Ну вот, оказался он, стало быть, известно где, смотрит на своего инструктора и думает:
— Какие же у него глаза светлые, и взгляд такой проникновенный... А как врубит сейчас на всю катушку! — Ну? — спросил Электрон.
— Что — ну?
— Во сколько оценили мои... э-э-э-э... заблуждения?
— Все покрыла мученическая кончина,— с некоторой даже торжественностью заявил инструктор.
— А в прошлый заход почему накинули? Чем же было не мученичество? — обиделся Электрон.
— Ну, знаешь! — возмутился инструктор.— Чтобы всех, кто под колеса попадает, мучениками объявлять! Да так черт знает до чего дойти можно. Давай-ка лучше займемся тем, что у нас от общей суммы осталось.
Но Электрон, после того, как его мучеником назвали, вконец обнаглел, и с таким остервенением права качал, что инструктору приходилось поистине адское терпение проявлять. Что поделаешь, одно слово — московский грамотей. Его если в рай пустить, он и там исхитрится скандал устроить.
И вдруг все кончилось. Он еще по инерции пытался выступить с очередным протестом, а оказалось, что все уже кончилось.
Инструктор смеется:
— Ну вот, теперь будешь орать в другом месте. Куда тебе хочется?
Электрон смутился:
— Но ведь год за двадцать только в России?..
— Теперь для тебя не это главное. Ты же у меня теперь чистый, как стеклышко! — И так он эти слова выговаривает, ну прямо с наслаждением.— А то смотри, Богословские теперь и в Америке живут.
— Значит удалось кому-то иностранца обженить! — Тут Электроша выругался, он ведь все еще находился в аду, поэтому мог себе позволить.
— Ну так что? — говорит инструктор.
— Прынцыпиально — в Россию и больше никуда,— ответствовал Электрон.
— О’кей, сказал инструктор.— Ну, пойду теперь умоюсь, а то закоптился я тут с тобой. А ты там смотри, вспоминай, чему я тебя здесь учил.
— Но там же память отшибает,— изумился Электрон.— Там же совсем не то, что здесь. Как же я буду вспоминать?
— Вот так и будешь, потихонечку-полегонечку. Полное снятие судимости, Ванечка, это совсем особое дело.— Тут он окатился водой из бадейки, такой весь беленький сделался, взмахнул крылышками и улетел.
Это цитата из повести «Судьба грамотея» Елены Грантовны Степанян (автор называет ее «сказочная быль с превращениями и перевоплощениями»). В повести описывается путь души, ее воплощения в разные исторические эпохи на земле и пребывание в аду для исправления грехов под руководством «инструктора». Как видно из приведенного фрагмента, героя в разных воплощениях зовут по-разному, например, в советское время родители «шарахнули ему такое имечко, чтобы ни в какие святцы не влезало, - Электрон». Герой каждый раз начинает жизнь «с чистого листа», не помня ничего предыдущего, и только возвращаясь из очередного воплощения, подводит итоги прожитой жизни. Но вот однажды «всё кончилось», наступило «полное снятие судимости» - все уроки выучены, и душа начинает жизнь совсем в другом состоянии — когда духовный мир не скрыт, когда человек помнит свой прошлый опыт. Помню, при первом прочтении «Судьбы грамотея» это произвело на меня самое сильное впечатление. И еще меня очень удивило, что «инструктор» (ну, мы же понимаем, какие «инструктора» в аду) оказался не законченным злодеем, а «окатился водой из бадейки, такой весь беленький сделался, взмахнул крылышками и улетел».
«Судьба грамотея», конечно, произведение художественное, где, вроде бы, автор может позволить себе ставить героев в любые, сколь угодно фантастические, условия. Но у настоящего писателя за художественным вымыслом всегда стоит художественная правда. Поэтому попробуем разобраться и сверить с источниками. Что же говорит нам Библия о спасении человечества? Все ли спасутся? Или только праведники? И как они будут блаженствовать в раю, зная, что все остальные (в том числе их менее праведные друзья и родственники) обречены вечно мучиться в аду?
Обратимся к работам известного современного библеиста и религиозного мыслителя Дмитрия Владимировича Щедровицкого. Он затрагивает вопрос о спасении человечества во многих книгах и беседах, причем рассматривает его в разных аспектах, так что тексты дополняют друг друга.
1. Вначале посмотрим, что пишет Д.В. Щедровицкий в книге «Введение в Ветхий Завет». На стр. 1020 автор кратко, но точно формулирует свое понимание этого вопроса: в конце концов будут спасены все, даже самые грешные души. Бог хочет спасти всех людей, и Он знает, как привести их к покаянию.
