Без правильных вопросов нет правильных ответов.
Тимоти Саймон Смит.
Кто-то однажды назвал коучинг искусством задавать потрясающие вопросы. И, действительно, в этом заключается суть этого метода. Умение вовремя задать ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы, которые могут помочь клиенту найти ответы и принять решения, привести к озарениям и инсайтам – это сердце коучинга.
Когда нужен коучинг?
Рано или поздно многие из нас задумываются о том, как они могут изменить свою жизнь, сделав ее более яркой, интересной и увлекательной. Люди мечтают об успехе в бизнесе и личной жизни. И часто они начинают искать тех людей, которые окажут им поддержку, помогут понять их истинные желания и развеять одолевающие сомнения.
Таким человеком может стать коуч, который профессионально владеет настоящим искусством, не давая «универсальных» рецептов и советов, превращать несбыточную, казалось бы, мечту человека в настоящую реальность.
Метод коучинга может быть использован в решении совершенно разных жизненных проблем и ситуаций.
Это могут быть:
- отношения в семье между супругами или с детьми
- проблемы самооценки
- страхи и тревоги
- карьера и деньги
- поиск своего жизненного предназначения и многое другое.
Зачем коуч задаёт вопросы?
Несмотря на все разнообразие ситуаций, с которыми клиенты обращаются к коучам, можно выделить круг вопросов, которые присутствуют практически в любой коуч-сессии. Они задают алгоритм действий коуча. В общении с клиентом вопросы, задаваемые коучем, подталкивают клиента самостоятельно искать пути решения своей проблемы. Они формируют чувство ответственности, которое способствует и мотивирует клиента добиваться результатов. Задавая вопросы, коуч ведет беседу в правильном направлении, стимулируя рефлексию клиента и давая ему возможность более глубоко понять свои ценности.
Профессиональный коуч начинает работу с клиентом с создания доверительной атмосферы. Она позволяет человеку максимально раскрыться и за счет собственных ресурсов прийти к результату. Золотое Правило Коучинга – «Сначала установить с собеседником «рамку согласия» и получить согласие клиента на открытое и доверительное общение».
Все вопросы, которые использует в своей работе коуч, можно разделить на 2 типа: открытые (т.е. требующие развернутого ответа) и закрытые (с конкретным ответом, или ответом «да – нет»).
Открытые вопросы помогают клиенту расслабиться, снять напряжение, создать атмосферу доверительной беседы. Они включают ассоциативное мышление, дают возможность человеку самому подбирать слова и формулировки, чтобы выразить свою мысль. Закрытые вопросы используются реже, т.к. могут раздражать клиента, вызывая у него чувство, как будто он попал на допрос. Они нужны, когда коучу важно получить от клиента конкретный ответ (или такой вариант конкретного ответа, как «да - нет»).
Многие коучи чаще всего используют определенную структуру построения вопросов для своих сессий. Одна из самых популярных и доступных структур называется "Модель GROW (РОСТ)".
В модели РОСТА каждая буква обозначает определенный этап:
Goal (цель): установление целей клиента.
Этот этап направлен на то, чтобы внести ясность в то, чего человек хочет достичь. К примеру:
- Чего вы стремитесь достичь с помощью сеансов коучинга?
- Что бы вы желали видеть в результате данной деятельности?
- Чего именно вы хотите достичь? Почему именно этого?
- Опишите идеальный результат свой деятельности и т.п.
Reality(реальность): понимание своей текущей ситуации перед тем, как действовать.
Главный вопрос здесь — какова ваша ситуация прямо сейчас? На данном этапе коуч должен помочь клиенту лучше понять свою ситуацию.
Здесь могут быть такие вопросы, как:
- Что сейчас с вами происходит?
- Пробовали ли вы прежде что-нибудь сделать, чтобы достичь своей цели?
- Что, по вашему, вам нужно, чтобы достигнуть своей цели?
- Кто-нибудь из ваших знакомых уже достиг того же? Как они это сделали?
Options (варианты/возможности): изучение вариантов, которые можно использовать для достижения цели.
Здесь важно найти ответ на вопрос — каковы ваши возможности/ варианты действий? На этом этапе вопросы полезно выстроить в формате «мозгового штурма», чтобы клиент попытался найти возможные решения или пути для достижения своей цели. Например:
- Что может быть вашим первым шагом к достижению этой цели?
- Есть ли альтернативы или другой способ?
- Каковы плюсы и минусы этого варианта?
- Кто может вам в этом помочь?
- Какой путь вы готовы выбрать?
Way Forward(путь вперёд/что дальше): решение о действиях, которые человек предпримет в будущем.
Ключевыми вопросами этого этапа будут следующие: что вы будете делать дальше? Каков ваш путь вперёд?
Открытые вопросы на этом этапе помогут клиенту построить план действий и почувствовать мотивацию начать следовать ему.
Вот вопросы, которые могут в этом помочь:
- Что конкретно вы сделаете для достижения своей цели? Сколько для этого нужно времени?
- Что, по вашему мнению, нужно сделать в первую очередь?
- Каковы следующие три шага? Что ещё?
- Кого вы можете попросить помочь вам?
Искусство задавать вопросы – полезный навык, который под силу постичь любому. Учитесь действовать осознанно. Чаще спрашивайте себя:
- Что сейчас со мной происходит?
- Что я сейчас делаю, о чем думаю, что чувствую?
- Продвигает ли это меня к моей цели?
- Это несет мне удовольствие?
- Это действительно то, что надо делать?
Задавая себе эти вопросы, вы постепенно обучите свое подсознание находить ответы на любые вопросы и выходы из любой ситуации по пути к достижению заветных целей.
Еще одной практикой для повышения мотивации к достижению целей может стать технология «утренних и вечерних вопросов».
Утренние мотивационные вопросы:
- Что в моей жизни в данный момент радует меня больше всего?
- За что я испытываю благодарность прямо сейчас?
- Чем в своей жизни я горжусь?
- Что я сегодня могу сделать для достижения своей цели?
- Что я могу сделать для получения радости и удовольствия на пути к достижению цели?
Вечерние мотивационные вопросы:
- Насколько я сегодня продвинулся к своей цели?
- Чему новому я сегодня научился?
- Что можно было сделать иначе?
- Как я себя сегодня поблагодарил?
- Насколько сегодняшний день сделал мою жизнь лучше?
Вовремя заданные и правильные вопросы помогают избежать многих ошибок и неудач в жизни. Подчас даже один хороший вопрос может совершить настоящий переворот в мышлении человека. Собственные ответы становятся естественным фильтром, который отсечет все бесполезное.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.