Судя по проекту новой транспортной стратегии, большая часть работы будет направлена на автоматизацию и экологизацию отрасли грузоперевозок.
- Это может помешать одной ключевых задач, которая также была отмечена в новой стратегии, — сделать перевозки экономически эффективными.
- У регионов есть акцизы на топливо, которые приносят в бюджет определённое количество средств на развитие дорожной инфраструктуры.
Но по словам Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта НИУ ВШЭ, в будущем распространение «Платона» на региональные дороги неизбежно.
Также Михаилом Блинкиным была озвучена идея о переходе на покилометровые платежи для всего транспорта на всех дорогах для всех моторных транспортных средств, как вариант финансирования дорожного хозяйства.
И в этом, видимо, не приходится сомневаться, так как в проекте новой транспортной стратегии есть пункт «переход к механизму «пользователь платит» для автомобильных дорог. К 2025 году данный механизм будет реализован на автомобильных дорогах регионального значения. К 2035 году будет обеспечен переход к платности для всех категорий пользователей автодорог, включая дорожную сеть городских агломераций».
Но в чём этот переход будет выражаться и кого затронет пока сказать сложно.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.