О всеобщем помиловании «в конце веков» учит нас Писание. Ведь сказано, что все сотворенное возвратится к Создателю своему: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл. 11, 36). И тогда «будет Бог всë во всем» (I Кор.15, 28). И неужели можно помыслить, что в вечности Господь будет пребывать Духом Своим в… грешниках, мучающихся в аду?! Не следует ли из сказанного тот вывод, что в конце концов очищению подвергнутся даже самые грешные души? Да, это так: и они будут выведены из ада, который, вместе со смертью, уничтожится (I Кор. 15, 26 и 54–55; Откр. 20, 14)!
Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2, 3–4). Если Сам Всемогущий желает, «чтобы все люди спаслись», кто же может противостать Ему? И неужели Всеведущий не знает, какими способами Ему вернее осуществить Свое желание?!
– Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь… (Ис. 57, 19)
2. Теперь обратимся к аудиозаписи беседы Д.В. Щедровицкого «Спасение рода Адама», которая полностью посвящена спасению человечества.
В начале беседы (1:28) Дмитрий Владимирович напоминает нам, что цель спасения — это именно спасение от грехов, а не от ада, не от смерти, не от страданий, потому что все страдания являются следствием греха и помогают человеку измениться.
Далее (с 2:58) автор разбирает образные описания спасения в Ветхом Завете. Спасение сопряжено с изменением состояния человеческого сердца, человеческой души: человек приближается к Богу, ощущает возвышенную радость, исполняется любви, служит Богу и ближним. Восстанавливается нарушенная гармония между невидимым миром — небесами и видимым материальным миром — землей.
С 24:48 разбирается вопрос о том, все ли спасутся. Автор упоминает, что многие верующие привыкли считать, что бо́льшая часть человечества будет вечно мучиться в аду. Но это несовместимо с тем, что «Бог есть любовь» (I Иоан. 4, 16). Ведь даже земные родители любят своих детей, а если и наказывают их, то делают это для их исправления, на какое- то время, а не на всю жизнь. Не может быть, чтобы Бог «не знал», что большинство человечества не воспримет весть спасения, ведь Он всеведущ, Его провидение охватывает все века, времена и эпохи. Значит, Он предвидел, что многие люди будут грешить и отступать от веры. Разве любящий Бог мог заранее обречь всех этих людей на вечные мучения?
Дальше (28:35) Дмитрий Владимирович, приводя в пример Оригена, рассказывает об учителях Церкви, которые учили о всеобщем спасении и за это подвергались гонениям.
Затем (34:37) разбирается вопрос о том, возможно ли покаяние в аду. Дмитрий Владимирович подчеркивает, что это важнейший вопрос: ведь вечные муки предназначены для тех, кто вечно грешит и не раскаивается, но для того, кто прошел путь покаяния, наказание прекращается. Оказывается — да, возможно. В Писании приводится рассказ о покаянии самого грешного поколения на земле — поколения, которое погибло во всемирном потопе. Даже эти души покаялись, когда Иисус Христос сошел в темницу духов и проповедал им спасение.
(43:44): «Какою мерою мерите, такой отмерят вам». Любое преступление является ограниченным во времени. Является ли мерой за меру воздаяние вечными муками за временное преступление?
В последней части беседы (47:07) интересная дискуссия о том, спасет ли Бог людей, которые сопротивляются спасению. Как тезис о всеобщем спасении соотносится со свободой воли? Дмитрий Владимирович говорит, что поскольку Бог всемогущ, Он найдет способ привести к покаянию каждую душу, хотя некоторые, возможно, будут очень долго противиться этому.
3. В книге «Пророчества Книги Даниила» на стр. 260–262 Д.В. Щедровицкий дает толкование на стихи, которые обычно понимаются как пророчество о вечных муках:
«…И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление…» (Дан. 12, 2)
Автор исследует этот стих, обращаясь к другим местам Писания и к древнееврейскому оригиналу. Он объясняет, что слова «жизнь вечная» говорят о вечном спасении.
Спасение в мессианскую эпоху будет вечным: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Римл. 11, 32).
Здесь апостол утверждает, что как повинны во грехах были «все», т. е. все человечество, так и помилованы будут «все». Бога мы знаем как любящего Отца, «…Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2, 4). И еще известно, что «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римл. 9, 16).
Последняя мысль очень интересная и неожиданная - помилование зависит не от человека, а от Бога. Бог ставит нас в специально подобранные обстоятельства и предлагает нам задачи, которые ведут к очищению и исправлению нашей души, даже если мы сами не стремимся к этому. Эта мысль перекликается с обсуждением о соотношении спасения и свободы воли в беседе «Спасение рода Адама» (см. выше).
А вот слова, переведенные как «поругание» и «посрамление», при более точном переводе означают «поношение, обличение» и «отвращение» соответственно. То есть грешники пробудятся не для вечного наказания, а для покаяния и вечного отвращения к греховной жизни.
Понятия, переданные в Синодальном переводе как «поругание и посрамление», в оригинале обозначены словами с несколько иным смыслом. Слово חרפות ‹харафо́т› означает «уничижения», «хулы», «поношения», а דראון ‹дэрао́н› — «отвращение». Итак, некоторые (אלה ‹э́ле› — буквально «эти») «пробудятся» для обличений («поношений») своих прошлых беззаконий, притом «поношения» (множественное число), очевидно, относятся ко многим проявлениям их деятельности на земле; результатом же обличений («поношений») станет их «вечное отвращение» (единственное число) к жизни такого рода и оставление ее.
О «вечных муках», как видим, здесь ничего не говорится.
Для подтверждения этой мысли Дмитрий Владимирович обращается к параллельному месту из книги пророка Исайи, в котором говорится, что перед наступлением Царства Божьего всему человечеству предстоит суд и обличение, которые приведут к полному изменению жизни на Земле
Отвращению народов земли от войн и взаимного истребления предшествует обличение Господне, согласно пророчеству Исайи:
И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала… и не будут более учиться воевать. (Ис. 2, 4)
Как видим, за «обличением» следуют не «вечные муки», но принятие наставления свыше и дальнейшая жизнь в согласии с ним.
Эпитет же «вечные» (עולם ‹ола́м›), очевидно, указывает на то, что обличения и последующее отвращение к злу запечатлеются в душах на вечные времена.
4. Вот некоторые выдержки из ответов на вопросы читателей, дополняющие книги и аудиозаписи.
Один из корреспондентов считает несправедливым, что грешники спасутся вместе с праведниками. Дмитрий Владимирович отвечает, что грешники спасутся только после очищения и покаяния, то есть, когда они уже перестанут быть грешниками.
...спасение для одних (праведных) произойдёт сразу (Матф. 25, 34), а для других (нечестивых) — будет отложено, пока они не отплатят «мерой за меру» (Матф. 7, 1) и не очистятся в «плавильной печи» геенны (Матф. 25, 41; ср. Ис. 1, 25; Мал. 3, 2–4).
Вы задаёте резонный вопрос: неужели, если человек «грешил и попирал закон Божий», то «всё равно ему дорога в рай»? — Нет, ни в коем случае! Пока он не искупит в геенне свои грехи и беззакония, — дорога в рай ему будет закрыта! Об этом апостол пишет:
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (I Кор. 3, 15)
Другой корреспондент пишет, что учение о всеобщем спасении может привести ко вседозволенности. Дмитрий Владимирович показывает на исторических примерах, что учение о вечных муках тоже не останавливало беззаконников.
Вы пишете, что принимающие учение о всеобщем спасении «вольно или невольно начнут с пренебрежением относиться к Закону Божьему». Бросим взгляд на историю Европы: многие ли, принимавшие учение о вечной погибели в аду, исполняли Закон Божий?! Устрашило ли сонмы убийц, насильников, грабителей — учение о вечном аде?! Предотвратило ли это учение тысячи войн, увенчавшихся Первой и Второй мировыми — с погибелью десятков миллионов людей (Откр. 6, 8)?!
А инквизиторам, верившим в вечный ад, — помешала ли их вера сжигать живьем тысячи и тысячи людей, которые, по взглядам палачей, после смерти как раз и отправлялись на вечные муки?
На вопрос о том, что будет с обитателями «нижних миров», Дмитрий Владимирович отвечает, что все они придут к покаянию и спасутся.
Сказано о конце времен:
…Будет Бог все во всем. (I Кор. 15, 28)
Как Вы думаете: будет ли Он пребывать в мучающихся в аду, или в «погибших навсегда»? Возможно ли помыслить такое?! А если нет, — останутся ли тогда какие-либо духи в состоянии вражды, или же — покорятся и покаются? Сказано:
…Доколе низложит всех врагов под ноги свои. (I Кор. 15, 25)
Низложенные враги — это враги покоренные и подчиненные.
Вот интересный и очень лаконичный ответ на вопрос «А ад вечен? Скажите, грешник вечно будет мучиться или до определенного времени?»
Ад не может быть вечным, поскольку сам он будет «повержен в озеро огненное», где и «умрёт» (Откр. 20, 14). Ад, в конечном счёте, лишится какой-либо «победы» (I Кор. 15, 54–55); в случае же «вечности» он оставался бы победителем по отношению к тем душам, которые в нём заключены.
Ад является местом очистительных наказаний: Бог «низводит в преисподнюю и возводит» (I Цар. 2, 6). При этом воздаяние осуществляется по принципу «мера за меру» (Матф. 7, 1; ср. Исх. 21, 23–25), ибо суд происходит «сообразно с делами» (Откр. 20, 12–13). Таково здравое учение Писания (Тит. 1, 9).
С процитированными книгами и аудиозаписями Д.В. Щедровицкого (а также и со многими другими) можно познакомиться на сайте shchedrovitskiy.ru
Вот ссылка конкретно на аудиозапись беседы Спасение рода Адама, чтобы легче было ее найти.